Женщины повсеместно доминируют в воспитании и образовании. Беларусы – народ целиком и полностью воспитанный и управляемый женщинами. Появившись на свет, человек сталкивается с давлением безграничной власти, вместе с молоком матери «впитывает» ограничение своей свободы. В период формирования характера мать закладывает базовые полоролевые стереотипы. Детские площадки оглашаются воплями: «Стой! Куда пошел? Не лезь! Немедленно брось! Домой, есть и спать!» Так строится дисциплинарное общество, которое потом воспроизводится нами автоматически.
В Европе уже давно идет борьба за освобождение. Огромное количество женщин стали участвовать в жизни предприятий и компаний, составлять большую часть работников. В связи с расширением рынка сексуальных потребностей, женщинам приходится параллельно сохранять и свой «капитал привлекательности», кроме этого еще воспитывая одного или нескольких детей, часто в одиночку. Законодательство и социальная политика развитых стран направлена на улучшение условий их жизни и гарантий защищенности. Одновременно мужчина стал более свободным в своих занятиях и предпочтениях.
А в Беларуси женское общество не готово расстаться с самым главным – результатами колоссального многосотлетнего труда по приручению мужчины и подавлению его инстинктов и порывов.
Хочешь быть «дрянью»?
Я хочу обратить внимание на один замечательный британский мини-сериал, наполненный очень глубоким символизмом – «Fleabag». Он родился из пьесы Фиби Уоллер Бридж, которая исполняет в ней главную роль. В прокате он получил броское название «Дрянь». В рецензиях нам анонсируют историю «молодой, упрямой и стабильно попадающей в неприятности феминистки» или «жадной, эгоистичной, циничной и развратной, морально падшей женщины, одержимой сексом».
Но на самом-то деле мы видим привлекательную, остроумную героиню, которая старается иронично относиться к своим жизненным взлетам и падениям. При этом Фиби приходит к убеждению, что она действительно является той самой «мерзавкой», «дрянью», помешанной на сексе и предавшей подругу. Все попытки главной героини найти достойного партнера не приносят успеха. Фиби постоянно испытывает дискомфорт, находясь рядом с серьезной старшей сестрой, статус которой является для нее недосягаемым, поскольку у той престижная работа, дом, богатый, хоть и не очень симпатичный муж, да и подросток-пасынок психически нездоров.
Мужской пол в сериале показан глупым, инфантильным и нерешительным. Это отражает взгляд женщины на мужчину как на ребенка, который только «годам к пятидесяти умнеет и перестает играть в игрушки».
Такого «надо брать», ухаживать, воспитывать, окультуривать, мотивировать.
Главной проблемой для Фиби является общение с отцом (Билл Патерсон), который после смерти их матери нашел новую спутницу (блестящая Оливия Коулман). Милейшая (на первый взгляд) дама, художница, оказывается настоящим диктатором, цепко держащим штурвал в руках. Другой образ – пожилая дама в пансионате, которая преподает курс психологической терапии. Она советует дамам просто заткнуться (таковы правила) и заняться уборкой помещений. В то время как в соседнем блоке джентльмены учатся совсем другому: воспринимать женщину адекватно и подавлять свои сексистские порывы. Здорово, правда?
Шокирующая сцена: на презентации своей выставки художница-мачеха предлагает Фиби среди слепков пенисов узнать, какой принадлежит ее папе. Торжествующая улыбка превосходства не сходит с ее губ.
Подведу итог. Для взрослой женщины именно брак и семья являются основой материального и морального положения, залогом ее доминации. В итоге все раздражение и порицание вызывает героиня сериала – отброс общества.
Против Мальвины
Алексей Толстой, пожалуй, единственный автор, кто наполнил книжку «Золотой Ключик» собственными глубокими смыслами. Буратино имеет мало общего с сочинением Карло Коллоди, где прототипом послужил реальный калека с деревянными протезами. Как известно, верующие оскорбились, решив, что история о Буратино – это злобная сатира на Иисуса. Пожалуй, в этом есть некая доля правды. Так какой же «Новый завет» оставил нам этот «спаситель»?
