Идеология граффити: Just Writing My Name-2010

Арт
11 сентября в Минске прошел третий граффити-фест Just Writing My Name. Как все начиналось, как все прошло и что к чему, журналу КУ рассказали организаторы фестиваля Леша Neak и Стас (граффити-шоп The Wall).

Расскажи как появилась идея организовать JWMN в Беларуси?

Neak: Ну, фестиваль международный, он проходит по всему миру. Просто немцы нам предложили провести его в Беларуси, и в этом году он проходит уже в третий раз. Скорее всего, будет и четвертый, и пятый, и шестой.

Стас: Идея фестиваля JWMN – просто написать свое имя. Изначально идея была не в том, чтобы создать общую единую стену с одной темой, а в том, чтобы дать возможность каждому написать свое имя. Люди собираются, чтобы просто посмотреть, кто чего добился за год, пообщаться, узнать новости, потусоваться, послушать музыку.

Что в фестивале изменилось за три года?

Neak: Первый фестиваль был 2 года назад. Уровень пониже был: меньше участников, меньше стен, меньше краски. В этом году было уже порядка 50 участников, в два раза больше стен. Зрителей в десятки раз больше: на первом было, может, 100 человек, а на этом с виду 500-1000. 

Расскажи немного об участниках фестиваля в этом году.

Neak: Приехали ребята со всей Беларуси, как в прошлом и позапрошлом году. Приехали довольно известные ребята из Москвы и Питера, Киева. Чуть-чуть не получилось привезти иностранцев в этом году, но в будущем исправимся.

У вас в группе «ВКонтакте» разгорелись нехилые обсуждения по поводу того, как отбирались участники на фестиваль. Некоторые утверждали, что «кто-то в тусовке», а «кто-то не в тусовке». Вот расскажите, как вы выбирали участников?

Neak: Что там пишут, это просто пишут. Таких в интернете полно, на любом форуме, на любом сайте. В этом году мы вообще по максимуму постарались пригласить молодых художников. Если в прошлом и позапрошлом году мы вообще молодежь не брали на акции, то в этом году рисовали подающие надежды ребята.

Отбирал сначала эскизы я, потом все эскизы утверждал Мингорисполком в отделе идеологии, чтобы не было там свастик, пентограмм, бело-красно-белых флагов, чертей, демонов. 

Сложно разрешение получить для фестиваля? Что Мингорисполком запрашивает?

Neak: Первое их требование – эскизы. Получить… Ну, если стараться, то можно, но все  же не с первого раза удается. Мы нашли небольшую лазейку, через которую в принципе нормально все промутили.

В этом году на территории фестиваля нельзя было пить и хулиганить. Все так и получилось?

Neak: Да. На самом деле, пиво не пили. Может выпивать ходили в соседний бар, но на площадке никто не пил. У нас же законы поменялись, если в прошлом году можно было на улице пиво пить, то в этом нельзя. Все только из-за этого. В Мингорисполкоме очень сильно попросили, чтобы не было пьяных, не ругались матом со сцены и не курили.

Кто делал фестиваль? Сколько вас было и сколько времени ушло на подготовку всего?

Neak: В прошлом году я делал все один. В этом году мне очень помог Стас, большой респект и бла-бла-бла. Потому что такой масштаб, что один бы не справился. Вдвоем мы помучались, ну, не считая бумажек, которые подписывали везде. Три-четыре дня готовили всю площадку. Нам ребята-граффитчики приезжали помогать. Ну и полностью всю музыку на нашем мероприятии, от начала до конца, список участников, аппаратуру, полностью все сделал Леша Magamed. Поэтому да, втроем мы все сделали. По граффити мы вдвоем, а по музыке –Леша.

Одной из идей этого фестиваля является повышение лояльности общества к граффити. Как у нас с этим обстоят дела?

Neak: Что-то постепенно меняется. Уровень граффити в Беларуси поднимается. Государство сейчас вроде тоже лучше относится. А уровень граффити белорусского не отстает от России и Украины, даже в некоторых местах обгоняет. 

Какого возраста участники JWMN?

Neak: Наверное, от 18 до 33 лет.

Случались какие-нибудь нелепые ситуации за три года проведения феста?

Neak: Конечно, бывали. Бывали ситуации, когда я приходил в отдел ЖРЭО Фрунзенского района с предложением, просьбой провести фестиваль на никому не нужной, забытой стенке, причем приходил с письмом, которое подписал Титенков Михаил Сергеевич, заместитель председателя Мингорисполкома, что они дают добро на проведение мероприятия. На что мне начальник ЖКХ сказал: «Я не понимаю граффити так же, как я не понимаю, там, «Черный квадрат» Малевича. Ты мне ничего тут не докажешь». Я ему показываю письмо, а он мне говорит: «Титенков, а кто он мне тут такой?» Вот и все. На этом фестивале все было без особых эксцессов, пару небольших драк, а так в принципе все не выходило из под контроля.

Как выбираете места каждый год? По каким критериям?

Neak: Должна быть, во-первых, длинная ровная стенка. Площадка побольше, где люди могут свободно гулять и смотреть. Подальше от проезжей части. Место, где можно поставить музыку, подключить электричество. Вот, в принципе, и все. А это место… Просто случайно нашли стенку, узнали, кто владелец  и начали утверждать потихонечку: в управлении белорусской железной дороги разрешение брали, в Мингорисполкоме и в Ленинском РУВД, еще в Ленинском районном исполкоме. В этом году все утверждение как-то активно и быстро получилось, месяц на все про все.

