«На „Фейсбуке“ все сложнее становится высказывать свое мнение, отличное от всеобщего. Сначала пост удалила Таня Курбат, потом — Ника Сандрос. И меня не волнует, правы девушки или нет в своих суждениях. Меня удивляет, насколько нетерпимо становится общество. Что происходит?» — этим постом журналистка Вероника Гришкова попадает в самую точку. На прошлой неделе женщины крупных пропорций ополчились на нескольких худеньких девушек, посмевших заявить о своём превосходстве. «Худышки» утверждали, что люди толстеют, в основном, из-за лени. Не хотят ходить в тренажёрный зал или выходить на пробежку перед сном — вот и набирают лишние килограммы. «Толстушки» заявили, что их и так любят. Попутно высказав всё, что они думают о поджарых соперницах.
Столкнувшись с нехилым прессингом, некоторые поклонницы здорового образа жизни поспешили убрать свои посты из сети. Всё это до боли напомнает травлю британского физика Мэтта Тейлора. Учёного, посадившего космический аппарат на комету, заставили плакать и извиняться из-за «сексистской» рубашки. Удивительным образом Тейлор не замедлил появиться в дискуссии о размерах белорусских женщин. В качестве примера того, что бывает с позволившими себе лишнее в публичном поле, его упомянула автор колонки «Право быть „жирной“» на lady.tut.by.
Лейтмотив колонки таков: «Быть любимым собой и окружающими людьми можно просто так — с лишним весом, без денег и даже с привычкой не убирать за собой посуду». Мне кажется, или от «права быть „жирной“» полшага до «права быть „глупой“»? Логика лузеров такая: в жизни можно устроиться и без математики с иностранными языками, и без тренажёрных залов. Ты толерантный? Признавай нас такими, какие мы есть. Но ты не смеешь тыкать нам в глаза, что у девушки, которая корпела над книгами и держала себя в форме, больше шансов на прекрасного принца.
Крахмал вместо крови
Мы, белорусы, считаем себя толерантными. Чем только это ни объясняют: веками крепостничества, уроками кровавой истории, спокойной красотой природы… Есть даже теория, объясняющая нашу «рахманасць» высоким содержанием крахмала в картошке. Клей, мол, вместо крови по венам течёт, какие уж тут вспышки гнева. Так или иначе, белорусскую способность разруливать конфликты (сами же беларусы?) разрекламировали настолько, что нынче в Минске за стол переговоров садятся, скажем так, очень разные люди.
В гуманитарных науках под толерантностью подразумевается терпимость к иному мировоззрению. Это способность понимать чужую точку зрения и не оспаривать её право на существование, при этом оставаясь на своих позициях. Согласитесь, чем больше высказывается точек зрения — тем больше нужно работы, чтобы примирить с ними своё мировоззрение. И, наоборот, чем меньше вокруг споров и альтернативных мнений — тем проще быть толерантным.
И тут нужно отдать должное нашим властям. Как мастерски они упростили белорусам задачу! Уровень политической дискуссии в стране на нуле, общественное обсуждение не выходит за рамки интернет-форумов. Уже четвёртый год мы живём по новому закону «О массовых мероприятиях», по которому запрещено всё, что не разрешено. Стоит ли удивляться, что белорусское общество демонстрирует образцовую толерантность… до первого столкновения с чужим мнением?
Иногда наше общество всё-таки не получается от чего-то оградить. К примеру, гомосексуализм.
Кончита Вурст и Верка Сердючка
Кончита Вурст побеждает на «Евровидении», и у некоторых комментаторов отнимается речь. А когда они приходят в себя… Или вот газета «Вечерний Могилёв» вышла на тропу войны с геями, кажется, искренне полагая, что «таким» под нашим солнцем не место. А если мы прогоним всех худых, то никто не будет называть нас толстыми, правда?
«Это явление — сжирать несогласного — набирает обороты с геометрической прогрессией. Какое-то массовое стремление к шаблону. И чем дальше, тем только хуже. И споры все чаще сводятся к межличностному конфликту и переходу на недостатки оппонента», — пишет Вероника Гришкова. Что же такое наша хвалёная толерантность? Это совсем не право придерживаться любого мнения. Это отсутствие права на высказывание конфликтной точки зрения. Не повезло родиться умным? Сиди тихо, говори, что все — и, может быть, тебя не тронут. Работай на всеобщую толерантность. И помни о том, что на каждого «умного» найдётся толпа, готовая закатать в асфальт. Ведь посредственностей в обществе всегда больше. И они настаивают, чтобы «тонкие» и «умные» проглотили их право быть «слепыми». А проглотив, самим придётся ослепнуть.