Летаргический сон после взрыва: как жить без чемпионата

Культ
Людям не надо смотреть на окончание ЧМ как на проблему: закончится веселье, все впадут в депрессию», — 24 мая в Галерее «Ў» Анна Позняк и Лия Сафина, сотрудницы московского института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» (в прошлом обе имели отношение к созданию первой редакции KYKY), провели день открытых дверей и воркшоп «Жизнь после мега-событий».

Людям не надо смотреть на окончание ЧМ как на проблему: закончится веселье, все впадут в депрессию», — 24 мая в Галерее «Ў» Анна Позняк и Лия Сафина, сотрудницы московского института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» (в прошлом обе имели отношение к созданию первой редакции KYKY), провели день открытых дверей и воркшоп «Жизнь после мега-событий».

KYKY: Что изменилось в городской среде за время чемпионата?

Анна Позняк

Анна: Я стараюсь в Минске бывать часто, приезжаю практически каждый месяц, и когда я была здесь в прошлый раз, ЧМ только начался. Я видела, как какие-то пространства города оживают просто потому, что в них приходят люди. Приводила сегодня всем пример про зеленую зону у Кафедрального собора. Это было шоком: на каких-то зеленых кусочках фанаты садились, отдыхали, пили пиво, разговаривали. Минчане такого не делают. Когда зона огорожена кустами, все проходят мимо. А эти люди, не имея тех ограничений, которые есть в наших головах, просто шли туда и садились. Мне кажется, во многих частях города, во многих сферах было подобное оживление.

Лия Сафина

Лия: Для меня позитивным явлением является волонтерство. В Минске незнакомые люди друг с другом не заговаривают. Не принято, например, проходя мимо уборщика или человека, который работает в метро, поздороваться с ним. Мне кажется, вот это волонтерское желание помочь всем войдет в привычку. Желание быть открытым, улыбаться, идти на контакт, рассказывать про свой город. Иногда ты останавливаешь человека на улице, он бежит, и даже не успевает тебе сказать, как пройти куда-то, а тут минчане наконец притормозили и поняли, что открытыми быть намного интереснее, чем вечно спешить, глядя в землю.

Минчане в зоне гостеприимства смотрят хоккейный матч, источник фото

KYKY: Есть предположение, что после окончания Чемпионата Мира по хоккею народ впадет в депрессию, так как уже не будет непрекращающегося веселья на улицах. Что нужно сделать жителям Минска, чтобы не погрузиться в скуку?

Немига, ЧМ по хоккею, источник фото

Лия: Это связано не с чемпионатом мира. Людям надо что-то делать, чтобы не было скуки. Мне нравится понятие active citizenship — человек является не просто пассивным потребителем того, что город ему дает, но и сам активно что-то делает для других, в том числе создает возможности. У меня в Минске есть хороший друг Игорь Юхневич, хороший пример очень активного человека. Он не ждет, когда правительство что-то решит, не ждет финансов, которые упадут как снег на голову. Он просто придумывает, находит единомышленников и делает. Игорь делал прекрасные вечеринки «Too Tired Too Sleep» (когда был бар «Малако»), мы вместе с ним делали газету «КГ», сейчас он занимается газетой «Таймер», у него всегда много проектов. Волонтеров найти не сложно. Люди всегда готовы что-то делать, если им точно и доступно сформулировать свою идею. Поэтому можно и нужно брать и делать. Хотелось бы, чтобы люди, особенно после нашего воркшопа, посмотрели на все, что осталось после ЧМ как на ресурс, а не как на какой-то летаргический сон после взрыва.

Площадка перед Минск-Ареной во время ЧМ по хоккею, источник фото

Анна: Во время воркшопа мы показывали метод: ты не должен смотреть на что-то как на проблему. Людям не надо смотреть на окончание ЧМ как на проблему: закончится веселье, все впадут в депрессию. Прошло огромное масштабное событие, и теперь нужно думать, как использовать его остаточный эффект. Многие рады тому, что сюда приехало много туристов, и в городе был какой-то движ. Надо этим просто вдохновиться, и продолжать поддерживать. Не обязательно на уровне всего города, просто в отдельных компаниях людей. Недавно видела, что проходил субботник в Парке Горького, когда Игорь Корзун, тоже чудесный человек, любящий Минск, собрал людей, которые там своими силами убирали мусор, веселились, общались. Вот в таких маленьких вещах лежит большая сила. Такие вещи и поддерживают этот дух.

