Финансовый директор Vondel/Hepta Сергей Ворожун. «Литература не всегда удобна и актуальна»
Год назад в Facebook был какой-то флешмоб, в котором нужно было указать 20 своих любимых книг, повлиявших на жизнь. Люди писали довольно активно, а я тогда поймал себя на мысли, что если я напишу 20 книг, то, возможно, это будут все 20 книг, которые я в жизни прочитал. Подумал и о том, что когда речь заходит о чтении, то общее мнение – это какой-то очень правильный, важный, необходимый вид деятельности человека, а если ты этим не занимаешься, то ты просто неудачник, и говорить с тобой не о чем. Мне уже 42 года, а все равно, нет-нет, да и проявляется некий комплекс по этому поводу – все кругом что-то читают, а я нет. Что делать? Куда бежать? Недавно журналист у меня спрашивала: «Сергей, а какие ваши три любимые книги за последний год?». Я ответил: «Вы попали не туда. Я человек, который много чего в жизни делает, но не читает книг». У меня две причины. Во-первых, мне читать не нравится. Я, конечно, за свою жизнь прочитал не 20 книг – побольше – но я хорошо помню, что есть книги, которые реально читаешь с удовольствием. Но они так редко встречаются! Большинство книжек я просто бросал читать еще в начале. Сам по себе литературный прием, когда тебя долго втягивают в историю – тяжел для меня. Я для себя подразделяю понятия «чтение книг» и «чтение как таковое». Потому что в жизни люди читают все равно много. Они читают газеты, колонки, лонгриды, на новостных сайтах – новости. Этот процесс потребления информации с помощью чтения всегда присутствует в жизни человека, но художественная литература – не всегда то, что удобно и актуально.
Вторая причина идет из детства. Я хорошо запомнил: в школьной программе есть предмет литература, есть музыка, есть изобразительное искусство. Но ни перед одним из предметов не было такого преклонения, как перед литературой. Тебе дают список книг на лето, и ты должен их прочитать. Предмет, которому придали важнейший статус – все эти сочинения, изложения... Никто же на лето не задавал прослушать какую-то музыку, никто не задавал пройтись по галереям или что-то нарисовать. А вот читать надо было – это принудительный способ воспитания детей, который, наверное, заложил во мне протест: «Не хочу я это делать, хочу другими вещами заниматься». В наше время считалось, что телевизор – зло, а книга – добро. Сейчас то же самое, только зло – компьютер. Хотя, как по мне, это абсолютно альтернативные развлечения или источники информации.
Аудиокниги – формат для путешественника
Последние несколько лет я стал много путешествовать, стал ставить аудиокниги. Когда ты едешь за рулем, трудно себя чем-то занять, кроме как рулить. Слушать книги – это, конечно, прикольно. Но при этом далеко не все жанры слушаются хорошо. Книга должна быть легкая, приключенческая, которая цепляет сюжетом. Даже хочешь дальше ехать, чтобы слушать, что произойдет потом. А еще с развитием интернета появились хорошие авторы колонок, хорошие порталы, и я полюбил лонгриды. Происходит какое-то событие, и люди пишут хорошо, обстоятельно и много. Лонгриды мне очень нравятся, я ловлю их везде, и мне их даже мало. Хочу зачитаться, «наесться», а текст заканчивается. Вот чтение блогов, статей, лонгридов мне и заменяет чтение книг. Еще я полюбил подкасты – когда люди не пишут, а просто записывают свои беседы – можно работать и в то же время слушать.
Фильтрация происходит естественным образом: ты подписываешься на какой-то сайт, например, или у тебя входит в привычку его посещать. Тебе там нравится, и ты там зависаешь. У меня на рабочем столе максимум 10 ссылок на то, что я читаю, но даже это нормально загружает информацией. Я, например, читаю Meduza, «Эхо Москвы», KYKY – уже этого на день мне хватает. А в социальные сети друзья и те, на кого ты подписан, расшаривают тексты, которые ты бы в жизни никогда не нашел.
Что будет с книгами в обществе, которое не читает
Чтение точно влияет на культурный уровень. Из тех людей, кого я знаю и кто читает много книг, как правило, – это люди, которые лучше говорят, оперируют интонациями, способны емко и четко выражаться – это факт.
Читающий человек – зачастую приятен в общении. Но мне кажется, я из тех людей, кто может дать фору по грамотности и владению русским языком многим читающим.
Так что говорить, что чтение влияет на грамотность людей – неправильно. Возможно, на процент болеющих зрением влияет чтение книг, но на зрение влияет и многое другое (смеется).
