12 декабря 2017, 09:45

Шестеро несовершеннолетних парней 26 ноября сбежали из могилевского спецучилища закрытого типа № 2, учащимися которого они являются. Их нашли и вернули. После – пятеро из них получили телесные повреждения, еще один – попал в больницу с переломом позвоночника. В связи с этим задержаны и заключены под стражу директор спецучилища и его заместитель. В отношении них озбуждено уголовное дело за превышение служебных полномочий, пишет TUT.by.

«Уголовное дело по статье 426 УК расследует УСК по Могилевской области. Следствие установило, что обвиняемые, выясняя у шестерых воспитанников возглавляемого ими учреждения образования обстоятельства и причины самовольного ухода с территории училища, избили несовершеннолетних, а затем организовали незаконное помещение их в комнату, ограничив тем самым свободу», – рассказала журналистам официальный представитель областного УСК Оксана Соленюк. Если мужчин осудят по 426 статье, им грозит лишение свободы от 3 до 10 лет с конфискацией имущества или без нее и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

UPD: в Министерстве образования заявили, что воспитанник учреждения получил травму при попытке побега, пишет БелТА. Факт избиения, установленный следствием, Минобр признает: «При поступлении сигнала от родителей по факту побега и избиения сотрудниками спецучилища этих подростков представители Министерства образования были направлены для принятия мер реагирования. Все дальнейшие решения принимались совместно с правоохранительными органами». Что на самом деле явилось причиной травмирования подростка в СПТУ в Могилеве, должна установить судебно-медицинская экспертиза.

На связь с журналистами вышла мать 16-летнего Андрея (парень, который сейчас в больнице), Елена Щавликова. Но сначала предыстория: сын Елены, Андрей, попал в могилевское спецучилище в октябре. Поводом отправиться туда стал факт, что он с одноклассником вскрыл чужую машину, забрал магнитолу и колоду игральных карт. Подростков приговорили к полугоду ограничения досуга: с 21.00 до 07.00 они должны были находиться дома. Но Андрей режим не соблюдал, поэтому инспектор по делам несовершеннолетних направил материалы в суд, чтобы поместить подростка в спецучреждение. С 12 октября Андрей находился в приемнике-распределителе в Минске, а 26 октября его перевели в Могилев.

Обратно к истории. Елена Щавликова рассказала, что о травме сына узнала от медиков: «В 7 вечера 28 ноября мне позвонила медсестра, сказала: «Вы знаете, что у вашего Андрея серьезная травма позвоночника? Нужно ваше согласие на компьютерную томографию». Я сказала, что согласна на все, что нужно моему ребенку». Елена попыталась выяснить, как ее ребенок оказался в больнице, медики ответили, что, мол, его избили. Тогда женщина связалась с одной из сотрудников администрации спецучилища: «Я ей сказала: «Объясните мне, пожалуйста, что случилось. Почему мой дитенок с переломом позвоночника находится в больнице, а я об этом ничего не знаю? Я же не лишена родительских прав». А она мне: «А вы знаете, что был побег 26 ноября?». Я сказала: «Послушайте, сегодня уже 28-е, почему вы мне не сообщили сразу?» На что та ответила: «А что бы это изменило?» На очередную просьбу пояснить, откуда все-таки у подростка травма, сотрудница администрации, по словам матери, сказала: «Побег был, заборы же высокие».

Женщина снова позвонила в больницу. Медсестра сообщила маме, что подростка допрашивают милиционеры, и предложила позвонить ей на мобильный чуть позже, чтобы поговорить с сыном. «Я первым делом спросила: «Андрей, что ты натворил?» Он ответил: «Побег». Я спросила, зачем. А он отвечает: «Мам, там жить было невыносимо. Нас постоянно били. Нам всё запретили: звонки, письма, передачи». Я спросила, почему он мне раньше не сказал об этом, хотя в письмах писал: «Я вытерплю, выдержу». Сын сказал, что письма читали — и не отправили бы, если бы о таком написали. По телефону он тоже не мог ничего сказать, потому что постоянно рядом находился сотрудник, контролировал».

Андрей рассказал матери, что, когда во время побега их поймали, привезли обратно в учреждение и начали по одному заводить в родительскую комнату, где каждого избивали сразу трое сотрудников училища.

После, их (сбежавших) всех на всю ночь оставили стоять в этой комнате с включенным светом. «Как сказала мне следователь, это единственная комната на территории учреждения, где нет видеокамер. Сын рассказал, что его вначале один раз ударили, он упал. А потом, когда ударили в спину, ему больно стало, он закрыл ее руками. Били двое, ногами. Утром в понедельник, мне следователь рассказала, этих шестерых по распоряжению директора отдельно от всех позже положенного повели на завтрак, чтобы остальные дети их не видели. И только во вторник, когда сын, как он объяснял мне, уже не мог идти — так ему было больно! — его повезли в больницу. При этом один из сотрудников администрации говорит, предупредил детей: «Это только начало для вас». А сыну сказал, что он симулянт», – рассказала Елена Щавликова.

Сын Елены, Андрей, в больнице уже три недели, диагноз – закрытый перелом первого позвонка поясничного отдела. Но скоро ему наложат корсет, загипсуют — и отправят обратно в училище. Правда, если в больнице дадут заключение о том, что Андрей не может в таком состоянии содержаться в заведении, его могут отправить домой, но это не точно. А пока его маме Елене медики советуют «решать вопрос с медсестрой училища», но этому специалисту, по словам Елены, верить нельзя: она приказывала ему замолчать, когда мальчик давал показания.

«Я очень хочу, чтобы сына перевели на домашний режим, потому что это все-таки травма позвоночника. Дитенок инвалидом может остаться. Но простить их всех [руководство спецучилища] — не прощу. Они даже извинения не попросили. Пусть суд решает, как их наказать. Пусть им будет такое наказание, чтобы они испытали то, что мой дитенок испытал», – рассказала Елена. По ее словам остальные ребята, которых избивали «рядом» с ее сыном сейчас находятся в в училище под круглосуточным присмотром инспекторов по делам несовершеннолетних, чтобы могли давать показания и на них никто из сотрудников училища не мог надавить.

«Случай побега 26 ноября был, больше я ничего вам прокомментировать не могу. И никто прокомментировать не сможет», – сказала в разговоре с журналистами заместитель директора по воспитательной работе СПТУ № 2 Алла Дикова.

Для справки: учащие регулярно сбегают из могилевского СПТУ № 2. В 2014 году сначала убежали пятеро парней, потом — тридцать четыре. Через три недели после этого учреждение самовольно покинули двое парней. За 2015 год таких случаев было три — подростки сбегали по двое-трое. Причем мать одного из них высказывала опасение за жизнь ребенка, которому предстояло вернуться в училище после побега.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter
По теме