KYKY: Какие места Минска обладают наибольшим потенциалом для проведения масштабных мероприятий?

Анна: Большой потенциал всегда у парков. Не с той точки зрения, что их нужно полностью менять и трансформировать. Можно, например, построить крытый павильон, где люди могут отдыхать после пробежки, рядом с колонкой и водой. Это будет маленький сход, где смогут собираться бегуны. А потом вдруг оп! — туда приходит какой-нибудь бренд и говорит: «А я бы хотел забрендировать это место, готов вложить сюда деньги». И город уже получает деньги. Всегда есть большой потенциал в промзонах: у нас есть люди, которые занимаются дизайном одежды, или просто дизайном, или рукоделием, и их здорово собирать в одном месте, где они могут колаборироваться. Потенциал есть во всем, за что ни возьмись. Всегда можно взять заброшенный киоск и сделать там точку по продаже сувениров. Или гаражи, например. Для всего можно придумать интересное применение.

Лия: Еда и дети — это большой потенциал. В Москве и Хельсинки есть классное явление — ресторанный день. Каждый человек может на один день стать ресторатором. Ты выставляешь в парке стол, приносишь с собой домашние заготовки и продаешь. Смотришь, на что идет спрос. И людям хорошо: у них было три с половиной места, где можно было перекусить не фастфудом, а тут появляется выбор, а от выбора, естественно — счастье. Из этого ресторанного дня в Москве выросло много проектов. Например, одни люди решили арендовать маленькое помещение, и через окно продавать бургеры. Стали суперпопулярными, попали на обложки журналов, и уже открыли вторую точку в городе. А по поводу детей… Для детей не бывает много мероприятий. Частные мероприятия, частные воркшопы, детские сады, фестивали, кружки, детские лагеря — это прекрасное поле для того, чтобы переделать на современный лад то, от чего старшее поколение штырило в детстве.

KYKY: В чем самая привлекательная особенность Беларуси и конкретно Минска? Что может заставить людей остаться здесь?

Лия: Меня вдохновляют два фактора. То, что здесь есть активные деятельные люди, которые все берут в свои руки. И то, что Минск — деревня, в хорошем смысле. Люди знают друг друга, и им намного проще собираться в компании, проще затягивать в свои проекты других. И отличный повод для симбиоза проектов, когда можно сделать классное партнерство на этом. И я бы не недооценивала силу нетворкинга, потому что за рубежом все просто не знают, как куда попасть, им нужно постоянно налаживать связи. А здесь все уже на поверхности, все знают всех. Например, замечательная Галерея «Ў», которая нам дала помещение потому что мы их знаем, а они знают нас.

В связях огромный потенциал. Иногда не нужны деньги, если ты знаешь хороших, активных, интересных людей.

Анна: Я добавлю вещь, с которой, как мне кажется, очень важно всем в Минске просыпаться каждый день. Здесь очень много областей, которые никто не успел затронуть. Когда я еще училась в ЕГУ, у нас читал курс Виктор Мартинович. Он сказал, что никогда нельзя забывать о том, что в Беларуси есть шанс стать звездой (в хорошем смысле этого слова) в юном возрасте. Об этом важно помнить, в привязке к тому, что можно делать что-то действительно полезное. Когда появляются новые медиа-проекты или проекты, связанные с экологией, едой, когда открываются новые места — важно, чтобы это было на виду. Минск тем и уникален, что здесь очень большая вероятность сделать что-то уникальное первым.

Лия: Один из самых важных уроков, который я усвоила на «Стрелке»: если есть организация или компания, которая кажется тебе интересной, ты можешь им написать, прийти к ним пообщаться. Один из наших американских студентов в прошлом году зашел в одну очень крутую it-компанию и сказал: «Ребята, можно я буду сидеть и работать каждый день у вас? Вы не против?» Ему ответили: «Да, конечно, пожалуйста, с тобой очень интересно общаться». Для русскоязычной среды это нонсенс: почему люди бесплатно будут позволять тебе у себя работать, предоставлять интернет? Какое им до тебя дело? Но если не бояться поражений, можно многого достичь. Нам порой тяжело перейти формальные барьеры (я говорю не только про Минск, а про всю русскоязычную среду). Но если тебе раз отказали, два отказали — ничего страшного, можно пробовать еще. Не обязательно начинать с проектов, начните с поведения.

