Жизнь в потемках

Фотография
Участница Международной балтийской триеннале Mirjam Wirz рассказывает о ее проекте, посвященном белорусской столице.

Mirjam Wirz

Темой Х Балтийской триеннале международного искусства были городские истории. Проект развернулся на нескольких выставочных площадках: в центре современного искусства и в здании заброшенной поликлиники, расположенной на центральном проспекте Вильнюса. Над экспозицией для главной выставочной площадки работали Ann Demeester (De Appel, Amsterdam) и Kestutis Kuizinas (директор центра современного искусства). Выставка называлась «Black Swans, True Tales and Private Truths» («Черные Лебеди, Правдивые Сказки и Приватные Истины»). Для участия в проекте в Вильнюс были приглашены художники из разных стран. Им дали задание показать этот город глазами инсайдеров или аутсайдеров. Вместо того, чтобы селить участников Триеннале в люксовые гостиницы в центре города, их раскидали по вильнюсским спальным районам. Мол, смотрите на обратную сторону Европейской столицы культуры.

Вторая часть Триеннале – Vilnius Coop: gaps, fictions and practices курировалась Улой Торнау и Верой Лауф. Выставку разместили в заброшенной поликлинике в центре Вильнюса. Практически каждый день там проходили различные лекции, на которых исследователи рассказывали о своих проектах, связанных с пространством города. Одной из участниц этой выставки была Mirjam Wirz – фотограф из Швейцарии. Ее проект был посвящен Минску. Об этом мы с ней и побеседовали.

Если бы Вы могли описать Минск как своеобразный опыт, что бы это было?

В моем проекте я назвала Минск Potemkin City. Прежде всего потому, что архитектура в городе доминирует. В большей степени, чем в других городах, где я была. И это архитектура с очень четким посланием: она напоминает собой сценические декорации, воздвигнутые для людских масс. В своей публикации, я написала, что люди выглядят очень маленькими на улицах. Только дома, в квартирах, в их приватном пространстве они снова приобретают свой нормальный размер. За всеми этими массивными строениями живут очень добрые и открытые люди.

Расскажите немного о Flash Institut? Какова его история и почему Вы решили начать этот проект?

Название я придумала для одной выставки в Цюрихе, куда я была приглашена примерно три года назад. Я должна была как-то назвать и связать все, что делала последние несколько лет.  К моменту приглашения на выставку мы были группой людей, которые работали в одной вильнюсской студии вместе. Я так же сотрудничала с Джозефом Мисели, графическим дизайнером из Италии, который тоже недавно переехал в Вильнюс. Flash Institut стал платформой для публикаций, которые мы стали выпускать. Был еще другой мой проект – Flash Bar (Flash Bar – серия событий, которые Mirjam проводила в Вильнюсе с 2006 по 2008 год. Вместе с группой единомышленников она искала места в публичном пространстве Вильнюса, где можно было бы построить бар из материалов, которые оказывались под рукой - прим. авт.). Меня всегда мотивировала работа в специфической ситуации, создание временных и открытых проектов. Я никогда не планирую на далекое будущее, я просто смотрю, что происходит вокруг и что мне хочется сделать. В своих проектах мне хочется комментировать происходящее вокруг меня. Flash Bar был моей реакцией на развитие Вильнюса, в котором наметилась тенденция к ограничению публичного пространства.

Вы пробовали традиционную белорусскую кухню?

Я так не думаю.

Вы заметили что-то вроде локальной специфики, если говорить о белорусах и атмосфере города?

Люди показались мне очень любезными. Я помню, что была удивлена тому, что в час пик никто не толкал друг друга, как это часто бывает в вильнюсских троллейбусах.

Что касается города, выше я уже описала, что это был за опыт для меня. Мне понравилось, что в городе много места благодаря широким улицам и паркам. В Минске большое небо.

Ваш проект для выставки Vilnius COOP имел очень интересный формат. Издание больше походило за зин, чем на обычный журнал. Почему вы решили сделать его именно таким?

Каждая публикация Flash Institut выглядит своеобразно. Формат зависит от того, какие у нас возможности для печати, бюджет, какой дизайнер делает макет, кто вообще вовлечен в производство и прочее. Я не чувствую необходимости соответствовать каким-то стандартам или следовать неким условиям. Все само собой получается, и публикация выходит такая, какая получилась.

Представление публикации на выставке – это создание маленького музея в ней самой. Такого музея, который может быть распространен легко и без больших затрат. Такого музея, который найдет свой путь в жизнь людей, если его повесят на стену, будут использовать как бумагу, чтобы вытереть ботинки после дождя, писать на ней заметки. Это еще и своеобразная машина времени.

Каким было ваше самое необычное приключение?

Я бы сказала, что моя жизнь выглядит как череда маленьких необычных приключений. Это и поддерживает меня на плаву.

Что вы думаете о проекте Vilnius COOP и особенно о выставке, которая проходила в заброшенном здании бывшей поликлиники? Что такие проекты рассказывают зрителю, и какие цели они преследуют?

Мне понравился кураторский подход Улы Торнау и Веры Лауф. Я люблю проекты, которые пытаются подстроиться под специфические пространства и контексты. Публикации Flash Institut делают то же самое, о чем я говорила выше. Здание, которое они выбрали, отличное, в архитектурном плане мне оно очень понравилось. Хотя, мне кажется, там слишком многое изменили для выставки. Было бы логичней работать с тем, что было там изначально. Потенциал этого здания был с самого начала открыт для работы. 


Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Rock'n'Roll animals

Фотография

В Proud Gallery Camden открылась выставка музыкального фотографа и портретистки Sophie Jarry.