Пост дня. О двадцатипятиметровой громадине, которую строят на месте ВДНХ

Илья Яцевич
«Если бы вместо ВДНХ строили квартал с набережной, по архитектуре перекликающийся с Верхним городом и Троицким, я бы всё равно всплакнул по павильону, но принял бы это, поскольку такая застройка поддерживала бы историческое ядро. Нам же предлагают семиэтажную постройку современного вида, ещё и запроектированную вразрез с градостроительными регламентами», – архитектор Илья яцевич написал у себя в блоге о новом здании архитектора Воробьёва, которое строит компания «Копаоник» на месте ВДНХ.

Довольно неожиданные и ошарашивающие новости по поводу того, что должно появиться на месте ВДНХ, к сносу которого уже приступили, начали появляться около месяца назад. КП в Беларуси тогда разместили новость на сайте с «птичкой», рендером здания с высоты птичьего полёта. Кое-какие инсайды удавалось получить и мне, но все без возможности разглашения, чтобы не подвести людей. Да, вот так у нас в проектировании всё и обстоит – полусекретно, только для своих, ровно до начала стройки, когда что-то изменить гораздо тяжелее. Это не некий сговор, это просто бездумное продолжение советской практики.

Вот статья Комсомолки и картинки оттуда:

Часть первая. Картинки и удача архитектора

Ну а в начале этой недели новость появилась на TUT.by, да ещё и с картинками, да ещё и с комментариями самого господина Лучиновича, главного архитектора Минска. Что ж, прекрасно, давайте смотреть:

Вот это, например, вид откуда-то условно с крыши одного из зданий на Зыбицкой. Я, кстати, не люблю увлечение такими видами. Правильная подача проекта – это, в основном, рендеры с уровня пешехода на улице, и только одна-две картинки сверху, для общего понимания. На картинке слева – ресторан, справа – гостиница. На фоне – объём Оперного театра.

Лучинович: «И это удача архитектора, что здание нормально садится по высоте, не доминирует и не превышает Оперный театр».

Что ж, давайте вместе считать этажи удачи архитектора.

Основное здание. Один – стилобат. Два и три – двусветное пространство с лобби. Четыре, пять, шесть – типовые этажи гостиницы. Семь – верхний этаж гостиницы. Всего семь этажей. Высота этажа здесь порядка 3,6 м, первый этаж обычно чуть выше, сверху здания – пирог кровли и парапет.

4,0+3,6х6+2=27,6 м

Плюс-минус пару метров на ошибку в высоте этажа и на толщину кровли и парапета. Итого высота здания – от 25 до 30 метров. Ресторан рядом. Два этажа со стороны Купалы, три этажа со стороны реки.

Скажите, вы тоже уверены, что эта двадцатипятиметровая громадина нормально села по высоте, не доминируя над Оперным?

И даже ладно Оперный, он далеко и на холме, я вообще не очень понимаю, почему Лучинович апеллирует именно к нему, если здание садится в зоне Верхнего города, от этого нужно отталкиваться. Вы можете представить, как 7-этажная махина раздавит Верхний город? Как будет восприниматься силуэт застройки района с такой вставкой?

Далее господин Лучинович говорит, что инвестор предлагал несколько вариантов фасадов, в том числе в арабском стиле.

«Но мы смогли доказать, что это не лучший вариант для места, которое расположено по соседству с историческим центром, где много культовых христианских памятников архитектуры», – говорит Лучинович.

Вероятно, тут мы должны раскланяться и истово благодарить заступников города, не допустивших арабских мотивов. Мол, вот чего мы избежали, а потому берите то, что дают, и радуйтесь. Так?

Часть вторая. О функциональном наполнении комплекса

Основное здание: 5-звёздочный отель сети Viceroy, торговый комплекс, казино, спа, бассейн, кафе, скай-бар. Ресторан рядом: собственно ресторан, нависающий над Свислочью и проходящими внизу пешеходами. Исторические корпуса Троицкого монастыря базилианок: медицинский и детский центры, торговые точки, кафе, апартаменты гостиничного центра.

TUT.by: «Таким образом, по задумке проектировщиков комплекс должен гармонировать не только с Верхним городом, но и с Троицким предместьем и Оперным театром».

Не правда ли, это как раз то, чего не хватает Минску? К двум недостроенным гостиницам Кемпински и Хайятт добавляется ещё одна гостиница Вайсрой. Тоже в центре, тоже на реке. И, конечно, ещё одно казино со спа-комплексом в историческом центре. На месте уникального элегантного стеклянного выставочного павильона.