KYKY: Что является самым большим ограничителем в головах у людей, который мешает им двигаться?

Анна: Ограничитель — это и есть их голова. Во многом мы ограничиваем себя тем, что сами придумываем эти ограничения. Когда ты перестаешь о них думать и идешь как танк куда-то вперед, ты наверняка пробьешь много стен. Мне нравится пример ребят, которые делают «Freaky summer party». По-моему, уже делают похожий фестиваль «Relax» (Пикник в парке Горького), и это очень здорово. Есть и маленькие проекты, хороший пример — «La мора». Почему никто раньше этих ребят не додумался снять в частном секторе убитый дом, отремонтировать его и просто там собираться? Вот это вопрос того, насколько ты себе ставишь рамки. Можно думать «о, тут столько законов, я не хочу в это вгрызаться». Но есть такая вещь, как счастливое стечение обстоятельств: ты никогда не планировал как что-то выстрелит, а оно выстреливает.

Лия: Когда я занимаюсь со своими студентами, я сажусь и спрашиваю: «Ты чем вообще хочешь заниматься? Что тебя в жизни вдохновляет, что заставляет вставать по утрам? Окей. Ты хочешь это делать через полгода. Давай подумаем, что тебе нужно сделать сейчас, чтобы через полгода прийти туда, куда ты хочешь». Одни из главных блокировок — это страх и ожидание.

Все несчастья приходят из несоответствия ожидания и реальности. Ты приходишь куда-то, ждал «wow-wow-wow», а оказалось, что там просто «wow» — ты уходишь расстроенным. А если ты ничего не ждал, а оказалось «wow», ты уже рад.

Есть хорошее упражнение: ты прописываешь все барьеры, которые мешают тебе что-то сделать, а потом переделываешь их в задачи. Когда я пришла в «Стрелку», такой позиции, которая была мне нужна, не существовало. И я поставила перед собой цель: сделать так, чтобы «Стрелка» сама захотела создать эту позицию для меня. На деле, самые интересные проекты основаны на стыке разных логик. В Москве, например, есть прекрасный проект «Stay hungry». Это ужины дома. Девушки сняли специально квартиру, поставили длинный стол, зовут туда и профессиональных поваров, и людей, которые просто любят готовить. Любой человек может заплатить определенную сумму и прийти на этот ужин: в ресторан и в гости одновременно. Также они подбирают интересных людей, которые будут хорошими собеседниками, людей, которым есть что сказать на этом ужине. И это стык двух логик: ресторан, который не является рестораном, гости, которые не являются гостями, повар, который не всегда является поваром, и люди, которые вроде бы и случайно приглашены, но и подобраны.

Анна: Мы просыпаемся каждый день и уже знаем мир, в котором живем. Мы знаем, что проснемся в том же Минске. Он таким был всегда, он таким и будет. А круто просыпаться и понимать, что ты можешь придумать и сделать что-то новое сегодня. Если так неделю попрактиковаться, через месяц просто вырастет новая компания, потому что все барьеры останутся позади. На воркшопе мы дали ребятам свободу, они же находятся в контексте перемен.

Город надо постоянно изучать, постоянно работать со всем, что в нем происходит, пытаться понять, почему все есть так, как оно есть, и какие возможности открываются, исходя из этого. Информация будет генерироваться в режиме нон-стоп, будет яснее видно, что делать с городом, вопросов останется меньше, будет больше идей.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Какие из видов сэлфи вы еще не пробовали

Культ

Общество уходит от дакфейса семимильными шагами, совершенствуясь в иных видах сэлфи. В прошлом году само слово попало в Оксфордские словари, с тех пор уместность автопортрета на мобильный телефон более не обсуждается. Сэлфи делают даже Папа Римский и Бейонсе, не говоря о 55 миллионах пользователей Instagram. Наша цель: не отставать от тренда — смотрите, что вы могли упустить из десяти видов авторского самострела.