Улица, фонарь, хип-хоп

Город
Митрий Нетихий имеет прямое отношение к организации Street Awards, ежегодной и главной церемонии для белорусской уличной культуры. Журналу КУ он рассказал, как создавалась церемония, в какой год получилось не влететь на деньги и почему никогда не оглашается состав жюри.

Почему возникла такая идея? Она должна была рано или поздно возникнуть, так как подводить итоги – это естественное желание любого мыслящего человека. У нас уже был какой-то опыт мероприятий республиканского масштаба, мы до этого делали и Freestyle Cup, и Белорусский MC Батл, где участвовали с разных городов люди. Вот мы и решили взять на себя небольшую ответственность.

Изначально было 12 номинаций. По брейкингу – три, по рэпу – девять.  Тогда еще не вошли в моду зеркалки, и мы с ребятами из театра (Митя играет в театре – прим. автора) снимали промо-ролики. Снимали мы не на видеокамеру, а на фото. У нас было три промо-ролика адских. В конце каждого ролика был слоган. Был ролик один, где парень забредает в какой-то особняк, а там живет маньяк с топором. Парень находит сундук, открывает его, а там флаеры! В это время его гасит маньяк, кровь, и написано: «Он нашел, но не придет, а ты приходи».

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Первая церемония прошла в клубе R-Club, народу было человек 350.  Артистом года стал «Нестандартный вариант», они в этот год выпустили альбом «Еле слышно» и взяли еще номинацию «Лучший альбом». Открытием года стала минская группа «База 8.5», которая в этот год заняла первое место на международном московском фестивале RapMusic. По брейкингу лучшую команду взяли Wormechanics, которые сейчас уже не существуют.

Было интересно, мы влетели на некоторое количество денег. Но не на большое, так что это был успех. 

На первой церемонии, кстати, мы уже делали интернет-голосование. Но на нашей церемонии его итоги носят совещательный характер при формировании финального решения.

 

СМИ и фестиваль

В этом плане показательна вторая церемония. На ней оказались ОНТ, «Мир», СТВ. Так получилось, что поколение  журналистов в то время так или иначе имело отношение к хип-хопу. Перед фестивалем нас даже позвали на ТВ-передачу «Доброе утро, страна», нам задавали довольно много вопросов, а мы пытались четко все объяснить. На СТВ потом вышел сюжет после церемонии, довольно неплохой. Там был молодой корреспондент, причем со своей точкой зрения на белорусский хип-хоп. На ОНТ сюжет делала Катя Пытлева. В этом плане вторая церемония удивительная была. Я не знаю, почему так получилось, но так получилось.

На второй церемонии был у нас партнер – торговая марка «Царица Полей», они занимаются попкорном. Это было темой шуток для представителей хип-хоп-тусовки. Ведь «Царица Полей» – это практически божество (смеется), все очень серьезно это восприняли. Но все подкалывали по-доброму, без издевок.

Вторая церемония тоже была в R-Club, на то время там появились две сцены. Мы с этим поэкспериментировали, но больше так делать не будем.  На второй церемонии добавилось у нас граффити, первый раз диджеинг появился. Вторую церемонию мы провели полноценно по четырем направлениям хип-хоп-культуры. Диджеинг из себя представлял и представляет доселе просто скретч-баттл из тех диджеев Беларуси, какие захотели участвовать. Что из себя представляло граффити? Было две номинации: райтер года (ребята присылали по десять своих работ за год, жюри оценивало) и лучшее граффити. Номинация «Лучшее граффити» заключалось в том, что ребята на заданную тему делали скетч, сканировали его и присылали. Пять лучших должны были повторить это в клубе. В R-Club прекрасные условия были для этого, там было два таких карманчика на открытом воздухе. Мы сбивали планшеты, и ребята на них рисовали.

По рэп-номинациям на второй церемонии «Артистом года»  стала минская группа Alltypes, которая в тот год выиграла фестиваль QuickStyleCup и выпустила альбом. «Открытие года» взяла группа «Не будите спящих» из Гомеля. Номинацию «Лучший релиз» взяла компиляция от минского объединения MUskool. Они выпустили сборник «Бит. Бас. Кулаки».

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На второй церемонии я вышел на сцену, посмотрел на толпу – а тогда пришли около 600 человек – и понял, что R-Club нам уже больше не подойдет. Мы решили пойти в «Реактор».

На третьей церемонии появился скейтбординг. Нас поддержал Velcom, торговая марка Canyon и магазин Freestyle. Впервые мы не влетели на деньги. Для нас это было большим достижением.

Фишка еще в том, что мы никогда не занимались привозами артистов. Мы всегда делали события, где участвовали белорусы. А на белорусов ходят меньше.  У нас еще политика по билетам всегда была либеральная: мы распространяли много пригласительных и делали бонусы для тех, кто покупал билеты. Такие штуки помогают собрать целый клуб, но от этого нужно вовремя отказаться и перейти на платные билеты, чтобы люди уяснили определенный момент.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На третьей церемонии артиста года взял Яшар, который в тот год довольно плодотворно работал. Лучший альбом – Zeman. Райтером года стал Sher из Бреста, лучшее граффити было у Kink'а. В граффити добавилась еще номинация «Лучший тег».