Я бы резюмировал, что книги – это все-таки не уникальная жизненная необходимость человека. Люди, которые не читают, уж точно не должны испытывать комплексов. Да и родители не должны гонять детей за то, что они чего-то не читают, а предпочитают нечто иное. Важнее заниматься той активностью, от которой тебя прет. А вот журналисты и писатели должны как-то оцифроваться. Должна произойти какая-то диджитальная эволюция. Хотя, многие жанры искусства существуют веками: театр, кинематограф. Поэтому и книги останутся хорошими, нишевыми и понятными жанрами в своем первозданном виде. Они останутся субкультурой – так просто это не закончится.
Активист Антон Мотолько. «Сейчас литературу заменяют записи в социальных сетях»
Сейчас я практически не читаю. Последний раз прочел небольшую книгу, когда был на отдыхе – год назад. Тогда было больше свободного времени, меньше напрягов по текущим делам, соответственно, можно было на пляже спокойно спрятаться в тени и с удовольствием читать книгу. Это был «Компромисс» Довлатова.
В детстве я читал не то, чтобы очень много, но по сравнению с другими детьми – достаточно. Мне было интересно. Я с удовольствием читал книги, вначале на русском, потом подключился и беларуский язык. «Таинственный остров» Жюль Верна прочел в шесть лет за три дня – все триста страниц. То есть в детстве и лет до тринадцати читал много, а потом появился интернет. Получилось так, что книги я стал читать на порядок меньше, а потом и вообще перестал, как окончил школу. Вначале появился колледж, а потом университет. Но при этом количество информации, которую я потреблял, увеличилось. С тех пор, как появился интернет, я стал читать с монитора намного больше, но не книг. Соответственно, и не художественную литературу. Её заменяли интересные материалы, а сейчас художественную литературу заменяют записи в социальных сетях. Поэтому читаю я много, но книги как целостное произведение или материал – все меньше и меньше.
Главная причина, конечно, – это время. Количество потребляемой информации, которое было 15 лет назад и сейчас, очень изменилось. Если раньше, приходя домой, мы включали большой компьютер, ждали, пока все загрузится, что-то там читали, то сейчас мы можем получить информацию, ложась перед сном в кровать со смартфоном и нажимая одну кнопку. Всё, на что раньше нужно было время, сейчас происходит моментально. Говорю за себя: я не могу найти время, все отложить, взять книгу и почитать.
Мода на чтение книг
Культурный уровень людей можно увидеть и без книг в тех же соцсетях: от стилистики, постановки речи, построения предложений и до стиля общения. По себе могу судить – я не излагаю мысль художественно, красиво, завуалированными фразами с использованием большого количества прилагательных, аллегорий и прочего, потому что влияет клиповое мышление: чем проще и быстрее ты скажешь, тем быстрее человек поймет, о чем речь. И, да, я считаю, что это фундаментальная проблема, что мы перестали читать всё от классической литературы «Золотого века» до современных классиков.
При этом, читая соцсети, можно заметить, что в других странах мода на чтение книг давно вернулась. Люди в большом количестве читают в метро, покупают книги, огромное количество рекламы на улицах именно об этом. В Беларуси я не видел рекламу в метро или на билборде, которая бы рекламировала не фильм, а именно книгу.
Даже в России, Украине и в Польше мода на книги вернулась – на художественную литературу, на научную, но у нас этого нет.
И я не имею понятия, почему так. У нас в принципе не развит рынок: это видно даже по печатной прессе. Если мы уберем все государственные СМИ и то, что дотируется из госбюджета, то у нас, в принципе, и остаются единичные издания. Даже в сравнении с Литвой мы и близко не стоим.
Еще сто лет назад говорили, что театр пропадет, потому что кино затмит все. Но театр живее всех живых. Я не думаю, что что-то случится с писателями и журналистами – потреблять информацию нам все равно придется. Вопрос: в каком формате.
Даже современная литература (хотя мне сложно утверждать, так как я не читаю) – то, что я вижу – больше похоже на компиляцию больших постов и колонок, которые просто загнаны в одну книгу, объединенные одной тематикой. Не думаю, что что-то серьезно изменится. Я бы не сказал, что и книги все безупречные и прекрасные. Вопрос в том, что практически на каждый товар есть свой потребитель. Если я, например, не люблю Есенина, но обожаю Короткевича и Дунина-Мартинкевича, то это не значит, что не надо было давать Есенину возможность продвигать себя через книги. Так что ценза здесь никакого точно быть не может.