Энциклопедия юного стартапера: кто и в какие проекты готов инвестировать в Беларуси

Технологии
Мы поговорили с местными инвесторами о том, как они видят белорусские стартапы, во что готовы инвестировать и каково будущее локального движения в этой сфере.

patutin

Александр Патутин
Учредитель ООО «Стартап технологии»


«Я ищу проекты по нескольким направлениям: те, которые нуждаются в траффике, в новых пользователях, и которые могут быть синергичны с социальной сетью vseti.by, в которую я уже инвестировал. Это игровые проекты, полезные пользовательские сервисы, информационные ресурсы – разработанные продукты, которые не знают, как привлечь юзеров. В этом случае мы можем помочь как траффиком, так и деньгами. Ищем мобильные приложения разных форматов. Также SaaS-проекты, куда готовы вкладывать деньги и наши партнеры, крупные российские и израильские инвестиционные компании. Нам интересны любые сервисы, имеющие облачную прописку. Например, проект assistent.by – онлайн-бухгалтерия, благодаря которой индивидуальный предприниматель, где бы он ни находился, может зайти с любого устройства, чтобы составить отчет, распечатать бланк, заполнить декларацию. Проекты подобного плана мы ищем.

 



У меня свое издательство,
выпускающее строительные журналы
на отраслевую тематику.

 

 

Мой основной бизнес лежит в офлайн-сегменте. Еще я занимаюсь медиа, у меня свое издательство, выпускающее строительные журналы на отраслевую тематику. В этом плане мы очень разборчивы – работаем исключительно в B2B сегменте.

Наибольший потенциал вижу в IT-стартапах. Если конкретно – в игровых разработках, мобильных приложениях (лайфстайл, образовательные и опять-таки игровые), облачных В2В-сервисах, социальных веб-сервисах.

 



Стартап-движение в Беларуси
станет массовым через 1-2 года.

 

В реальном секторе экономики наиболее перспективны стартапы в сфере биотехнологий, фармацевтики, энергосберегающих технологий, робототехники, производства эффективных материалов с новыми свойствами.

Стартап-движение в Беларуси станет действительно массовым уже через год-два. Думаю, к этому времени будет больше профессиональных команд, появятся свои настоящие «звезды», стартапы глобального уровня типа Skype в Эстонии. Такие звезды, впрочем, и сейчас есть. Например, Wargaming. Через год-два каждый белорусский школьник будет мечтать работать в этой и ей подобных компаниях. К тому времени, думаю, условия для рождения и роста стартапов станут намного более благоприятными: появятся свои акселераторы, посевные фонды, профессиональные инвесторы-ангелы, государственные гранты инновационным компаниям. Но и спекулянтов на стартап-ниве, пытающихся заработать на ажиотаже, будет не в пример больше».

 

div

 

knirovich

Александр Кнырович
Бизнес-ангел, член сообщества «БАВИН»


«Когда финансы, нужные для последующего развития, стартапу не дает ни банк, ни фонды, ни какая-либо другая организация, на помощь приходят три группы потенциальных инвесторов. В английском для них есть специальная аббревиатура «3F»: Family, Friends, Fools. В последнюю категорию как раз попадают бизнес-ангелы, к которым я себя отношу.

Вложения в стартапы – это маленькие инвестиции, до 50.000 долларов. Именно такова моя планка. Если она превышена, то уже нельзя говорить о чистом бизнес-ангельстве, инвестициях в стартап. Я инвестирую в те вещи, которые сам могу понять. Например, есть сообщество бизнес-ангелов «БАВИН», в него вхожу я и еще 16 человек. С некоторыми из них мы сходимся во взглядах, с некоторыми – нет.

За 3 года в сообщество поступило порядка 1000 разнообразных проектов: иногда люди заявляют очень интересные инициативы, но имеющие отраслевую специфику, которую я никогда не пойму. Мне нужно будет нанимать эксперта, создавать отдельную компанию. Такие проекты вряд ли смогут получить инвестиции от меня, да и чаще им нужно больше, чем 50.000 долларов. Как пример, был проект по изготовлению каркасов для зубных протезов из определенного металла. У предпринимателя было небольшое производство, а он хотел поставить его на поток. Отличный проект, но вряд ли бы я проинвестировал его.



5 проектов из 10 умирают
3-4 выходят на самоокупаемость.

