Слушать прямо сейчас. Топ-20 культовых беларуских песен от экспертов

Проекты • Ирина Михно
Недавно в Беларуси прошла ежегодная музыкальная премия Experty.by, где по традиции отметили лучшие музыкальные альбомы ушедшего 2017 года. KYKY совместно с Finlandia решили узнать, какие беларуские песни-победители этой премии считают культовыми. Спросили и получили плотный топ-20 хитов нашей страны. На удивление в списке нет N.R.M., зато не обошлось без «Песняров».

Анна Жданова, получившая награду «Лучший электронный альбом»:

«Я долго думала о том, что такое «беларуская культовая песня», и выделила для себя несколько критериев, которые определяют это понятие. Первый – явное беларуское происхождение, то есть культовой может быть и русскоязычная песня, но все же что-то должно указывать на ее корни. Мой хит-парад открывает песня «Крамбамбули» «Абсэнт». Конечно, можно было выбрать что-то более попсовое из беларуского рока, N.R.M., например, но именно эта песня мне больше нравится в своей мелодичности, это такая легкая рок-баллада. Помню, слушала «Абсэнт» еще по телеканалу «Первый музыкальный», когда в школу собиралась: дико засела в мозг.

Вторая песня – «Алеся». Ее перепевали тысячи раз, но мне больше всего нравится версия Борткевича, она непостижимо крута. Про нее можно рассказывать иностранцам как про образец крутой беларуской музыки. Этакий красивый музыкальный ренессанс, который должен быть в моей подборке в качестве доказательства, что у меня не совсем отмороженный музыкальный вкус.

На следующей строчке гениальная штука, которую надо впечатать в гипс и поставить на полку – песня Юрия Демидовича «Etis atis animatis». Какой-то гениальный постмодернистский опус. Буквально недавно пересматривала этот перформанс – рыдала со смеху, но в то же время понимала, что маленький мальчик сделал очень крутое шоу. Даже не знаю, что еще должны сделать беларусы на детском «Евровидении», чтобы повторить эту магию. Можно было бы, наверное, добавить и номер Ксении Ситник, но спустя время ты все же понимаешь, что он не относится к числу «культовых». У Ксюши было максимально постановочное выступление: юбочка, патриотизм и флажки, а у Юры – магический зашквар.

Идем дальше. В каждой стране есть своя Лариса Долина, а в месте с ней своя «Погода в доме». И у нас, конечно, есть. Чтобы ее найти, я перелопатила кучу треков, прошлась по Пуксту, N.R.M., старым «Ляписам». Пересмотрела беларуские поп-хиты десятилетней давности типа «Маникюры» от группы «Мантана», которая сама играла на гитаре, ломая ногти. И до меня дошло: самая классная песня, которую уже не выесть из культурного кода беларусов даже кислота – «Супер-8» от группы «Леприконсы». Ее пели везде, наверное, и сейчас ночью на Зыбицкой вспоминают. Это даже не песня, а памятник ушедшему времени, пропитанный беларускастью. Помню ее где-то в начале двухтысячных: приходила на рынок, а пацан из ларька с сигаретой в зубах рассказывал, какие сборники на распродаже за две-три тысячи рублей.

Я решила, что последней должна быть песня, которая рвет шаблоны: старые треки, возрождаемые современными популярными музыкантами, типа «Яблони» и другие песни Сергей Михалка в этот ранг уже не попадают, говорить о чем-то очевидном не хочется – зачем? Поэтому будет немного свежести – «Розавы закат» от группы «Разбiтае Сэрца Пацана». Эти парни просто должны были родиться в Беларуси и собраться в один коллектив, чтобы оставить всем нам безумное музыкально-культурное наследие. Возможно, перед записью ребята собираются и говорят друг другу что-то типа: «Давайте сделаем рок, в который забьем немного своих локальных шуток, политико-экономическо-социального треша и сделаем свой сумасшедший коктейльчик». В общем, весь перформанс РСП – это очень круто».

Петр Клюев из группы «ЛСП», которую наградили дважды: «Лучший поп-альбом» и «Приз иностранных экспертов»:

«Выделить пять песен из всей беларуской музыки тяжело. Поэтому я просто назову пять хороших песен. Начну с номера пять  – «Абсэнт» от Лявона Вольского и группы «Крамбамбуля». Я долгое время жил за границей, плюс, являюсь гурманом интересных напитков, в общем, песня отражает мои личные эмпирические переживания. К тому же она достаточно интересная, я сам с моими ребятами однажды для нее аранжировку делал.

