Я и сам с большим удовольствием нашел бы причину фильм этот каким-то образом спустить с небес на землю, ибо ни в коей степени не являюсь поклонником всего творчества сеньора Иньярриту, хоть и обожаю произносить вслух его смачную фамилию. Но нет. Никак. Самому противно.
Ригган Томпсон известен всему миру как Бёрдмэн, супергерой, которого он последний раз сыграл аж в 92-м. Годы идут, а ничего столь же популярного стареющий актер так и не выдал. Жаждущий вернуть поклонение публики, Томпсон идет на отчаянный шаг, выступая режиссером и исполнителем главной роли в бродвейской адаптации Рэймонда Карвера. В ходе подготовки к премьере ему приходится разбираться с капризами актеров, семейными конфликтами и своими психическими расстройствами.
Первым делом стоит выделить то, что первым делом выделяет каждый после просмотра «Бёрдмэна»: Эммануэль Любецки совершил очередной технический подвиг. После прошлогодней «Гравитации» выдающемуся оператору захотелось еще более безумного вызова. Например, создать иллюзию одного дубля в целом фильме. И не ради того, чтобы бить рекорды Сокурова, а ради одного из самых глубоких эффектов присутствия в кино. Я готов биться об заклад, что я был там, ощущал закулисное напряжение, интенсивность процесса, буйство красок жизни. Не умаляя гения Любецки, важно отметить еще один краеугольный камень «Бёрдмэна» в лице композитора и сумасшедшего перкуссиониста Антонио Санчеса. Остается только догадываться, как бы смотрелась вся история без его пьянящих джазовых медитаций.
Эстафету безупречности принимает кастинг. Майкл Китон, первый Бэтмен нового времени, настолько хорош, насколько обязан был быть. Незаслуженно забытый, безгранично талантливый, он несет крест фильма с дерзостью юнца, оставаясь непредсказуемым до последней секунды присутствия в кадре. Но не Майклом единым хорош «Бёрдмэн». Я со всей ответственностью заявляю, что Эдвард Нортон сыграл здесь свою лучшую роль в кино. В моменты, когда фильм вот-вот передержит какую-либо ноту, в кадр врывается его герой Майк и переворачивает происходящее на экране увесистыми пинками по самым больным местам. Он не просто какой-то там «комический элемент» «Бёрдмэна», а мощный электрошокер всего фильма.
За Эмму Стоун можно в очередной раз только порадоваться. Обладая заоблачной степенью обаяния, она, кажется, способна наладить в кадре химию с актером любого возраста и мастерства. Зак Галифианакис, в свою очередь, мастерски выполняет важную роль голоса совести главного героя и основного проводника зрителя в реальный мир. Жаль, что Оскаров не выдают за лучший актерский ансамбль…
Актеры Бёрдмэна и режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту
У «Бёрдмэна» замечательным образом нет единого жанра. Здесь есть все: мистика, черная комедия, драма, параноидальный триллер, снова комедия. Режиссер использует все рычаги, чтобы заставить нас чувствовать себя совсем рядом с происходящим и вместе с Ригганом рассуждать о вменяемости, нарциссизме, отцовстве, культурном наследии и страхе перед забвением.
Иньярриту наконец ушел от безнадежной тьмы «21 грамма», «Вавилона» и «Бьютифул» и заговорил на ином языке, энергичном и ярком. И, черт побери, я хочу еще.