Восемь признаков беспросветного провинциала

Анна Златковская
Обозначим сразу: быть провинциалом – это не о жителях небольших городов и деревень, а о тех узких границах, мешающих многим людям быть свободными. Это о том, как жить с оглядкой на других, о лишении внутреннего комфорта в пику социальной оценки и попытках любой ценой быть лучше всех – это только часть того, чем славится провинциал. И да, мы за то, что таким быть не стоит.

Признак первый: переживать о том, что подумают люди

Провинциал живет с оглядкой на общественное мнение, постоянно переживая о том, а что же скажут другие люди. Неважно, это соседка из ближайшего дома, коллега в кабинете или проходящий мимо человек. Внутренняя несвобода, ограниченная чужим мнением, мешает выходить за рамки собственного «я». В итоге личность тонет в потоке сторонних суждений, и, что печально, это касается многих вещей. Соображение о том, в какой цвет покрасить дом, что надеть, как красиво выразиться, чтобы угодить всем или сделать камин-аут о своей ориентации заканчивается ровно на пределе понятий посторонних людей. 

Одна знакомая, следуя данной установке, даже в жару не снимала черные колготки, так как переживала о том, что ее незагорелые ноги станут объектом осуждения со стороны мимо проходящих пешеходов. Мысль о том, что только ограниченные люди станут обсуждать белизну чьих-то ног в голову не приходила. Потому что это общая тюрьма: сначала обсуждают тебя, а потом ты обсуждаешь кого-то другого.

Признак второй: считать, что где-то там жить лучше, чем здесь, но при этом ничего делать, чтобы здесь стало лучше

Сравнивать – это, конечно, прекрасно, но только в том случае, если ты перенимаешь опыт другой стороны и пытаешься воссоздать его здесь, на своем месте. А не когда это превращается в утомительное нытье без перспективы что-то сделать самому. Нравится чистота немецких подъездов? Что собак пускают в рестораны? Что не паркуются на газонах и огораживают детские площадки? Убирай сам, лоббируй, агитируй, привлекай друзей и соседей. Либо переезжай и не утомляй никого своим брюзжанием на тему, что где-то там трава зеленее. Это пустословие не украшает и ничего не меняет в наших жизнях, а лишь раздражает, как жужжание комара.

 

Признак третий: отсутствие эмпатии и зашкаливающий эгоизм

Бич провинциалов, которые уверены, что их эгоизм оправдан и помогает выжить в любых условиях. Неспособность сопереживать другим людям, только если это не касается лично – кажется, именно с этого начинается падение любой цивилизации, когда цинизм становится массовой эпидемией. Вспоминаем случай с гомельским инвалидом, когда часть жильцов отказала соседу в установке электрического подъемника. Полное отсутствие анализа ситуации, желания вникнуть в проблему, не говоря уже о наличии обыкновенной эмпатии выдает махровых провинциалов, которых оказывается немало. Этим людям кажется, что такая тактика выигрышна, потому что они не берут чужие проблемы на себя. Но такое отношение как раз ведет к полной деградации и падению: однажды наш провинциал обнаружит себя на дне ямы, а помогать ему будет некому, ведь его общество живет по тем же законам. «Что? Чего? Ничего не знаю, моя хата с краю». Аминь.

Признак четвертый: зависть по жилищному вопросу

Тут немного о столице и маленьких городах, хотя и не только об этом. Но зависть к людям с квартирой, когда приезжие долдонят о том, как столичному аборигену повезло, вызывает недоумение. Если ты родился тут, у тебя и жилье соответственно тут. Как у тебя своя двушка или даже частный дом в родном Бобруйске, так у местного жителя своя квартира в родном городе. И не факт, что он не делит ее с бабушкой и братом. К чему придираться, если это закон проживания и прописки? Коль переехал, крутись, зная суровый мир личной недвижимости и ассимиляции. Либо снимаешь жилье, либо покупаешь. Иных вариантов нет. И в сотый раз посыпаться завистью, как подросток – прыщами, не стоит, это сразу выдает провинциала. А ведь ты сюда переехал как раз, чтобы стать другим, верно?