Дальше – «Воины света» от Сергея Михалка. Эта песня стала вторым гимном для многих беларусов и украинцев. Почему? Наверное, потому что она сильная, магическая, несет в себе дух определенного времени. Как по мне, «Воины света» – апогей творчества группы «Ляпис Трубецкой», их Эверест, если хотите.

Мои первые три места в топе «культовости» отданы легендарной группе, про которую говорят уже не один десяток лет (и не зря, ведь это лучшее, что создала Беларусь) – коллектив «Песняры». Я имею в виду классический состав группы, который начинал свою деятельность в «глубоком» Советском Союзе. Итак, третье место – «Крик птицы» в исполнении Владимира Мулявина. Песня, которая описывает практически все наши национальные страдания. Она очень глубокая, так что комментировать ее бесполезно – надо просто взять и послушать.

Валерий Дайнеко (мой наставник, в каком-то смысле) и его вариант песни на стихи Геннадия Буравкина «Зачарованая». Она выделяется среди всех, записанных в 70-х, тем, что исполняется в скретче, потому и остается современной. То есть это фактически фанковый западный грув вкупе с красивой беларуской мелодией и джазовыми аккордами. Прекрасное сочетание.

Первое место присуждается всему ансамблю «Песняры», точнее, их песне «Ты мне вясною прыснілася». В 1969 году по всему СССР проходила денационализация: людей буквально заставляли говорить на русском. И, несмотря на это, «Песняры» осмелились выступить с этой беларускоязычной песней на всесоюзном музыкальном конкурсе и даже заняли в нем второе место. Песня гениальная, это просто вышка мелодизма. Поэтому, когда я хочу поделиться беларуской музыкой с западными музыкантами или музыкальными критиками, включаю именно ее – все имитируют и всегда имитировали западные стили в музыке, но не «Песняры». Мулявин и команда умудрились смешать фолк, джаз и остаться аутентичными – такого мир точно не видел».

Владимир Ленкевич, солист группы Tonqixod, которая взяла главный приз за альбом года. И еще четыре: за рок-альбом, альбом на мове, призы большого жюри и штатных экспертов: 

«У маім выпадку топ культавых – гэта, хутчэй, спіс даволі олдскульных і вінтажных песень, якія або мяне асабіста ўразілі, або павінны былі ў свой час зрабіцца культавымі для ўсіх, але нешта пайшло не так. Я абмінаю Троіцу, N.R.M., супольныя музычныя праекты ды іншых герояў, чыя культавасць відавочная і неаспрэчная. І пачынаю адразу з бонуса – шостай песьні, якой стала «Калыханка» 1989 года ў выкананні Данчыка. Гэтая песня праходзіць па-за конкурсам, людзі, якія раслі ў 90-я, мусяць мяне зразумець.

Ідзем далей, першае месца –  «Перапёлачка» ад «Песняроў» (1977 год). Беларуская народная песня пра глыбокую дэпрэсію на фоне знясілення і голаду, ператвораная ў дасканалую арт-рок п'есу. На жаль, многія цяпер не ведаюць, што такое «Песняры» ў сваім росквіце, якія рабілі музыку сусветнага маштабу. Усе гэта загубілася недзе паміж усесаюзнымі шлягерамі кшталту песні «Вологда» ды ператасоўкамі ў складах (часам пераслухоўваю для натхнення іх рок-оперу «Гусляр»).

Другое месца – «Палац» з песняй «Страла» (1993). Калі пачуў яе першы раз у дзяцінстве, то проста не зразумеў наогул, што адбылося: ёсць такія песні, якія не адпускаюць. Гэта было надзвычай прагрэсіўна на пачатку 90-х, але і цяпер рэдка калі пачуеш такое нетрывіяльнае і ўдалае пераасэнсаванне народнай песні.

Усё. З фальклёрам закончылі. трэцяе месца – ULIS і песьня «Пакуль спяваю»(1989). Наогул ці не самым культавым у беларускай рок-музыцы быў (і мусіць застацца) гурт ULIS узору канца 80-х – пачатку 90-х. Пералічваць іх выдатныя песні можна бясконца: «Іржавыя дні», «Краіна ў кратах», «Кругі на вадзе», «Краіна доўгай белай хмары», «Пляц Францыска» і гэтак далей. Першыя два альбомы можна слухаць на рэпіце. Але «Пакуль спяваю» – найпрыгажэйшая.