Вот, например, Хайятт на Старовиленском тракте на берегу той же Свислочи:

Фото: Максим Малиновский, Onliner.by

А это лифтовая шахта без лифта в Кемпински, хотя снаружи он почти готов:

Фото: Павел Добровольский, TUT.by

Но вернёмся к нашему объекту.

Почему монастырские корпуса опять используют под функцию медцентра, кафе и – снова-таки – гостиницы?

Кстати, в статье ни слова нет про автомобильный подземный паркинг. Он там должен быть, чуть менее чем на 400 мест. И, в принципе, парковочные места центру города не помешают. Другое дело, что эти места почти наверняка будут заняты под нужды конкретно этого комплекса, а значит и ценность его для города стремится к нулю.

Единственное, за что стоит поблагодарить, — это за пешеходный мост через Свислочь. Его там действительно не хватает.

«Можно считать, что наша пешеходная зона таким образом продлится до Оперного», — добавляет Лучинович. Амбициозное заявление, потому что дойти до Оперного мешает улица Купалы. Там есть переход, а на картинке в Комсомолке обозначен даже подземный переход, но это уже не совсем пешеходная зона. Тогда уж можно сказать, что и весь Минск – одна большая пешеходная зона, переходов-то полно.

«Тщательное планирование прибрежной территории позволит создать активный общественный центр в самом сердце Минска, знаменуя тем самым появление новой достопримечательности на карте города», — говорят в компании «Воробьев и партнеры». Предположительно, окончательный проект комплекса будет готов к концу 2017 года.

Скажите, о каких новых достопримечательностях может идти речь в историческом центре города? Нам бы существующие окончательно не утратить, да утраченные как-то восстановить.

Что примечательно, проект будет готов к концу 2017 года, но работы по демонтажу уже вовсю идут. Хотя освоение участка должно начинаться после выдачи разрешения на строительство, которое получается, как ни странно, как раз после завершения «окончательного проекта». Ну да и тут лазейки можно найти. Скажем, если город обязан подготовить площадку за свой счёт к сроку получения разрешения на строительство, что здесь, по-моему, как раз и прописано в договоре. Вон, Червенский рынок или депо на Красной сколько лет уже как стоят, дожидаются инвестора. Статья TUT.by на этом заканчивается, а мои вопросы всё продолжаются.

Часть третья. Постановление Минкульта РБ

Давайте теперь обратимся к Постановлению Министерства культуры РБ от 21.01.2013 №6 «Об утверждении проекта зон охраны историко-культурной ценности — «Исторический центр г. Минска» (Текст правового акта с изменениями и дополнениями на 1 января 2014 года).

В тексте размещены общая часть и описываются границы зон охраны. Приложение со схемой должно быть в конце, но в тексте Постановления на pravo.by оно в крайне низком разрешении и документ без изменений, а на pravo.newsby.org (ссылка выше) текст с изменениями, но без карты.


На основании текста Постановления я сделал примерную схему с границами. Почему примерную? В некоторых местах описание уж слишком запутанное, многие параметры типа красных линий на гуглкартах не показаны и потому итоговые площади в моей схеме и в Постановлении немного разнятся. Так что эта схема скорее для общего понимания. Но большая точность нам и не нужна, поскольку искомый участок обозначен в тексте предельно ясно.

Итак, поскольку ВДНХ входит в территорию историко-культурной ценности, на территории запрещается:

  • «строительство зданий и сооружений, превосходящих по своим параметрам историко-культурные ценности XVI – XX вв., расположенные на данной территории;
  • осуществление деятельности, нарушающей сохранившуюся планировочную структуру исторического центра города;»

и разрешается:

  • «проведение мероприятий по сохранению историко-культурных ценностей на основании научно-проектной документации…»

Так что у нас с параметрами? Насколько данный объект сохраняет планировочную структуру?

Я понимаю, можно сказать, что ВДНХ – не историко-культурная ценность, а на пятне строительства только монастырские корпуса, которые как бы сбоку и на горке, потому всё хорошо. Но, читаем текст Проекта, пункты 2 и 4:

2. Исторический центр г. Минска (XI – XX вв.) является историко-культурной ценностью категории «1», внесенной в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь под шифром 711Е000001 в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. N 578 «Аб статусе гiсторыка-культурных каштоўнасцей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 119, 5/25167).

4. Проект зон охраны выполнен с целью обеспечения охраны историко-культурной ценности и окружающей ее исторической среды, заключается в определении границ зон охраны и установлении режимов их содержания и использования.