Признак пятый: приближенность к местной «звезде»

Провинциал кажется себе значительнее, если знаком с местной звездой. Даже если вы столкнулись в переходе или популярный персонаж является соседом по площадке – это возвышает каким-то магическим образом провинциала и будто бы делает его уже и не таким провинциалом. Только эта попытка приобрести статус за счет известной личности как раз и выдает масштаб персоны. Думается, что упоминание среди знакомых и друзей знаменитых имен добавляет очков индивидуальности, вписывая в касту избранных. На деле оно выдает жалкую показушность провинциала, который цепляется за чужой успех, чтобы позаимствовать «часть звездного света». И ладно, если он действительно фанат, знает все творчество наизусть и одно только прикосновение рукавами заставляет сердце биться чаще. Обычно же это просто чья-то известность на слуху, и частого упоминания звездной фамилии достаточно, чтобы тобой восхищались, хотя вы всего-то повстречались на мероприятии. Зато об этом можно постоянно всем рассказывать еще год.

Признак шестой: не доверять никому, всё делать самому

Своеобразная черта, которая с головой выдает провинциала, хотя, безусловно, хозяйственность и «золотые руки» – качества неплохие. Все дело в личной ограниченности и непостижению таких простого факта: это нормально, что каждый человек занимается своим делом. А делать все сразу – как правило, попытка сэкономить, при этом еще и пытаясь заработать. Неумение грамотно делегировать полномочия сотрудникам, считая, что только сам сделаешь на отлично, увы, тот еще провинциализм. Он говорит об отсутствии знаний в той или иной области, нежелании копать глубже и достигать новые высоты. Либо на зацикленности собственной персоны, когда все кругом дураки, один ты такой умный. Но так ли?

Признак седьмой: выбирать модные места, одежду и другие предметы общего восхищения

 

Любовь к брендам не потому что это качество изделия и тяга к определенному дизайну, а лишь по причине популярности у определенных масс. Хождение на культурные мероприятия не потому что ты поклонник данного творчества, а только из желания приблизиться к богеме, а потом блеснуть этим в своем узком кругу. Это как прочесть заголовок популярной книги и сказать:«Да-да, я читал, я в теме». Или посетить театр, но все отделение желать быстрее попасть в буфет и запить представления пятьюдесятью граммами коньяка – для погружения в атмосферу. Или купить шубу, но выгуливать ее по праздникам, ведь каждый день – очень жалко. А тут важно обладать, даже если кошелек не позволяет. И чем дороже бренд или мероприятие, тем лучше по меркам провинциала. Такой человек несчастен, ведь он не способен достойно принимать себя и личные возможности, в его системе координат важно, чтобы не хуже, чем у других. И щеголять этим. Не надо, правда. Лучше быть собой в старых удобных кедах, чем тем, кто тратит силы на попытки дотянуться до богатого соседа, который возможно, тоже просто играет роль.

Признак восьмой: презирать родные места да не любить свое

Провинциал не умеет любить ни родной город, ни тех, кто остался жить в родной стороне. Отвергает прописанные культурные коды и то, что его окружает, если это не «дорого-богато». Причем неважно, рожден человек в крупном городке или в маленькой деревушке, и несущественно, в какой точке планеты живет. Это какая-то абсолютная неприязнь к национальному колориту, выраженная в мелочах, в пейзажах, в характере и особенности людей. Пренебрежение, выказанное в презрительной форме, в отрицании любой связи, когда «они» там остались на своем уровне не глубже надписей на заборах, а он уехал, и это сделало его крутым. Потому что он впитал иную культуру, окружил себя модными предметами, дорогими брендами и другими людьми. Так, лишенные провинциализма люди, переезжая жить в мегаполис, не стесняются повесить в квартире на стены картины с картами родного Могилева. Провинциал, наоборот, украсит жилище дешевыми рамками с фотографиями Парижа и выбросит всё, связанное с родиной. Провинциал будет стесняться своих простых родных и их привычек, когда мама ест суши обыкновенной вилкой, а не палочками. Правило провинциала – правильно держать вилку для улиток а те же палочки, по его мнению, наделяют его аурой избранного, возводя на новый социальный уровень.

Провинциальность – это не знания и правильность речи, не о происхождении и месте рождения. Это об отрицании личного «я», вечном желании угодить и комплексе неполноценности, проявленном в потреблении и подражании другим. У таких людей внутри сидит крепкая мотивация, что позволяет увеличивать материальное состояние. На деле их личность упирается в ограниченные пределы, а уникальность в процессе стирается до нуля. Причем удовлетворение так никогда и не приходит, ведь всегда есть кто-то круче. 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter