Живя в Беларуси, множество раз слышал фразу «ну, для Беларуси это нормально». Да и вы ее слышали, а, возможно, и продолжаете слышать. И, к слову, не только живя в Беларуси. Это вообще изобретение постсоветское – «ну, для нас нормально». Этакая заниженная самооценка вкупе с показной непритязательностью, а на деле – отказ от развития.
Наткнулся в ленте на конфликт беларуского певца Алексея Хлестова со всем миром. Суть конфликта: в интервью он жаловался на тяжелую долю беларуского артиста, который находится в неравных условиях с российскими артистами, и потому у него малое количество концертов – «всего 6-7 в месяц». В итоге, интернет-издание перекомпилировало его ответ на свой лад, написав, что «Хлестов предлагает запретить гастроли российских артистов в Беларуси». Казалось бы, обсудить-то и нечего – да хоть бы и ляпнул такое. Но битва в сети разгорелась нешуточная, хотя и не о том, о чем следовало бы говорить.
«Картофель мы принимаем внутрь, а искусство вроде как нет»
А следует говорить о «для нас это нормально». Этот тезис всегда повергал меня в ужас своей беспринципностью. Если речь шла бы, к примеру, о подгнившем картофеле, то конечно: «Что вы мне подсунули? Вы хотите меня отравить?». Ну, а если об искусстве: «Ну, для нас сойдет». Потому что картофель мы принимаем внутрь, а искусство вроде как нет.
В комментариях одной из веток по этому поводу прочитал: «нужна государственная поддержка отечественных исполнителей». Чего? Мейнстрима, призванного давать мешки денег в виде налоговых отчислений? Музыка, рассчитанная на массы, то есть, массовая культура, должна поддерживаться государством?
Не поддерживается издание книг Нобелевского лауреата; не поддерживаются независимые музыканты неоклассического направления; не поддерживаются лучшие художники и дизайнеры, но при этом необходимо поддержать Алексея Хлестова в его борьбе с Борисом Моисеевым?
А зачем? Чтобы что? Чтобы Хлестов стал музыкантом лучше, чем он есть сейчас? Или чтобы он победил в творческом поединке другого музыкального гения, Бориса Моисеева?
Так я ведь все равно не включу дома диск с их песнями. И дети мои не включат. И друзья моих детей не включат. Им не нравится творчество Хлестова или Моисеева. Им нравится творчество Адель, Джеймса Брауна, Iron Maiden и Андреа Бочелли, которые не жалуются на то, что их притесняют музыканты из Франции или Болгарии, и которые не нуждаются в поддержке государства. Да и не произнесут мои дочери, слава богу, фразу «ну, для нас и Стас Михайлов сойдет».
«Тебе всё равно, кто снял шедевр – еврей Спилберг или темнокожий Спайк Ли»
В потреблении произведений искусства вообще сложно удерживаться в национальном прокрустовом ложе. Конечно, невероятно приятно, когда представитель твоей страны получает Оскар или Нобелевскую премию. Но, заставляя своих детей сомневаться, думать и оценивать реальность, тебе всё равно, кто снял шедевр – еврей Спилберг или темнокожий Спайк Ли; кто по национальности участники группы Led Zeppelin или художник Люсьен Фрейд. Важно, что эти люди помогают тебе в развитии – и только.
Полагаю, это «для нас сойдет» – наследие прошлого, когда в совке все прогрессивное было под запретом. Другого иметь не можем, поэтому «для нас и хлорка – творог».
Но в нынешнем году исполняется 25 лет независимости Беларуси. Уже два поколения выросло в независимой стране и не помнит прилавков, на которых не было ничего, кроме тысяч банок «Борща свекольного» и березового сока. Но в выборе еды за эти годы стали худо-бедно разбираться, а вот с тем, что должно попадать не в желудок, а в голову – еще пока нет.
Источник: Facebook Николая Халезина