Поправьте меня, если я не прав.

Часть четвёртая. Схема планировочной структуры района

А ещё можно обратиться к схеме планировочной структуры района, которая содержит детальное описание каждого конкретного квартала. К слову, документ тоже в свободном доступе не найдёте, но мир не без добрых людей, так что вот часть текста, относящаяся к нашему району.

Нам нужен квартал №2-3, он описывает конкретно участок ВДНХ. Можно посмотреть и квартал №2-2, корпуса монастыря, но, насколько можно судить по картинкам, там всё соответствует регламенту. Пропускаем современное состояние и переходим в градостроительные регламенты. Там, в общем, нужно читать всё, но сюда я скопировал самое-самое:

2.1.Стратегические цели и задачи

2.1.1- установленные Генеральным планом г.Минска

«Осуществить регенерацию и реконструкцию городского исторического центра»,
«Сформировать комплекс туристических объектов европейского уровня как составной части туристской зоны «Исторический город»»,

«Исключить в процессе строительства и реконструкции уличной сети разрушение исторической планировки города, его силуэта, нарушение градостроительного масштаба и стилистических качеств застройки»,

«Не допускать формирования крупных столичных многофункциональных и специализированных общественных комплексов».

2.6. Форма освоения (застройка – все виды построек) (носит рекомендательный характер):

2.6.1 сохранение – нет

2.6.2 реконструкция (кап. ремонт) – нет

2.6.3 модернизация – нет

2.6.4 новое строительство — многофункциональный комплекс объектов общественного обслуживания с приоритетом развлекательных функций

2.6.5 трансформация (снос зданий и сооружений) — существующие постройки
(уточняются инвестиционным проектом с участием научного руководителя)

2.8. Тип застройки

  • исторические здания и сооружения – возможно воссоздание утраченных исторических построек по итогам специальных исследований
  • здания фоновой застройки – 4-х частный 2-х этажный комплекс зданий и сооружений с фасадами по всему периметру в масштабе и характере исторической застройки до 3-х этажей (аналог – запроектированный УП «Минскпроект» комплекс построек торговых объектов по ул.Зыбицкая). Целесообразно освоение подземного пространства для размещения парковок легкового транспорта
  • уникальные современные здания – нет

2.14. Формирование пространственного облика

Сохранение архитектурно-пространственного масштаба планировки и застройки в составе:

–градостроительных ансамблей:

  • планировочный узел на пересечении ул.Я.Купалы и ул.Куйбышева
  • застройка квартала №2.3 Троицкого предместья исторического центра г.Минска

– архитектурных ансамблей застройки:

  • ул.Я.Купалы от ул.Куйбышева до бульвара пл.Парижской Коммуны;

– панорамы застройки со стороны правобережных территорий р.Свислочь в зоне верхнего города исторического центра г. Минска (по итогам специальных исследований допускается изменение пространственных параметров в объеме воссоздания утраченных элементов исторического облика планировки и застройки).

2.18. Очередность освоения:

– I этап – реализация инвестиционного проекта (целесообразно создание многофункционального центра с приоритетом развлекательных функций и подземной парковкой) снос ряда существующих построек, парадное благоустройство и озеленение территории

4.1. Порядок осуществления архитектурно-градостроительной деятельности
Исключается деятельность, не направленная на воссоздание характера и масштаба исторической планировки и застройки.

В итоге, о чём говорится в этом перечне пунктов? Силуэт и планировку исторической части необходимо сохранить. Крупных многофункциональных комплексов быть не должно. Существующие постройки могут быть снесены, но это не обязательно.

Новый комплекс должен быть многофункциональным и даже развлекательным, но его вид должен сохранять существующий ансамбль, быть двух-трёхэтажным (как аналог – Зыбицкая; пример Зыбицкой, на мой взгляд, неудачный, но лучшего у нас нет), воссоздавать характер и масштаб исторической планировки и застройки.
И каким же образом наш семиэтажный комплекс соответствует вышеперечисленным параметрам планировочной схемы Генплана города?

Ещё можно спросить, что станет с загруженностью улиц. Уже сейчас в часы пик этот участок серьёзно загружен. Добавьте туда ещё постоянную точку притяжения пары тысяч человек – что получите?

А ещё хотелось бы ознакомиться с текстом Указа Президента РБ № 93 от 1 марта 2010 года «Об условиях строительства многофункционального комплекса в Минске в границах улиц Я.Купалы – М.Богдановича – р. Свислочь». По иронии судьбы, именно этот Указ, в числе некоторых других, отсутствует в правовых базах с открытым доступом в Интернете. Есть только изменение к нему, где говорится об изъятии земельного участка у предыдущего инвестора.

Часть пятая. Инвесторы

Отдельный вопрос у меня к инвесторам. Кто они? Некая компания Kopaonik, информации о которой в гугле нет. Запрос выдаёт или горный массив в Сербии, или минские новости про ВДНХ.

Ситуация с неким неизвестным, но очень уважаемым инвестором, у компании которого нет даже сайта в интернете, и который привозит в Минск известный бренд, обещает новые Венецию и Вегас, берёт под это дело лакомый кусок земли, а потом или исчезает, или строит типовое жильё, не нова. Мы это не раз проходили, и теперь рискуем наступить на те же грабли.

А лично мне связь с сербским горным массивом в названии и вовсе напомнила про небезызвестную «Дану-холдинг», управляемую сербскими братьями Каричами. Вдруг и наш арабский Kopaonik – не совсем арабский? Конечно, это всё походит на конспирологические теории заговора, но ведь забавное совпадение получается.

Часть шестая. Сравнение

В тот же день, как вышла новость TUT.by, я завернул после работы к ВДНХ и сделал несколько панорам. Ниже – одна из них. Понимаете, студия Воробьёва сделала очень качественные визуализации с очень выгодных ракурсов. Но почему нет ни одной с Верхним городом на фоне?

Высота павильона ВДНХ около 12,5 метров со стороны Купалы и около 15 метров со стороны Свислочи. Высота проекта Воробьёва будет около 25-30 метров со стороны Свислочи. Посмотрите на фото ниже, увеличьте стекляшку павильона раза в два во все стороны и замените невесомое стекло на глыбу бетона.

Часть седьмая. Не заключение

Исходя из всего, что вообще происходит с городом, я бы хотел утвердить некий мораторий на любое новое строительство, за исключением реставрации существующих или возведения новых объектов на месте утраченных ранее построек, на территориях исторического центра и некоторых других районах, ценных с исторической и градостроительной сторон. Безо всяких оговорок.

Минск ведь большой, пустых площадок – тьма. Взять то же депо на Красной. Хорошее место, почти центр, пустая площадка, не нарушает силуэт, если ограничиться 5 этажами. Или Хайятт. Ну не смогли достроить, ладно, в конце концов, здание немного в стороне стоит. Но зачем лезть в центр?

Кроме того, нам крайне необходимо реанимировать архитектурное сообщество, объединив множество разрозненных голосов, это бы помогло и в решении подобных архитектурных вопросов, и в финансовых вопросах, и в разработке нормативных документов. У нас есть Белорусский союз архитекторов, но, как говорил мой коллега, заслуженный архитектор, недавно почивший, союз этот сейчас занимается только лишь сбором членских взносов.

Необходимо любой новый проект с самого начала выносить на открытое и гласное обсуждение, в идеале сводя информацию по отдельным проектам, генпланам, ПДП на единой площадке в интернете. Надо заканчивать с текущим положением вещей, когда нормой является полная секретность проекта, оправдываемая некими инвестиционными интересами, вплоть до последнего момента, когда что-то изменить уже сложно.

Наконец, то, что в сложившейся ситуации первую скрипку играет инвестор с миллионами долларов в портфеле, меня уже давно не удивляет. Но до этих событий я был куда лучшего мнения о господине Воробьёве, считая его не только очень хорошим архитектором, но и профессионалом с принципами. После открывающихся подробностей моё мнение, к сожалению, изменилось.

Понимаете, тут ведь какое дело. ВДНХ – жалко. Восстановить исторический центр – хочется. Если бы вместо ВДНХ строили квартал с набережной, по архитектуре перекликающийся с Верхним городом и Троицким, я бы всё равно всплакнул по павильону, но принял бы это, поскольку такая застройка поддерживала бы историческое ядро. Нам же предлагают семиэтажную постройку современного вида, которая будет нависать с ещё одной стороны над центром, ещё и запроектированную вразрез с градостроительными регламентами.

Сделав снимок панорамы, я развернулся и направился к Немиге по Зыбицкой, и тут взгляд упал на такой вот ракурс. Крыши домов, стелящихся по холму, узкие улочки, шпили храмов вдалеке. Да, тут есть, к чему придраться в деталях, но, чёрт возьми, как не хватает городу даже таких видов!

Источник: блог Ильи Яцевича