На улице, состоящий исключительно из баров, кабачков и пабов, произошли задержания людей, находящихся в нетрезвом состоянии. Это не Кафка, не Войнович и не Ионеско. Это Беларусь, детка. Оказывается, в административном кодексе одной из самых пьющих стран мира до сих пор наличествует прекрасная статья 17.3, которая предусматривает штраф до восьми базовых величин (168 рублей новыми. — Прим. KYKY) за «появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность».
Что интересно, проверить статью в действии правоохранители решили не на Чайкина или Харьковской (улицы в минских индустриальных кварталах. — Прим. KYKY), не на границе Ангарской и Большого Стиклево (окраины Минска. — Прим. KYKY), не в сквере вдоль Центральной (улица, которая начинается от проходной Минского автомобильного завода. — Прим. KYKY), где составить протокол можно было бы на каждого встреченного зомбака. Нет, милиция включила бдительность там, где каждый вечер на элитные спиритусы тратятся деньги, с которых можно было бы платить пособие по безработице всей Ангарской вместе с Шабанами. И то, что жертвами семнадцатой статьи стали не хронические неплательщики «коммуналки», а известные тусовщики, медийные звезды, а о самом событии с дидактическим гордостью рассказало ОНТ, переводит инцидент с уровня Кафки на уровень учебника по философии белорусской государственности.
Ведь, кажется, только ОНТ не почувствовал классового характера этого рейда. Вот есть островок НЭПа, улица-кабаре, где все носят бороды, знают, чем урбеч отличается от комбучи. И именно туда, погонять эту хипстерскую мерзость, направляются воины трезвости. Не странно ли?
Чтобы понять, что я имею в виду под «классовым рейдом», следует сказать несколько слов о самой улице Зыбицкой.
В архитектурном плане она представляет из себя катастрофу, сопоставимую с «домом Чижа» и недостроенным отелем «неКемпински». Тщательно стилизованное под представления жителей панелек о том, как выглядел старый Минск, она своим появлением навсегда изуродовала панораму набережной Свислочи. Ради застройки правой части Зыбицкой были «уплотнены» старинные липы, под сенью которых пряталась одно из наиболее живописных местечек в центре.
Домики на Зыбицкой выполнены в популярном сейчас стиле «агро-конструктивистского рококо», предусматривающем смешение всего со всем плюс пилястры, растительный орнамент, и обязательно зеркальное стекло.
Но для той молодежи, которая не дошла до улицы Октябрьской, Зыбицкая стало символом «настоящего», «исторического» Минска. Поговорите с любой девочкой, которая зависает в здешних заведениях, и вы услышите, что Зыбицкая — она как Троицкое (предместье с черепичными крышами, отстроенное после Великой Отечественной войны. — KYKY), но лучше.
Но архитектура — не самое главное. Люди, которые позавчера приехали, а вчера вписались в кредит на Каменной Горке, ищут энергию не в пластике и не в точности декора. Более того — когда наступает ночь и включаются фонари, эти люди вдруг сами начинают излучать киловатты бешеного счастья. Большая нарядная толпа гуляет навстречу, девушки, блестя фианитами и цирконами в ушах, подкрашивают губы на ходу, река пахнет свежестью... Даже самому упрямому борцу за совершенство может показаться, что он в центре Вселенной, где-то между Пятой авеню и Бродвеем. Точно такую же атмосферу, только без скидки на бэкграунд Зыбицкой, можно застать на Вильняус в Вильнюсе, Унтерлинденштрассе в Берлине или Фам Гулаа в Сайгоне.
Но и это не самое главное. Когда ты заходишь в одно из заведений на Зыбицкой,заказываешь себе 150 шотландского односолодового, которое встанет в 30 евро, да сигару за 80 новых рублей, внутри у тебя происходит сдвиг. Ты сидишь в интерьере, который, опять же, с определенной натяжкой (которую очень облегчают 150 скотча), можно было бы воспринять как элитный. Уютные кожаные кресла. Старый натюрморт на стенке, купленный у старьевщика не менее чем за 100 евро. Настолько старый, что уже и рамка немного поломалась. Клетчатые обои. Много дерева, которое при пристальном взгляде оказывается пластиком, но зачем смотреть пристально?
Пренебрежительное официанты, которые лишь подчеркивают, что ты не абы где, не в баре «Белочка» на Партизанском.
И вот ты поджигаешь сигару, глотаешь виски и осознаешь: ты элита. Ты в закрытом клубе. Ты буржуа. А все те, кто давятся коктейлем «Бурачок» (чернила «Крыжачок» плюс трайпловский «Буратино», 50:50, смешать, но не взбалтывать) в сквере вдоль Центральной — быдло, пролы, чернь, зомбаки.
Ты чувствуешь себя дерзким. Свободным. Значительным. Ты долго к этому шел. И вот ты здесь. Среди прочих равных. Обитатели бара: лихие, задорные, с сигарами — и есть хозяевами этого города. Министры, милиция, выборы — вам смешно от всего этого. Вы давицесь от хохота, и односолодовое течет по вашей элитной челюсти и капает на элитную рубашку, купленную в варшавском H&M за 25 евро.
Потом вы выходите из заведения, и вас берет патруль.
За нахождение в нетрезвом состоянии. Статья 17.3, пункт 1. Конечно, вы разволнуетесь. Вы кричите: знают ли они, кто вы такой? Эти пролы, эта чернь. Вы фактически держите весь рынок китайских надувных медведей в Пуховичах. Вы резиновый король всего Пуховичского района! С сигарой и скотчем. Но патруль вас не слышит. В опорнике составляют протокол. Вас ждет суд и до восьми базовых штрафа — это в том случае, если во время объяснения сержанту, кто вы такой, вы его не сильно обидели. В противном случае — нары и 15 суток, а то и уголовка. И где вы теперь, элита? Где, буржуа?
Мне кажется, смысл классового рейда, произошедшего на Зыбицкой, именно в напоминания «хозяевам страны», кто здесь хозяин на самом деле. Чтобы, когда накидаются своим двенадцатилетним Glenfiddich — ходили аккуратненько так, по стеночке — до такси и домой, на кухню! Там можно и о буржуазии покричать, и о резиновом короле Пружанщины. Пардон, Пуховичей. Шепотом покричать, чтобы соседи не пожаловались.
Очень полезно перед выборами. Но и без всяких выборов очень полезно. Пролы должны знать свое место. А буржуазии нет даже в Sporting Club. Ведь этот класс определяет не количество денег, а настоящая свобода. Которая проявляется в том, как человек ведет себя днем, трезвым и за пределами клуба.
Источник: Budzma.by