В Солигорске не только соль

Кино
Саша из Солигорска снял цикл фильмов «История белорусского рэпа», создал хип-хоп-группу D2 и забрал документы с первого курса философского факультета. И рассказал журналу КУ, как самому стать частью чего-то большего.

вой первый фильм я снял летом прошлого года. Идея появилась после просмотра фильма «Хип-хоп в России: От первого лица». Я подумал, что в Беларуси мало кто знает историю рэпа. Хотелось и самому узнать, как зародилась хип-хоп-культура в нашей стране. Как раз тогда у меня появилось свободное время: мой напарник по группе ушел в армию.

Тогда я купил камеру Sony DCR-HC52, штатив, нашел через социальные сети контакты для первого фильма и отправился в Могилев.

Я думаю, эти фильмы для молодого поколения, которое приходит в движение хип-хоп и не знает истории. Мне кажется, тогда, в середине 90-х, рэп был настоящим, тогда это действительно держалось на энтузиазме. В то время рэперов, которые активно работали и выпускали альбомы, было не так много, как теперь, все друг друга знали, тесно общались. Занимались рэпом для себя, а для денег. Они работали грузчиками, на стройке, на заводе – но при этом находили время для рэпа. Я хочу показать это в своих фильмах. Мне кажется, современным исполнителям не хватает той искренности. Есть мода, есть понты, цепи, украшения, но нет того, что цепляет.

Сейчас уже снято 10 серий о легендах белорусского рэпа – Alay, DJ33 из группы «Подвальные рифмы», «Нестандартном варианте», «Эпицентре правды», Саше Спирте и других. Они стояли у истоков. И если они говорят о своих проектах и группах, то обязательно – и об истории рэпа в своих городах. География пока охватывает такие города как Могилев, Бобруйск, Витебск, Минск.

Съемка обычно проходит в домашних условиях или прямо на улице. Вопросы специально не готовлю, в моих фильмах люди сами рассказывают истории о том, как познакомились с хип-хопом и как дальше развивалось их творчество. Кто-то больше рассказывает, кто-то меньше, обычно беседа длится около часа. Затем я делаю монтаж и вырезаю собственные реплики, все лишнее, оставляю только их монолог.

Съемку и последующий монтаж делаю сам. Раньше я уже работал с некоторыми музыкальными редакторами. Поэтому было легче освоить программу для монтажа – Sony Vegas. Но никаких особых спецэффектов я не применяю, это не тот жанр. Единственное, что использую, – это уменьшение шумов и эффекты исчезания и появления.

Да, можно сказать, что мои фильмы низкого качества, особенно первые. Это связано с качеством техники – желания превосходят технические возможности. Ну и сначала не хватало опыта. Он появлялся по мере работы, что-то я узнавал из Интернета, что-то открывал сам. В моих планах на следующий сезон – купить аудиодекодер и улучшить качество звука.

Мое собственное увлечение рэпом началось в 16-17 лет благодаря моему другу. Потом мы организовали группу D2 (это сокращение от «Добрые души») и в прошлом году выпустили альбом. Сейчас больше возможностей для того, чтобы проявить себя, больше площадок, клубов, сейчас проще выпустить диск. Но, по-моему мнению, рэп стал хуже. Трудно найти цепляющие тексты. Если у тебя есть качественный материал, то лучше всего выложить его на rap.by – сейчас это самый посещаемый портал хип-хоп-культуры в Беларуси. Там оставляют хорошие комментарии и можно получить объективную оценку.

sasha

Хип-хоп – это музыка сэпмплов. Я постоянно слушаю разную музыку в поисках сэмплов. В поисках красивых фрагментов спускаюсь вплоть до музыки 30-50-х годов XX века, часто использую старую польскую и болгарскую музыку. Иногда сделать трек из сэмплов оказывается сложнее, чем сочинить трек полностью. Это как сложить пазл.

Если говорить о людях, которые вдохновляют меня, то это Саша Спирт, участник группы «Безопасные спички». Его тексты очень жизненные. Хотя он, как и много других творческих людей, увлекался алкоголем, поэтому рано ушел из жизни. Раньше у меня тоже были проблемы с алкоголем, но в какой-то момент понимаешь, насколько ценно время. Если не тратишь его на алкоголь, то можно успеть сделать столько всего интересного!

Как человек, снявший 10 фильмов об истории белорусского рэпа, я стал немного лучше разбираться этом вопросе. Откуда появился белорусский рэп? Как ни удивительно, первые рэп-группы появились не в Минске, а в маленьких белорусских городках – Лепеле, Орше. Первой группой была лепельская команда «Удар Банды».

Сейчас я жду друга из армии, чтобы выпустить второй альбом. Собираюсь снять новый сезон «Истории хип-хопа». Если бы появились единомышленники и люди, которые бы хотели бы поучаствовать или помочь, я был бы только рад. В перспективе – довести историю белорусского рэпа до сегодняшнего дня. 50 или 100 серий – я думаю, это здорово. 

Посмотреть остальные фильмы об истории белорусского хип хопа можно здесь.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Это лучше, чем таскать кирпичи на стройке

Кино • Андрей Диченко

Сергей Батура – молодой режиссер из Гродно. Он работает на европейских телеканалах, становится лауреатом международных кинофестивалей и не удивляется, когда его фильм про уличное искусство показывают по БТ. Журналу КУ Сергей рассказал, что в Европе любят белорусское кино и можно ли заработать с помощью камеры.