Буратино – существо, не имеющее матери, зато у него есть два папаши (Карло и Джузеппе, оба плотники). Именно это обстоятельство и делает его столь неформатным героем среди кукол. Ведь главный его противник по сюжету – это девочка Мальвина. Именно она предпринимает попытки приручить, воспитать, заставить соответствовать ее представлениям об идеальном поведении. Она же является центральной фигурой, вокруг которой развиваются почти все страсти. У Мальвины в подчинении сразу несколько мальчиков. Пудель Артемон символизирует сильного, делового парня, который ее опекает и охраняет. Маскулинность, собачья преданность: наличие больших яиц всегда предполагает заказчика. Пьеро – тип интеллигентного романтика, платонического воздыхателя, который после нескольких свиданий решается разве что поцеловать ручку. И, наконец, Карабас являет собой такого богатого папика, который предлагает девочке с голубыми волосами золотую клетку. Буратино единственный, кто миновал диктат социума через женское воспитание, поэтому легко освобождается от власти Мальвины. А потом освобождает и всех своих друзей.
Женское воспитание задает определенные модели поведения. Девочкам с ранних лет пропагандируют образ Мальвины, который сделает ее центром внимания. Мальчику – модель, при которой он может на эту Мальвину претендовать. Кстати, юмор Толстого состоит еще и в том, что эту книгу он посвятил своей будущей жене.
Священные коровы
Социум не прощает отход от правил и установок. Только если раньше за этим следовало изгнание, казнь или серьезное наказание, то сейчас давление ограничивается, скорее, моральным террором. Посмотрите, какую бурю негодования и сальных шуток вызвал французский политик (а теперь президент) Эммануэль Макрон, супруга которого оказалась намного его старше.
Разница в возрасте у нас считается нормальной только в одном случае, когда мужчина берет в жены девушку младше его.
Сами матери, как правило, настаивают на таком союзе. И они, эти молодые женщины, очень быстро вживаются в роль солидных спутниц, иногда по властности и стервозности дающих фору самим мужьям и их мамашам. Но когда происходит обратное, воздух наполняется диким ропотом. Это вызывает больше раздражения, чем однополые браки. Доминирование по отношению к молодому мужчине, коллективная женская психика не прощает, особенно из-за зависти.
Не так давно проходила акция под тегом #янебоюсьсказать, где женщины поднимали проблему домашнего насилия. Эти тексты вызвали одобрение, ведь жертв у нас принято жалеть и защищать. Но вот отважится ли кто-нибудь зайти за черту и признаться, что не любит своих детей; что случайная беременность поставила в безвыходное положение; что брак и материнство оказались обузой; что увещевания родни и советы церкви смириться не смогли заглушить разочарование? Думаю, на такое у нас никто не решится. Роль матери и жертвы – это, как говорится, святое.
За нашу и вашу свободу!
Есть в древних мифах сюжет, когда герой должен победить влияние Великой Матери, хтонического древнего божества, извергающего из своего лона чудовищ, которые ей верно служат. Самый известный сюжет – это битва Геракла с Антеем. В психоанализе не последнее место занимает борьба с Эдиповым комплексом. Не даром два выдающихся французских философа Жиль Делёз и Феликс Гваттари посвятили этой символической и экономико-политической проблеме свою фундаментальную работу, назвав ее «Анти-Эдип».
Карл Маркс говорил, что пролетарий, освободившись от эксплуатации, освободит и все человечество. Внутренне освободившись от цепей и программ матриархата, женщина освободит и мужчину. Она сможет стать по-настоящему свободной и самодостаточной, когда оставит роль надсмотрщицы в дисциплинарном обществе устаревших традиций, клише и условностей.