Чувства верующих иногда оскорблять полезно
Сделать шум из ничего очень просто, если в твоем фильме околорелигиозный персонаж показан не так, как его представляет формальная идеология. «Оскорбление чувств верующих» – максимально размытая статья: «святых» здесь не трогают, перед ними только благоговеют. Вот и «историческая» мелодрама Алексея Учителя попала под рейд осуждения православного люда во главе с Поклонской – самым медийным крымским генпрокурором, прославившейся всеобъемлющей любовью к царю. Мы еще не догадывались о чем, собственно, «Матильда», но благодаря обиженным религиозным адептам знали, что сюжет картины зверски оскверняет имя великого самодержца. Хранителям духовных скреп очень важно сохранять блаженный образ великомученика Николая II во что бы то ни стало – а это, как в понимаете, привлекает внимание общественности.
В Беларуси этот фильм к показу допустили, но БПЦ живет с перманентной оглядкой на российскую церковь, поэтому наш митрополит Павел убедительно призывал не ходить на показ «Матильды». Он назвал фильм глумлением над историей, сравнил его создателей со скандальным журналом французов «Шарли Эбдо» и выразил особое возмущение, что фильм показывают в годовщину Октябрьской революции. Но слова митрополита мы комментировать не будем.
Вспоминается случай 2006 года, когда с проката сняли фильм «Код да Винчи». Тогда религиозная общественность тоже негодовала, ведь в картине озвучивались альтернативные теории зачатия самого Христа! А любые попытки изменить святые персоны своим художественным замыслом в наших широтах рассматриваются под лупой православных идеологов. Но ведь вопрос веры – это всегда личное. И если для одних святые – это божественные лики, которых можно лишь целовать в формате икон, для других – это люди, которых уже нет в живых, но мы все еще о них помним.
Давайте будем честны: церкви нельзя вмешиваться в искусство. Тут работает принцип: свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. И нет ничего хуже, когда религиозные фанатики подминают под себя любое мнение, действие, мысль. Решая за все остальное человечество, они лишают нас права делать свои выводы, права выбирать свою веру или отказываться от нее.
Если бы не Поклонская, этот фильм смотрели бы только домохозяйки по ТВ
Это абсолютно унылая мелодрама, которая впечатлит разве что подростка в период активной половой зрелости. Увидев оголенную грудь молодой девушки, конечно, можно влюбиться, потеряв разум. Только обычно это свойственно молодым людям, но никак не мужчине, претендующему на престол. Именно так начинается любовь великого царя всея Руси и продолжается на протяжении двух часов, насилуя мозг несчастного зрителя. Глядя на панталоны царской невесты, странного доктора с его замашками фашиста и опытами над людьми, императорские хоромы и намарафеченные лица простолюдинов, понимаешь – вот эту разрисованную банальщину тебе выдают за важнейшую эпоху. Голая грудь – это всё, что в «матильде» останется от истории 19 века. Яркие цветовые пятна и высокие потолки, любовь и только одно слово на французском. В какой-то момент покажется, что Николай II достанет смартфон и позвонит возлюбленной – историческая атмосфера в этом фильме осыпается, как штукатурка в бабушкиной сталинке.
Зрителя насильно перетаскивают из кадра в кадр, нарочито показывая крупным планом вечно грустные глаза царя, пухлые формы балерины в туго затянутом корсете и раскосые глаза несчастной немки Алексы, которая ворует у главной героини окровавленный пуант. История злосчастной любви выльется в пошлый роман, где главным фигурантом станет смятая постель да сексуальные телесные изгибы едва совершеннолетней Кшесинской. Ни духовного таинства той самой любовной драматичной истории, ни магии, ни искренности, увы, режиссер со сценаристами нам так и не подарят. Лишь плоское и даже без фильма понятное правило: не женятся цари на балеринах.
Даже примитивное манипулирование сознанием, имея на поверхности достаточно лакомый сюжет, не дает возможности по-женски сочувственно разрыдаться. Если только от счастья, что кинолента, наконец закончилась. В какой-то момент вам на мгновение даже порочно захочется ментально присоединиться к (прости господи) Поклонской, чтобы не видеть этот шарж на историю. Но уважение к актерам Ингеборге Дапкунайте и Евгению Миронову – сдержит этот порыв.
Учитывая драматичный финал жизни царской семьи, очевидно, нам хочется большего внимания и погружения в историю великой династии, чью судьбу определило само время. Тогда на пороге уже пахло кровавой расправой и народным недовольством. И в этих условиях случается красивая любовная драма, в которой великий человек чувствами жертвует ради своего государственного долга. Разве можно лишь поэтичной пластикой обнаженной балерины да матушкиными наставлениями описать весь спектр чувств Николая II?
Увы, фильм не оправдывает ожиданий после столь ярого обсуждения в сети. Кинолента окажется вульгарным попсовым водевилем, где упор взят на неловкие махинации с таким неискушенным зрителем, которого, кажется, уже и не существует вовсе. А, ну и на сильно верующих, которые за грех считают любые бытовые упоминания о святомучениках, если они не показаны исключительно в райских кущах. Поэтому режиссер Алексей Учитель должен, словно батюшке, целовать руки Поклонской за этот громкий пиар «Матильды». Без нее этот фильм все равно бы провалился, но тогда этого бы даже никто не заметил.