1. Актриса действительно набирала лишние 20 килограмм и сбрасывала их же за время съёмок. В самом начале мы видим на экране располневшую Сашу Бортич, а к концу фильма она уже весит гораздо меньше. Это, конечно, не фильм «Машинист», для которого Кристиану Бейлу понадобилось сбросить опасные для здоровья 30 кг до состояния скелета, но зрителю нравится, когда его не обманывают. Главную роль предлагали Ире Горбачевой, но мы рады, что она выбрала роль подружки – при ее росте, это смотрелось бы скорее угрожающе, а не смешно.
2. Нижний Новгород здесь играет роль Нижнего Новгорода. Этот фильм показывает жизнь небольшого по меркам мегаполисов вроде Москвы или Нью-Йорка города. Здесь у людей свои развлечения, свой культурный код и свои возможности развития. Кто-то боится уезжать из него, потому что это нагретое место, а кому-то уже тошно смотреть на реку с балкона. Главное, что город в этом фильме присутствует и отыгрывает свою роль – его даже в титрах упоминают!
3. Тут есть Шнуров, который танцует фристайл. Конечно, половина беларусов уже ненавидит Сергея за его клип «8 сакавiка» за презентацию Беларуси как заповедника колхоза, но Сергей хорош в своей второстепенной роли. Он ездит на дорогой машине, модно стрижет виски, строит бани, но в конце концов не чурается станцевать в мастерке из 90-х танец под песню «Фристайло». Как думаете, может, нам пора поучиться самоиронии у Шнура?
4. Юмор тут, как в фильме «Неадекватные люди» – ты не смеешься весь фильм, но постоянно улыбаешься. Российские комедии чаще всего невозможно смотреть как раз из-за «народного» юмора уровня плинтуса. Надо отметить, что этот фильм дает фору слишком философским и унылым диалогам в последней части «О чем говорят мужчины». Да, здесь есть шутка про «широкую кость», но она не отсвечивает, а позволяет более тонкому юмору достучаться до зрителя. Зал, кстати, ситуативно, но заливисто хохочет – в основном, смеются женщины.
5. Проблемы маленького человека тут ничуть не менее важны, чем проблемы всей вселенной. Если кому-то мешает жить самогон, а кому-то плохо из-за друзей, которые заботятся только о себе, – какой из этих двух человек несчастнее? Никакой, не надо их сравнивать. В конце концов мы все достойны того, чтобы нас любили и помогали бросать пить, начинать худеть и развиваться. «Я худею» построен на микрокосмосах каждого персонажа, а не на коллективном бессознательном, и за это режиссерам большое спасибо.
6. В отличие от сериала «Девочки» Лены Данем, герои умеют рефлексировать и стараются стать счастливыми. Данем со своими героями поколения кидалтов выглядит ужасно смелой, раскованной и искренней, но ты несколько сезонов сериала ждешь, когда же наконец герои прекратят играться в эгоизм и начнут бороться со своей инфантильностью. Российская комедия просто не могла не заканчиваться хэппи-эндом, поэтому здесь герои все же разбираются со своими проблемами, а на фоне играет вдохновляющая музыка. Не нужна тут драма – это не Триер и не Лантимос.
7. В России появилась новая плеяда актеров, которые умеют играть. Это не Мироновы, не Янковские и не Тереховы, но они тоже умеют делать кино и делают это по-своему. В них нет театральности актеров советской школы, они не заморачиваются, как правильно находиться в кадре и где у них рабочая сторона. Раз у нас мода на человечность, давайте посмотрим на попу Саши Бортич, которая не может натянуть на себя ни одно платье из гардероба. Или на Горбачеву, которая играет чуть ли не сама себя – по крайней мере, так кажется зрителю. Кстати, именно на долю Иры Горбачевой выпал «эпичный монолог, который вразумляет главных героев и выражает главную мысль фильма» – и получается у нее отлично.
8. Если в фильме есть Илья Найшуллер, что-нибудь обязательно загорится. Да, Найшуллер, который снял «Хардкор» и половину новых клипов группы «Ленинград», был продюсером этого фильма. И даже появился в небольшой камео – на домашней вечеринке он лежит обкуренный на диване. Ну а с его любовью к взрывам и эпатажным горениям, погоням и дракам, нельзя было представить, что хоть что-нибудь в этом фильме не полыхнет. Полыхнуло, но мы не скажем, что.
9. Бессмысленно худеть ради людей, которые бросили тебя просто из-за веса. Бессмысленно не худеть, если очень хочется весить на 20 килограмм меньше. Отношения с весом и своей внешностью в фильме трактуются вполне свободные: никто никому не навязывает ни модельные параметры, ни радикальный бодипозитив. Это просто честная история от людей, которые сами боролись с весом: режиссер Алексей Нужный в свое время похудел на 28 килограмм, а сценарист Николай Куликов – на 20. Кому, как не им, было снимать это кино?
10. «Если хочешь идти – иди, если хочешь забыть – забудь» – эту песню Киркорова не высмеял только глухой, но по сути, этот фильм несет в себе ту же фабулу. Если хочешь худеть – худей, если хочешь валить – вали. Хочешь быть счастливым – будь, только избавься от людей, которые тебе в этом мешают. Учитывая, что массовый кинематограф – это опиум для народа, мы рады, что тут транслируется идея свободы выбора. А человек не упаковывается в рамки «женщина должна быть женственной» или «мужчина должен быть сильным». Так что «Я худею» даже можно без иронии назвать феминистическим фильмом, если хотите.