 

В IT-проектах чувствую себя дилетантом, но я способен рассчитать шансы путем анализа перспектив, поиска примеров аналогичных проектов в интернете. В этом плане я лучше чувствую офлайн-сегмент. И еще один критерий – я понял, что занимаюсь инвестициями, выполняя при этом социальную функцию. Я хочу, чтобы в Беларуси росло предпринимательство. Оно меняет общество. Как только человек начинает чувствовать ответственность за кого-то, кроме себя: за работников, за сегмент работы, который должен быть выполнен в определенный срок, – у него меняется менталитет.

За 3 года я инвестировал в 5-6 проектов с разной степенью успешности. Тут нужно понимать, что 5 проектов из 10 умирают, 3-4 выходят на самоокупаемость, и только один выстреливает. Прежде всего, инвестиции в стартап – инвестиции в людей. Всегда смотришь на человека и думаешь, под силу ли ему этот бизнес. Например, я инвестировал в производство сувенирного шоколада shocos.by, хостелы Traveller, также была инвестиция в виде займа для Postcards for Dream – открыток для посткроссинга. На данный момент у меня есть два IT-проекта. Первый – электронный учебник по математике для начальных классов, предполагающий обучение в игровой форме. Этот проект нацелен на западный рынок. Он представляет собой мобильное приложение для iPad, которое на днях должно быть выложено в App Store.

Второй проект аналогичного характера – экономическая игрушка Flyхsa. Ее мы тоже стараемся перенести на планшеты. В оба проекта размер инвестиций примерно одинаков.

 



Беларусь — непаханное поле
с точки зрения потребительского рынка.
Очень мало брендов. 

 

Я опасаюсь говорить про монетизацию, потому что в Беларуси нет рынка предприятий. В США предприятие сначала подхватывают бизнес-ангелы, затем – венчурные фонды, потом оно развивается до таких масштабов, что его покупает стратегический инвестор, либо оно выходит на IPO и продается на бирже. У нас есть только формальная биржа. EPAM – единственная компания с белорусскими корнями, вышедшая на нью-йоркскую биржу. Но она существует по американским законам.

В случае с офлайн-сегментом мы можем говорить не о монетизации, а об операционной эффективности, и то очень условно. Например, хостелы – прибыльное дело. Но тут все завязано на расположении, качестве обслуживания – уникальных вещах. Мы не можем гарантировать, что открыв хостел, он будет успешен. Сделать сеть из 10 удачно функционирующих хостелов, нам пока не доступно, и так будет продолжаться еще некоторое время. Монетизация начинается тогда, когда вы делаете массовый продукт. В случае с обучающей электронной книгой – если модель будет успешна с математикой, ее можно будет сделать и по другим предметам.

Некоторое время назад взрывной отраслью были облачные приложения, социальные сети. Беларусь ещё непаханое поле с точки зрения потребительского рынка – очень мало собственных брендов даже по сравнению с соседними странами. Все связывают с низким доходом населения, но эта ситуация не может не измениться. Как только делается продукт, ориентированный на человека, который живет здесь, он сразу становится конкурентоспособным и за 700 километров, например, в Москве.

«БАВИН» – единственная организация в поле бизнес-ангельства, и это мало для страны, в которой живет 10 миллионов человек. Спасибо Александру Патутину за то, что он активно поднял тему стартапов в Беларуси. Я думаю, что в ближайшие 10 лет этот тренд будет активно развиваться. Людей, которые готовы инвестировать, гораздо больше, чем кажется. Просто им нужно сказать, как это возможно делать, и они сразу захотят».

 

div

Российский опыт

grinevskaya

Ольга Гриневская
CEO «Главстарта»


 

«Наиболее успешными стартапами из тех, которые мы профинансировали, я считаю tagbrand.com, podorozhiki.com, YClients.com, NormaSugar.com. В любом стартапе, который претендует стать успешным, главное – это толковая команда, обладающая ясным пониманием своего бизнеса. Одним из самых жарких стартап-трендов для нас сейчас является e-commerce. Причем не в узком понимании «онлайн-магазин», а в широком – продажа услуг. С точки зрения инвестиционного интереса нас привлекают «новые медиа», в которых реализуются свежие модели монетизации, с которыми мы работаем. У нашей стратегии нет жесткой географической привязки, инвестиции может получить стартап из любой страны СНГ».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Пинка для рывка: обзор полезных Kickstarter-проектов

Технологии

Ручной 3D-принтер, каменные кубики для виски, биометрическая USB-флешка и две книги, одна из которых оказалась лампой — очередная подборка самых интересных проектов двух последних недель.