«ZABOR» у входа в парк Челюскинцев. Такой подход к просветительской деятельности жителей города стоит не просто внимания, но и поощрения. Ведь если среднестатистический белорус не хочет сам идти в музей за «поглощением» искусства, то теперь само искусство идет к нему. Кого-то оно застигло по пути на работу, кого-то — при воскресном выгуливании маленьких спиногрызов, а кого-то — у выхода из метро при нервном ожидании своей ненаглядной половинки.
О минском «ZABORе» в свое время хорошо рассказал наш блогер Артем Онащенко, поэтому здесь речь пойдет о тяготах варшавского «ZABORa» и разнице в отношении горожан к такого рода проектам в Минске и Варшаве.
Выезжая в Варшаву, мы были уверены, что статья об открытии выставки будет из разряда хвалебных од с «мимишным» флером. Но польская столица встретила нас перчинкой. Парадоксальная вещь: нашему искусству удается обрасти цензурой даже в зоне Евросоюза. Десять полотен было снято по инициативе белорусского посольства в Польше. Аргументы весьма пространны: семь работ имели ярко выраженный сексуальный подтекст, и такая католическая страна, как Польша, может это не оценить, а полотна с советскими вождями потенциально оскорбили бы здание Совета министров, которое стоит напротив Ботанического сада.
Мы решили раскрыть тайну, рискнуть и выложить работы, не попавшие на варшавский «ZABOR»:
Страшно представить, какой калейдоскоп сексуальных картин мог самоорганизоваться в головах работников посольства, если они так забеспокоились за хрупкую духовность жителей Варшавы. Интригующе звучит и тот факт, что те самые работы с ярко выраженным сексом, не выйдя навстречу варшавскому зрителю, остались в стенах посольства.
Антонина Серякова, бренд-менеджер «Зубр Капитал»:
«В любом случае очень жаль, что жители Варшавы не увидят проект в полном его объеме. Концепция проекта считывается и в таком варианте, но все равно самые забористые и интересные картины были сняты. Изначально, когда планировалась выставка в Варшаве, мы отбирали работы исходя из предположения, что как раз варшавский зритель, в отличие от минского, готов воспринимать и понимать более острые проявления современного искусства. Мне жаль, что экспозиция вышла неполной. С другой стороны, все, что скрыто, всегда привлекает больше внимания. К тому же на сайте варшавского «ZABORa» выложен проект целиком, так что пытливые варшавяне смогут увидеть запретный плод в интернете».
Руслан Вашкевич, художник и участник проекта «ZABOR»:
«Это большой минус проекту. Высказывание художника, особенно «заборное», не надо останавливать на полуслове. Тем более без ведома автора, иначе это не высказывание, а какой-то пук. Внятного художественного жеста не получилось, некоторые авторы выглядят совсем нелепо, потому что от их серий осталась половина работ, а то и меньше. Такое своеволие могут себе позволить случайные, необразованные в культурном плане «специалисты», а если они такие осторожные и пугливые, то не стоило начинать этот проект вовсе. Тем более что со стороны минского устроителя акции — «Зубр Капитал» — все было сделано грамотно и предусмотрительно. Я имею в виду согласование их действий, макета и эскизов всех представленных работ для Варшавы с Министерством культуры РБ. Короче, хочется сказать: «Не надо баловаться!»
В итоге на самом открытии выставки в Варшаве в голове вертелось словосочетание «выставка-миниатюра». Возможно, если бы мы не видели минский размах этого проекта, то слово «миниатюра» и не появилось бы, но в Варшаве все действительно было в уменьшенном виде: количество работ, количество зрителей… Сама аллея, прилегающая к забору Ботанического сада Варшавского университета, и та была по-осеннему тихой, спокойной и особенно камерной. В таких условиях начинаешь реально оценивать ситуацию в Беларуси. Для такого города, как Варшава, выставки под открытым небом — скорее норма. В это время проходило как минимум два-три похожих проекта. Для Беларуси — невиданный размах. Наверняка в ближайшее время выставок, вышедших из музеев и галерей навстречу зрителю, будет больше. Это абсолютно беспроигрышный вариант — заборные проекты еще на протяжении не менее лет пяти будут пользоваться интересом со стороны массового зрителя, пока не станут для нас обыденной частью городского пространства. С другой стороны, это хороший способ помалу приобщать белорусского зрителя к современному искусству. Понятно, что большая часть населения страны к искусству по-прежнему относится лишь с традиционным подходом, давая оценку в формате «красиво-некрасиво». Концептуальное искусство для белорусов, не входящих в определенный круг культурного меньшинства, пока что-то «странное», «некрасивое», «непонятное», «неправильное» искусство. Именно поэтому ясно, что повесить на забор парка Челюскинцев «Искусственное дыхание» Вашкевича на данный момент в принципе невозможно. Но верится с трудом, что варшавский зритель не понял или отрицательно воспринял бы такую детскую шалость автора.
«При всех своих недостатках, как я теперь понимаю, минская акция удалась. Для Минска это было впервые: удачно выбранное место, масштабная реклама, архитектурная ситуация, количество зрителей, сам факт интервенции городского пространства искусством — это все плюсы минского «забора». Для Варшавы данная форма презентации не является удивительной: многочисленные заборы и ограждения в городе креативно и давно используют все кому не лень. Количество культурных событий на квадратный метр там и здесь тоже не сравнить. Без серьезной рекламной кампании шансов нет никаких. Плюс все вышеперечисленные минусы — и на выходе получаем соответственный результат. Незачет», — именно так Руслан Вашкевич оценивает сложившуюся ситуацию.
И пусть организаторы утверждают: «ZABOR» — это срез белорусского современного искусства, — с ними можно очень жарко поспорить, учитывая, что представлено всего четыре художника, да и те одной «весовой категории». Когда детсадовцы белорусской живописи могли грезить только о манке без комочков, этот квартет смело покорял пожарные лестницы женских общежитий в поисках прекрасных вдохновений.
Как минимум по причине возрастного различия проект неосознанно хочется расширить другими авторами, при всем уважении к Вашкевичу, Стальмахову, Ковалю и Альшевскому. Но «Зубр Капитал» смотрит на это с несколько другого ракурса:
«Мы хотим развить и сделать этот проект более комплексным. Скоро он поедет в Витебск. И мы не просто будем выставлять минский «ZABOR», но и дополним его работами одного из витебских художников. В связи с чем организовали конкурс, где любой художник Витебска может подать заявку со своими работами. Но мы решили, что все-таки связующим звеном долгоиграющего проекта «ZABOR» будут именно художники и именно эта четверка».