Персона еще совсем молодого по режиссерским меркам Мэттью Вона при детальном изучении оставляет впечатление восхищенное и слегка пугающее. Начинал этот красавец плечом к плечу с Гаем Ричи, принимая гораздо более весомое участие в культовых «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш», чем может показаться. Затем дороги двух многообещающих британцев разошлись: один решил стать уникальным творцом, второй женился на Мадонне.
Не умаляя заслуг Ричи, все-таки стоит понимать, что между »Большим кушем» и «Шерлоком Холмсом» — а это почти восемь лет брака с Королевой попа — режиссер выписывал совершенно непонятные человечеству пируэты в виде одного из худших фильмов 2000-ых «Унесенные», дуэта с Люком прости-господи Бессоном в «Револьвере» и отчаянной попытке вернуть себя прежнего в «Рок-н-рольщике». Но без старого креативного партнера получалось как-то слишком гладенько и беззубо.
Сам Мэттью Вон времени не терял и совершенствовался с каждым фильмом. После более чем успешного режиссерского дебюта в «Слоеном торте», он не стал штамповать лихие криминальные истории о лондонских трущобах, а выбирал проекты, принципиально не похожие на предыдущие. Так, миру явилось самое нетипичное фэнтези-кино «Звездная пыль», ну, а позже окончательно утвердивший Вона в качестве топ-режиссера «Пипец», любовное письмо супергеройским фильмам с запредельным содержанием жести и черного юмора. Так уж выходит, что крупные студии в таких случаях часто работают по принципу «пригласим актуального парня и сами же его уничтожим». Но и в этой ситуации Вон поступает максимально иррационально: выполнив на отлично свой первый крупный студийный заказ («Люди Икс: Первый класс»), он отказывается от следующего («Люди Икс: Дни минувшего будущего»), как бы говоря «Много денег — это, конечно, хорошо, но я такое уже делал. Мне бы чего-нибудь посвежее».
Вот так медленно, но верно мы с вами добрались до одного из самых ярких, жестоких, смешных и стильных фильмов Матушки Британии.
Начинается все вполне гладко. Нас знакомят с главным героем по имени Эггзи, дерзким молодчиком из рабочего класса, чьи умственные и физические способности явно могут служить чему-то большему, чем околачиванию по улицам и угону авто ради прикола. Вскоре он узнает, что его давно погибший отец был агентом сверхсекретной шпионской конторы «Kingsman» и, более того, получает приглашение в академию этой самой организации от предельно вежливого и запредельно мощного агента Галахада (безупречный Колин Ферт). Ну и, конечно, параллельно некий шепелявый миллиардер собрался уничтожить большинство населения Земли…
Сразу стоит отметить важный момент: «Kingsman» мог бы не сработать, не собери режиссер такой актерский состав. Присутствие Майкла Кейна в каком-либо фильме — это все равно, что английский знак качества. Марк Стронг, хвала богам, в этот раз не такой злой, как в предыдущих фильмах Вона. Ну и, собственно, мистер Колин Ферт, который в «Kingsman» будоражит не на шутку. К сожалению поклонников «Одинокого мужчины» или «Дневника Бриджит Джонс», мистер Ферт здесь, например, убивает человека ножом в глаз. И не однократно.
Но все же, несмотря на присутствие в кадре признанных английских чудотворцев, фильм на себе вынужден тащить никому доселе неизвестный Тэрон Эджертон. Пойти на столь рискованный шаг мог только такой безумец, как Мэттью Вон. Результат — потенциальная суперзвезда с благородной внешностью, сдержанной харизмой и неоспоримым талантом. Парень не теряется в кадре с мастерами и уверенно держит планку. Трогательность взаимоотношений между учеником и учителем на экране доведена до блеска без единой ноты фальши.
Что касается злодейской стороны, то здесь дела идут еще эффектнее. Со всем трепетом и уважением к фильмам о Джеймсе Бонде, нам дарят одетого как подросток Сэмюэля Л. Джексона и его заместительницу по имени Газелль с протезами-лезвиями вместо ног.
Экшн в «Kingsman» отлично продуман
С одной стороны, все эти изобретательные рукопашные бои и перестрелки сняты «дрожащей камерой», с другой — оператор одновременно дает нам достаточную панораму для понимания всего происходящего. Признаюсь, что после сцены в церкви я не мог сказать ни слова. Я ржал в голос, хлопал в ладоши и параллельно восхищался техническим решением этого эпизода.
Риски и эксперименты Мэттью Вона не ограничиваются рейтингом 18+, когда любой другой на его месте снял бы нечто традиционное для более широкой аудитории и якобы крупных кассовых сборов. В те моменты фильма, когда у тебя есть несколько секунд, чтобы отдышаться и проанализировать происходящее на экране, ловишь себя на мысли, что сценаристы без стыда и совести ломают все социальные нормы нашей с вами цивилизации. А когда дело доходит до третьего акта и его красочного апогея, ты уже не в силах сопротивляться и жаждешь еще больше безумия, еще больше насилия, еще больше красок.
Погрязшему в «серьезности» и «мрачной брутальности» мейнстриму как никогда нужен был такой вот пинок под зад, напоминающий, что и для взрослых людей с мозгами можно делать безупречное развлекательное кино.