Показательные трудоголики и гибель дедовщины. Как смартфоны изменили нашу работу

Проекты • редакция KYKY

У вас бывает, что начальник пишет вам сообщение в полночь, а потом во сне вы его душите целую ночь? KYKY совместно с Honor 8X запускает серию материалов «beyond the limits» о том, как смартфоны перевернули нашу жизнь. Дальше будут материалы о дружбе и сексе, но начинаем мы с работы. Отбросьте дела, почитайте этот материал. Вы же понимаете, что мир уже не будет прежним?

1. Смартфоны убили субординацию

Во-первых, смартфоны нас всех сблизили даже больше, чем хотелось. Преподаватели вузов сетуют, что уже не могут выкладывать в Instagram фото в купальнике – его в любом случае заметят их студенты или школьники, а всерьез рассказывать им о дифференциалах потом не получится. С другой стороны, благодаря смартфонам и всей этой социально-диджитальной революции компании переходят с жестких вертикалей на горизонтальное управление. Начинающий проджект-менеджер уже не называет директора по имени и отчеству, потому что периодически они переписываются в час ночи в телеграме, отправляя друг другу дурацкие стикеры из фильма «Реальные упыри». Коллеги с горящими дедлайнами пишут и звонят друг другу даже в пятницу вечером, заставая друг друга в очередях супермаркетов или в зимбабвийском роуминге. Спасибо, что не отправляют голосовые сообщения из уборной (кажется, наша редакция уже близка к этому). По сути, смартфоны и мессенджеры лишили нас такой милой ретроградам дедовщины. У нас даже есть предложение беларуской армии: просто разрешите солдатам наконец пользоваться своими смартфонами! Никаких новостей о превышении полномочий в военных частях не будет, если призывники будут вести трансляции о своей службе или постить почасовые репортажи о своей жизни в твиттер.

2. Работать теперь можно хоть с Мальдив

Не факт, что это сделает вас счастливее, но теперь действительно можно купить смартфон, который не помещается в руку, и уехать с ним на зимовку в Индию или Таиланд. Конечно, при условии, что ваша задача на работе – либо принимать решения, либо вести чьи-нибудь аккаунты в соцсетях, либо подметать улицы. В общем, можно придумать себе работу, не дрейфьте. Когда у каждого первоклассника появился смартфон, спрос на многие профессии сильно изменился – теперь из этого гаджета можно выжимать хорошие деньги. Конечно, ваша бабушка будет считать, что вы «лайдак» и что вам пора найти серьезную работу. Что ж, ну а хипстеру Александру Гудкову, который работает на передаче «Вечерний Ургант», мама говорит: «Саша, ну почему ты так плохо одеваешься? Когда у тебя уже будет нормальная мужская дублёнка?» В общем, родственники всегда будут немного недопонимать вас, если у них еще кнопочные телефоны. Но об этом позже.

 

 

3. Мы постоянно переключаемся с задачи на задачу

Надо принять как факт: люди, родившиеся или выросшие со смартфонами в руке, совсем иначе управляют вниманием и памятью. Человек эпохи информационного шума улавливает каждый день столько информации, что Пушкин в свое время сам бы застрелился, не выдержав перегруза. Но ровно из-за этого мы не выдерживаем испытания длительными процессами, привыкая сокращать все телодвижения до свайпа по экрану. Блогеру, который 24/7 строчит в Твиттер или постит сторис в Инстаграм, новая книга Альгерда Бахаревича «Сабакі Эўропы» на 900 страниц кажется форменной пыткой. Книга такой толщины, что ей можно физически наказывать, повествует о человеке, который придумал свой собственный язык. Не кажется ли вам, что Бахаревич нас всех троллит?

А Мануш Зомороди в книге «Разреши себе скучать» пишет, что у человека 21 века впервые в истории появилась такая привычка, как самопрерывание. Это когда мы пишем текст, делаем годовой отчет, составляем юридическое обоснование – и вдруг просто так берем в руки смартфон, чтобы просмотреть пуши и проверить ленту соцсетей. Раньше никому и в голову бы не пришло во время прядения ниток вдруг отвлечься, чтобы написать письмо далекому другу или почитать заметку из утренней газеты. Я написала этот пункт и, кроме шуток, отредактировала еще три чужих текста, а потом еще попила кофе. Остальные пункты писались на следующий день, потому что по вечерам я преодолеваю книгу Бахаревича (и она крутая, но втянулась я только на двухсотой странице).

