an angelico group

Арт
Своеобразный, непреднамеренный срез популярной культуры со всеми ее минусами и плюсами.

В этой связи творческая группа an angelico, являющаяся объектом внимания в данной статье, как раз обладает вполне определенной средой возникновения, которая, безусловно, отличается от классического понимания колыбели искусства, но, тем не менее, своеобразна, противоречива и интересна. В первом приближении эту среду можно охарактеризовать как среду популярной культуры. Однако не стоит ассоциировать их творчество с индустрией развлечений и восхвалением пустой застывшей красоты, не несущей в себе никого смысла. На мой взгляд, это скорее попытка взглянуть на это изнутри, проанализировать те трансформации, которые она проделывает с личностью. Тема портрета, которая является ключевой для группы an angelico, позволяет проинтерпретировать ее творчество сквозь эту среду. В этом смысле это нисколько не является одой или апологией культуры потребления, глянца или даже гламура.

Я думаю, что многие согласятся: говорить о том, что хотел сказать автор – это страшный архаизм, поэтому мне хотелось бы сразу сделать одну существенную оговорку. Я ни в коей мере не претендую на «правильное» понимание и не веду речь о неком аутентичном прочтении этих портретов и всего творчества группы. Более того, я полагаю, что сама фигура автора уже не является неким сакральным вместилищем смыслов, которые загадочным, почти мистическим образом открывают нам глубины зол. Совершенно очевидно, что роль читателя или зрителя становится не менее, если не более важной, чем роль самого художника. Поэтому возникающий смысл всегда обнаруживает себя на пересечении двух перспектив – авторской и зрительской. В этом отношения я лишь пытаюсь раскрыть тот потенциал, который, на мой взгляд, имеют эти работы, но которой очень часто оказывается не воспринятым.

Выстраивая логику развития творчества an angelico, важно еще раз заострить внимание на том, что предтечей творчества данной группы являются серии портретов, выполненных Антоном Слюнченко. Интерпретировать эти портретные серии можно с разных точек зрения, однако я бы хотел отойти от технической составляющей данных работ и предложить интерпретацию этих портретов исходя из того контекста, которому они были адресованы.

3

 Untitled (Diana) by Anton Snt

Существенной деталью является то, что на многих из этих портретов изображены топ-модели – так называемые образы совершенной красоты. Если начать вдумываться в сам термин «топ-модель», то мы с известной неизбежностью придем к тому, что он окутывает нас загадочной, почти опьяняющей дымкой безупречности и идеальности. В некотором смысле само это слово отображает уже нечто большое, чем просто человека. Это отдельно существующая от него реальность или скорее квазиреальность, поэтому не остается ни малейшей возможности ответить на вопрос, изображаешь ли ты какого-то конкретного человека или уже нечто совершенно иное.

Эти образы топ-моделей поражают своей закрытостью, сухостью и если можно говорить здесь о красоте, то о красоте мертвой, застывшей, утратившей всякие признаки жизни. В моем понимании данные образы олицетворяют собой своего рода смешение образов смерти и бессмертия в одном лице. В качестве образа смерти здесь выступает немая, черно-белая, застывшая специфика изображения моделей, которые зачастую кажутся скорее мертвыми, чем живыми. А в качестве своеобразного эквивалента образа бессмертия мы можем говорить здесь о принципах тиражирования и предельной заменимости образов. Так, в определенном смысле топ-модель не может умереть, с ней ничего не может случиться, так как это на минуту опустевшее пространство будет моментально заполнено чьим-то новым лицом, каким-нибудь новым образом.

1

Unknown 3 by Anton Snt

В данной связи и рождается эта диалектическая связка смерти и бессмертия. Хотя можно говорить о том, что, таким образом, массовая индустрия приходит к каждому из нас, предлагая бессмертие в качестве полной растворенности в различных медиа, но при этом осуществляя своего рода стерилизацию и стереотипизацию, что на личностном, индивидуальном уровне равносильно смерти. Я бы оставил эти рассуждения с «левого берега» в стороне, так как они при всей своей занимательности могу привести к радикальным и не слишком объективным выводам.

В этой связи рисовать топ-моделей довольно занятная затея сама по себе, и в первом приближении довольно сложно представить, что подобная деятельность претендует на абстрагирование от данной среды, рефлексию над ней и может быть описана как некоторая самокритика популярной культуры. Однако, если более глубоко и детально проанализировать данное творчество, то обнаруживается некое неустранимое лукавство этой позиции.

2

Untitled (Daria) by Anton Snt

То есть, с одной стороны, это обретение некоторых вожделенных корней, некоторого контекста и, тем самым, противопоставление себя прочим белорусским современным художникам, которых носит по бурлящим потокам искусства без руля и ветрил. А с другой стороны, какая-то очень сомнительная игра с этим контекстом, его гиперболизация, его высмеивание и, в конечном счете, своего рода предательство этой среды и выход за ее рамки. Однако не стоит слишком уж опережать логику своего собственно рассуждения, забегая вперед, и делать скороспелые выводы. Для начала нам необходимо отойти от темы портретных рисунков и обратиться к теме видео портретов.

Видео работы группы «an angelico» крайне разнообразны: произвести какую-то исчерпывающую классификацию, по крайней мере, в данной момент не представляется мне возможным. В связи с этим я опять же хотел специфицировать свой интерес на теме или проблеме портрета в их творчестве. Если некоторые более ранние работы отличаются убийственной серьезностью и чрезмерной загадочностью, то в случае с более поздними видео, сама идея портрета начинает играть в совершенно новом ключе. Сама попытка работы с мультимедиа и использование новых технологий для создания портрета личности является довольно интересной темой для анализа того, как новые технологии позволяют изменять и расширять границы воспринимаемых нами смыслов. Но мне все же хотелось бы оставить данную проблему в стороне и вернуться к моему рассуждению относительно внутренней противоречивости творчества данной группы.

Итак, заявляя некоторые из своих работ как портретные, оказывается, что их крайне сложно, во всяком случае мне, воспринимать в плоскости портрета личности. На мой взгляд, это и становится принципиальным противоречием, связанным с тем, что портрет все-таки является чем-то персонифицированным, личностно окрашенным, а группа «an angelico», как мне кажется, некоторым спонтанным образом демонстрирует нам срез среды или контекста своего творчества. Тем самым, получается нечто крайне занятное: ставя перед собой одни цели, они решают принципиально иные, но не менее значимые и интересные задачи.

Вот эта двойная бухгалтерия и делает творчество «an angelico» особенно интересным, так как, на мой взгляд, этот эффект возникает совершенно случайно. В некотором смысле этот эффект очень напоминает проговаривание или какую-то спонтанную форму самокритики, так как, насколько мне видится,  в основе портретных серий не лежало изначальной интенции создать рефлексию над средой популярной культуры, вскрыть какие-то ее темные изнанки и продемонстрировать некоторый ее срез.

Таким образом, я полагаю, что одно из главных, пусть, и отчасти случайных достижений творческой группы «an angelico» заключается в том, что это своеобразный, непреднамеренный срез среды популярной культуры со всеми ее минусами и плюсами. Мы, конечно, можем сколько угодно долго занимать высоколобую позицию царствующих интеллектуалов и при этом с детской наивностью упрощать огромный пульсирующий мир популярной культуры до чего-то идиотски плоского и примитивного. Так или иначе, суровая действительность такова, что в этом «дивном новом мире» без понимания феномена популярной культуры уже совершенно невозможно претендовать на хоть сколько-нибудь релевантные и исчерпывающие объяснения действительности.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Художественный архив

Арт

Наблюдение за тем, как функционирует система искусства в другой стране.