Не пропадало у вас желание делать мероприятия после всей этой бюрократии?

Neak: Нет-нет-нет. Надо же продолжать и двигаться вперед.

Сколько прислали заявок в этом году?

Neak: Заявок было прислано 80-100, может, и больше. Я на самом деле не считал. Некоторые заявки просто просматриваешь и удаляешь, потому что там видно, что это первый рисунок человека, и он уже отправляет свои эскизы, свою первую стенку на фестиваль, хочет участвовать и рисовать. И потом возмущается, пишет в интернете, что был отбор нечестный и все куплено.

А есть какие-нибудь враждующие команды, которые любят попетушиться?

Стас: Да нет, у нас в Беларуси граффити-сцена довольно дружная. Конечно, есть люди, которые немного не туда двигаются. Было, конечно, пару конфликтов на тему граффити, но это все быстро решили и пришли к мнению, что нужно рисовать граффити, всем дружить и делать хип-хоп.

Стены после фестиваля никто трогать не будет?

Neak: Да, мы планируем написать всякие бумажки, письма, чтобы сделать это место каким-нибудь постоянным таким hall of fame, куда может прийти любой человек и порисовать всегда. Может быть, сделать тут какую-нибудь граффити-галерею.

Фестиваль сам по себе некоммерческий?

Neak: Да, все на добровольной основе. Все музыканты пришли поиграть за спасибо. За что всем большое спасибо! Ради идеи продвижения хип-хоп культуры в массы.

Есть в Беларуси какие-нибудь коммерческие фестивали?

Neak: В этом году это, грубо говоря, первый нормальный фестиваль в Беларуси. Происходили какие-то минимальные граффити-акции на 10 человек. Даже, наверное, за последнее время это самый крупный фестиваль, в Беларуси проходивший, потому что участвовало 50 человек, зрителей вообще была тьма. Музыка была очень громкая.

Стас: На День Независимости была небольшая акция от Life :), была акция от МТС 12 сентября совместно с комитетом по делам молодежи Первомайского района. Все писали слово «Минск». 

Много журналистов приехало на фест?

Стас: Да, дофига было. СТВ, там, еще кто-то. Из-за дня города может было меньше людей, но вообще приглашали практически всех. Интерес к граффити у людей за последние годы вырос, еще три года назад на это велись пару кампаний, несколько интернет-сайтов, а в этом году это уже было, начиная от телевидения, кончая всякими левыми интернет-журналами kyky.org (смеется).

Меняется как-то законодательство? Где можно рисовать, где нельзя рисовать?

Стас: Власти стали относиться к граффити серьезней. Конечно, начали активно бороться с нелегальными рисунками, расписанными остановками, зданиями и так далее. В то же время улучшилась ситуация с легальными местами, фэймами. Начали какие-то уже акции проводиться совместно с государством. Помогает БРСМ, проводит разные акции. В общем, легальное граффити развивается, и у него отличное будущее в нашей стране. А с нелегальным начинают бороться жестче и жестче, но это граффити.

Кого могли бы отметить из участников? Кто вам показался самым интересным?

Стас: Очень классно нарисовал Poker. Он вообще один из лучших граффитчиков Европы, у него самые крутые рисунки. Все, больше некого отметить (смеется).

Отлично показали себя ребята из Москвы, сделав совместную крутую стенку. Очень хороший рисунок сделали RA Crew, ребята из Минска, которые рисуют уже не первый год и делают все на очень и очень высоком уровне, серьезно подходят к рисованию. Некоторые, например, просто приходят, рисуют на 2-3 баллона рисунок, забирают остальную краску себе и уходят домой. True Stilo – это одни из лучший райтеров Беларуси, тоже очень круто нарисовали. Из молодых райтеров неплохо показали себяMonkey, Sunе и Tabs.

Были райтеры из Гродно, Полоцка, Молодечно, Бреста, Новополоцка, из Речицы. Приезжих было больше, чем минчан. Во многих минских командах есть райтеры из других городов. Они приезжают и делают какие-то совместные штуки.

А что райтеры из других стран знают о Беларуси?

Стас: Ну, сейчас граффити активно начало развиваться из-за интернета. Есть ресурсы, где можно посмотреть работы как белорусских, так и зарубежных художников. Но надо помнить, что каждый должен делать свое!

Есть белорусские ресурсы о граффити?

Стас: В основном все общение проходит «Вконтакте» или на каких-нибудь форумах. Но белорусский интернет в этом отношении не развит. Есть зарубежные сайты, такие как streetfiles, где очень много белорусских людей просто выкидывают фотки для того, чтобы общаться, держать какой-то контакт с Европой, чтобы показать себя, посмотреть на других.

Ездит кто-нибудь из белорусов на европейские фесты?

Стас: Мало кто ездит, потому что сложно визу получить, но к нам мы зовем много людей. Последнее время к нашей стране появился большой интерес у граффити-райтеров со всего мира, потому что это не самая популярная страна для граффити, многие хотят ехать сюда и просто рисовать.

Фото: Сергей G100f , Саша Постников

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

BEATS & FACES

Арт

О новом проекте, вдохновленном beats-движением, дизайном и жизнью.