4. В смартфоне многие в принципе нашли работу. Или потеряли

Благодаря смартфону у многих вообще появилась работа. А некоторые ее наоборот лишились. Каждый божий день в Фейсбуке (и даже в Тиндере) кто-то ищет не ворующего клинера, оператора колл-центра из Гарварда или гуманитария со знанием трех языков программирования. Знаете, в чем ирония? Они находят. Медийщики вообще ищут работников по знакомым, да и эта тенденция мало отличается от «средней температуры» по стране. Когда вам нужен работник, вы не открываете вакансию на доске объявлений сайта, у которого дизайн не менялся со времен Шушкевича. Вы вспоминаете всех уважаемых людей и пишете им запрос о толковых сотрудниках. Потом вспоминаете своих бывших – и спрашиваете, нужна ли работа их новым пассиям. Когда уважаемые и бывшие заканчиваются, делаете публичный пост, мягко очертив, что на близких друзей ваш запрос не распространяется. Ну потому что друзья эти вам еще нужны. А вот если не нужны – то да, смело берете их на работу.

Точно так же легко в эпоху смартфона люди, которые все еще носят шапочку из фольги, работу теряют. Если ваш верстальщик до сих пор копирует текст нажатием правой клавиши мышки и командой «вырезать-вставить», его пора уволить или хотя бы отправить на «курсы новых технологий для тех, у кого к ним затянулась стадия отрицания». Многих людей в принципе заменили технологии – в рабочей сфере нет моды на живой антиквариат. Если вам кажется, что это распространяется только на ИТ-тусовку, просто посмотрите на то, какой успех имел инстаграм завода саратовских бетонных смесей.

5. Профили в соцсетях стали лучше детектора лжи

Все начальники и клиенты смотрят ваши профили в социальных сетях. Один мой знакомый дизайнер интерьеров в какой-то момент стал тотально зачищать свой инстаграм от фотографий с тусовок, где он с бокалом виски в руке падает в бассейн. Его заказчики ищут этот профиль, чтобы увидеть вылизанные фотографии готовых интерьеров, а не порадоваться за то, что у него насыщенная жизнь по пятницам. Боже, храни сториз в Инстаграме, которые исчезают в течение суток после публикации. Кроме шуток, я отписалась от обновлений нескольких людей, с которыми работала или продолжаю работать. Если журналист проваливает дедлайн материала, его редактор в этот день не должен видеть фотографии с вечеринки в честь дня рождения его внучатой племянницы. Да, «не палиться» умеют не все.

6. Кстати, смартфон помогает «не палиться»

Если вы общаетесь с клиентами или подрядчиками или кем угодно по почте или мессенджерам, где фото профиля не играет значительной роли, вы можете вообще не догадываться, как выглядит этот человек. У нашего коммерческого директора вообще неактивные профили в социальных сетях, и это не делает её плохим специалистом. Она королева стратегических переписок по почте и объяснительных звонков по телефону. Но если она встретит на вечеринке или даже на свадьбе троюродной тетки человека, с которым общается целый год, они могут просто не узнать друг друга. «Коллеги, доброго времени суток» в оффлайне не работает.

Еще ситуация. Вы сидите на совещании и вдруг вспоминаете: вы все забыли, что у топ-менеджера день рождения. Пока он рассказывает вам, куда движется ваша компания, вы создаете чат, в котором договариваетесь скинуться на подарок из соседнего магазина. Скидываетесь деньгами на карту самого нового сотрудника и посылаете его за портативной колонкой. Он инсценирует приступ астмы, удаляется с совещания и бежит в магазин. Возвращается красный, начальник искренне верит, что астма – штука нелегкая. В конце митинга все дружно вразнобой начинают говорить топ-менеджеру добрые слова, хотя понятия не имеют, какого цвета подарок. Начальник рад, что о нем помнят, остальные рады, что не пришлось потеть. Младший сотрудник счастлив, потому что у него теперь есть отмазка на случай необходимости сваливать домой в рабочее время.

7. Появился показательный трудоголизм

Конечно, стахановцы, которые перевыполняли план, были и раньше. Только им действительно приходилось добывать в два раза больше угля, а теперь достаточно просто писать много постов о том, что ты много работаешь. Да, логика «работать не много, а головой» в соцсетях работает изощренно. У каждого из вас есть друг, который часто описывает свои состояния переработки, малое количество сна, зато огромное число сделанных звонков. Этот человек старается показать всему миру, что у него самая лучшая работа, что его жизнь полна и насыщена, что ему в кайф в 11 вечера 29 декабря составлять план завтрашнего корпоратива одной крупной нефтяной компании, которая начинается на «Г». Это напоминает олдскульный анекдот «– Доктор, моему соседу 75 лет, а он говорит, что каждый день занимается сексом! – Ну, так и вы говорите».

Социальные сети с удовольствием принимают в свою паутину лайков людей, которые хвастают загрузкой, потому что они попадают в пост-американскую волну культа достигаторства. Увы, по факту количество постов о своей работе часто обратно пропорционально её реальному масштабу. И уж точно – эффективности. Так что возможно, каждый раз когда пицца приезжает к вам на полчаса позже оговоренного времени, на чьей-то странице появляется пост о том, как тяжела и недооценена работа курьера.