 

Судьи

У нас есть традиция, по крайней мере в рэп-дисциплинах: мы никогда не оглашаем судейский состав. Я говорю: «Ребята, у вас есть выбор. Вы можете принимать во внимание итоги или не принимать. Мы вам ничем не обязаны, и вы нам тоже». Есть список победителей – зачем акцентировать внимание на том, кто это оценивал? Многие постоянно допытываются, кто судит. Я рассказываю, кто судит граффити и кто судит обложки.

В категории «Музыка» мы отбираем пять судей. Но тут следует отдавать себе отчет, что нужно прослушать огромное количество материала. Поэтому мы ищем людей, которые 100% его прослушают и которые в теме. У некоторых просто нет на это времени.  Важно найти тех, кому это будет интересно. Судьи оценивают альбомы и выбирают – каждый по десять. На основе этих данных мы формируем шорт-лист из десяти альбомов и десяти мини-альбомов. Потом этот шорт-лист мы даем тем судьям, у которых нет времени слушать сотни треков, но которые тоже профессионалы своего дела. И у нас получается десять судей, которые судят шорт-лист. Он же выносится на интернет-голосование. Берем народное мнение, берем десять судей – и получаем пять финалистов, которые будут оглашены на церемонии, и победителя.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

С каждой церемонией мы наступаем на огромное количество грабель.  Сейчас мы стараемся заранее ко всему готовиться, чтобы не приходилось все делать в последний день. Мы первый раз будем делать церемонию в клубе Re:public, поэтому еще с этим могут быть свои трудности.

Конечно, количество людей, которые приходят, растет. Количество номинаций растет. В некоторые номинации люди просто не подают заявки, хотя знают о мероприятии. Непонятно, что им мешает это сделать.

У нас есть одно правило. Мы максимально большое количество материалов отдаем судьям, чтобы они отбирали участников. Мы – организаторы, ничего сами не отбираем. Стараемся делать церемонию с чистой совестью, иначе ценность ее пропадет. Претензий может быть много по поводу результатов и по поводу их объективности, но претензий к нам по поводу добросовестности никогда быть не может, потому что мы на самом деле запариваемся этим вопросом.  Мы занимаемся bratinfo.by уже много лет, делаем StreetBeat, action.by. Можно просто нам доверять, а можно и не доверять. Я не буду расписывать, кто судит, по каким критериям, это детский сад. Всегда найдутся люди, которые все это раскритикуют.

 

Что такое белорусский хип-хоп

У меня никто этого не спрашивал, потому что интерес к белорусскому хип-хопу и уличной культуре еще не тот, чтобы независимые, сторонние журналисты себя растормошили до такой степени, чтобы пойти разобраться, у кого что спрашивать. Похожий вопрос мне задавали ребята с СТВ.

Главное отличие белорусского хип-хопа от того, каким он был, когда я пришел в эту культуру, и каким он стал – это Интернет. Расширились границы популяризации, но появилась побочная сторона этой штуки – искренность исчезла, потому что ты не так часто появляешься на концертах, не смотришь людям в глаза. Соответственно, появилось очень много неискреннего рэпа, неискреннего хип-хопа. Раньше уровень битов был, конечно, хуже. Уровень известности был меньше, но люди выходили на сцену каждую неделю.

У меня была группа «Неумолкаемые», мы два раза в неделю выступали на вечеринках. Какого она была уровня – это другой вопрос. Зато была практика, и все знали, что такое сцена, что такое люди. Сейчас многие группы не выступают в принципе. Не из-за того, что они хорошие или плохие, а потому что они не знают, как это делать.

Люди не знают, как подавать себя вживую. Они знают, как записать хороший альбом. Знают, на какой файлообменник его залить. Но когда ты скажешь: «Чувак, у тебя классный альбом, приди и выступи!» – ты увидишь на сцене в 80% случаев бревно. Нужны ведь определенные навыки, которые только с опытом появляются. Процент людей, которые видят свое творчество только в рамках Интернета, очень вырос.

Качество растет, потому что мощности компьютерные возрастают. Биты писать уже попроще. Раньше было сложнее все, и ребята умели ценить то, чего достигали. Сейчас люди перестают ценить свое творчество, перестают ценить творчество других, потому что оно слишком легко дается.

Не так и много людей ходят на концерты белорусских рэп-исполнителей. Все думают: «Зачем мне идти, что этот белорусский хип-хоп по сравнению с российским». Сами группы не заморачиваются своим промоушеном, как нужно было бы. Тут можно понять организаторов концертов, которые перестали делать концерты белорусских групп. Потому что они сделали концерт, а группа им взамен ничего не дала. Я говорю не о деньгах, а о той энергетике, которую они могли дать концерту. Все должны понимать, что это нужно всем, и должны делиться.

STREET AWARDS 2011

Street Awards

Street Awards

Street Awards

Street Awards

Street Awards

 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Минск – это дикий паук

Город

Недавно в галерее «Ў» презентовали белорусско-шведский проект CityArtLab и решали, что же делать с Минском. А шведский куратор проекта Каролина Фалкхолт и художница Анна Виола Халлберг рассказали журналу КУ, что ответственность за столицу пора уже брать на себя местным жителям.