Наступныя два дыскі і, адпаведна, песні з іх я ўспрымаю як непарыўнае цэлае. Пачнем: «Новае Неба» (Кася Камоцкая) з песьняй «Начная варта» (1999). Увогуле, альбом «Новага Неба» «Цэпеліны» заварожвае. Крыху гаражнае гучанне пазнаецца з першых нот: гітара Славы Кораня, меладычны бас з хорусам, напорыстыя барабаны са звонкімі талеркамі  – усё дыхае. А Кася Камоцкая спявае з невымоўна трушным надрывам і роспаччу. Альбом вельмі цэльны, вылучыць адну песню складана, таму прапаную «Начную варту» на словы Міхала Анемпадыстава, які нядаўна пайшоў з жыцця. I песьня «b» з чацьвертага месца – Zet і іх «Хлопчык» (2000). Дагэтуль дзіву даюся, як удалося атрымаць такое якаснае, свежае і насычанае гучанне на кружэлцы гурта Zet «З новым годам!». Недаацэнены альбом. І Лявон Вольскі тут файны. Хіба што адзін з найлепшых прыкладаў душэўнай сацыяльшчыны.

И апошняе, Pukstband – «Андалузский пёс». Сяргей Пукст перыядычна піша песні, якія я б сам хацеў напісаць. Ён культавы па ўсіх параметрах. Менавіта з песні пра Андалузскага сабаку я дазнаўся галоўную рэч – пра снег».


 
Ulyanica, удостоенная двух наград: «Лучший дебютный альбом» и «Лучший фолк-альбом»:

«Для меня проблемы в выборе культовых беларуских песен не было, долго не думала. Сейчас я не живу постоянно в Беларуси, но мне кажется, со стороны легче и проще оценить и обозначить то, что нас, беларусов, тянет, что мы чувствуем на расстоянии. Первая в моем списке «Купалінка», которую я пела еще маленькой девочкой в дуэте с сестрой – эта песня прошла со мной через всю мою пока еще не очень длинную жизнь. «Купалінку» исполняли в самых разных аранжировках – она везде звучала по-разному, но хорошо, это песню сложно испортить. Мне больше всего нравится простое народное исполнение а капелла, когда ее поют на голоса в женском коллективе.

«Касіў Ясь канюшыну» в исполнении «Песняров», потому что первый раз я услышала эту песню благодаря именно этому коллективу. Вообще, «Песняры» внесли огромнейший вклад в беларускую музыку: пожалуй, больше, чем они, еще не сделал никто. Мои друзья-музыканты из других стран, не знакомые с нашей культурой, некоторое время пребывают в шоке после прослушивания песен этой группы – они не ожидают услышать настолько профессиональные аранжировки и увидеть суперкреативные костюмы.

Идем дальше, «Ой рэчанька, рэчанька». Эта песня особенно близка мне: кажется, в ней заключен образ беларуской женщины. В грустной мелодии даже есть ответы на женские вопросы, которые возникают у каждой из нас: что и зачем я делаю, кто я такая, что мне уготовила судьба? Эта песня всегда в моих наушниках – она есть в разных исполнениях, но мне ближе всего версия народного женского ансамбля.  

Я решила, что в этой подборке должна быть песня на стихи культового поэта, и возникла дилемма: «Мой родны кут» или «Люблю народ наш беларускі»? В итоге решила остановиться на последнем – еще с детства мне очень запомнился этот стих, наверное, он мне все же ближе.

Последняя песня классическая – «Ой, рана» в четырехголосном исполнении (сама с большой радостью пою ее на открытии наших концертов). Эта песня очень сильная, во-первых, за счет отсылок к беларускому язычеству – то есть поиску самосознания: хотя смысл ее не так очевиден, понятно, что поется про Купальскую ночь и утро после нее. Во-вторых, ее мелодия ну очень красивая».

P.S. Лучший альбом года можно услышать вживую в Минске. 7 июня группа Tonqixod даст большой концерт в клубе «Брюгге». Билеты – от 15 рублей.
 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Патимейкер или модный сноб. Тест: кто вы на вечеринке

Проекты • редакция KYKY

В Беларусь пришло лето, а значит количество тусовок вырастет в геометрической прогрессии. Вместе с напитком Seth & Riley’s garage мы подготовили тест, чтобы помочь вам определиться: вы в душе патимейкер, блогер или бинджвотчер. Для этого честно ответьте на простые вопросы: как вы ведете себя, когда приходите на вечеринки? О чем общаетесь с людьми? А главное – как реагируете на свои неудачные снимки в фотоотчетах?