8. Смартфоны подарили шанс мизантропам и интровертам

Если к концу дня вы испытываете передозировку общения с людьми и бежите домой, чтобы восстановить баланс личного пространства, смартфоны вас спасли. Даже если вы об этом не задумывались. Мало того, что вы можете найти удаленную работу, вы можете фактически любую коммуникацию свести к щелканью пальцами по клавиатуре. Оставим в покое злых мизантропов, есть менее ехидная и более безобидная группа социума – интроверты. Не так давно меня позвали на неформальную встречу с незнакомым мне человеком из компании, в которой я уже была и о которой мы уже выпускали большой материал. «Ничего писать не нужно, мы просто выпьем кофе», – убеждал меня пиарщик. Я честно ответила, что пью кофе либо ради материалов и договоров, либо с друзьями. В ответ мне пришло сообщение: «Очень понимаю, сам такой». Вот такой диалог двух людей из мира медиа. Да, я понимаю, что в 90-е, когда все бегали с блокнотами и ручками, я бы просто не стала редактором.

9. Вуайеризм теперь стал легальным

Как никогда просто стало подсматривать за другими. Как это влияет на работу? Учитывая, что бестселлером сейчас считается книга «Кради как художник» – кардинально. Мало кто производит уникальный продукт, большинство переповторяют друг за другом, хотя и кокетничают, что нет. Те же, кто придумывает, как использовать нейросети для преодоления человеческого одиночества, обзаводятся миллионами и переезжают в Кремниевую долину. Но если вы станете знаменитостью, люди начнут копировать вас, ваши привычки, ваши коды, а желательно еще пароли и доступы. Вы должны точно знать, что там происходит у конкурентов, каким воздухом они дышат, какую воду пьют и по какой технологии работают – иначе проиграете в конкурентной гонке. Как в этом помогает смартфон? Сплетни и секреты разносить становится еще проще. Одна единственная фотография нужного человека в нужном месте может стоить кому-нибудь многолетней карьеры или, наоборот, эту карьеру выстроить. Раньше всё мог решить один звонок по телефону, а теперь, буквально, щелчок пальцев – движение, которым кто-нибудь пишет твит о харасменте в офисе.

 

 

10. Если у вас кнопочный телефон, вас не существует

Мы засыпаем и просыпаемся, глядя в экран смартфона. Как говорит экс-дизайнер Google Голден Кришна: «Душевая кабина стала одним из немногих священных мест, где мы можем обойтись без технологий. Пока». Почему мы маниакально трогаем свои смартфоны? Чаще всего мы просто боимся выпасть из той «реальности», в которой находятся наши френды в соцсетях. Это, кстати, часто бесит окружающих, у кого нет такого погружения в девайс. Директор издания Meduza Галина Тимченко признаётся, что не приглашает второй раз в гости людей, которые приходят, садятся за стол и достают свои смартфоны.

Но с большего, если вы не постите в ленту свою еду, свои хобби, детей, вино, для очень многих это значит, что у вас нет еды, хобби, детей, вина, да и сами вы не факт, что существуете. О вас забывают. Вы человек-невидимка. Вас точно не пригласят на работу, потому что кому-то понравится ваше портфолио из профиля (его же нет) или потому что вы пишете отличные тексты (вы же не постите их на страницу). Никто не узнает, что вы умеете делать хорошие снимки, будь вы трижды отличным фотографом (оффлайн-выставки уже не считаются). Дети, рожденные после 2015 года, вообще не будут знать, что такое кнопки в телефоне и зачем изначально нужен был блютус. Пройдет еще 15 лет, и эти дети начнут работать, а вам придется работать с ними. Вы уверены, что сможете догнать их, если у вас на ремне в брюках болтается чехол с кнопочным телефоном?

Неважно, мужчина вы или женщина, кем вы работаете и какой у вас доход. Смартфоны перевернули (или еще перевернут) мир каждого человека. К примеру, Honor 8X – безрамочный девайс с двойной камерой и процессором на базе искусственного интеллекта. Ну а раз техника уже умеет думать за нас, можно расслабиться и выжимать из нее по максимуму пользы. Особенно, если она такая бюджетная, как эта модель Honor.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Беларусь или Сингапур? Угадайте страну по её законам жизни

Проекты • редакция KYKY

Две этих страны – чистые, зеленые, в меру силиконовые – очень похожи друг на друга. Так, в октябре Сингапур и минск вошли в тройку самых чистых городов мира по рейтингу американского агрегатора новостей The Street. эксперты ждут, когда же Беларусь станет Сингапуром. Или она уже им стала? Пройдите совместный тест Tickets.by и LOT и узнайте. А потом внимательно прочитайте условия, которые позволят вам выиграть билет от авиакомпании LOT в Сингапур (туда и обратно).