«Я прекрасно понимаю, что в данном случае идет речь о мерзостном панегирике убийце, который в Славянске расстреливал людей, основываясь на сталинских уставах. Но пусть эта книга будет именно для омерзения». Размещенное на ОZ.by литературное произведение «Защита Донбасса. Игорь Стрелков — ужас бандеровской хунты» вызвало у белорусов волну возмущения. Ольга Губская выясняет у Андрея Курейчика, Виктора Шендеровича, Льва Новоженова и других писателей, телеведущих и публицистов, нужно ли снимать книгу из перечня предложенных к продаже.
В ответ на негодование пользователей, требующих изъять книгу Михаила Поликарпова «Защита Донбасса. Игорь Стрелков — ужас бандеровской хунты» из продажи, в твиттере книжного магазина Oz.by было размещено сообщение с извинениями.
Но дальше произошло следующее: генеральный директор компании Андрей Гриневич написал официальное заявление на сайте Oz.by. Он отказался от извинений, опубликованных в твиттере, указывая на то, что данные извинения были выражены отдельным сотрудником как иллюстрация собственной позиции. По словам Андрея Гриневича, магазин является коммерческим проектом и имеет совершенно другие, отличные от политических цели. Гендиректор добавил, что OZ.by продает разрешенную белорусским законодательством продукцию. «О том, что можно или нельзя продавать на территории страны, принимают решение специальные государственные органы».
«Мы 15 лет работаем на рынке книгопечатной продукции и являемся ярыми читателями и большими поклонниками Книг. По мнению OZ.by, никакая Книга не может быть „дрянной“, и тем более мы не претендуем на роль цензоров… Я обещаю, что, как и прежде, мы будем предоставлять своим покупателям максимальный выбор разрешенных в Республике Беларусь товаров», — подводится итог в заявлении.
Книга Михаила Поликарпова «Защита Донбасса. Игорь Стрелков — ужас бандеровской хунты» вышла в 2014 году в московском издательстве «Книжный мир». Согласно аннотации, размещенной на OZ.by, книга является первой биографией «загадочного героя нашего времени полковника Стрелкова». В настоящее время на сайте отмечается, что товар отсутствует в продаже.
Ответ генерального директора действительно заставляет задуматься: а не сошли ли мы все немножко с ума и не сильно ли увлеклись политикой на диване, высказывая книжным магазинам претензии? В этой ситуации вспоминается образ профессора Преображенского из «Собачьего сердца» Булгакова. Помните, ему предлагали купить журнал в поддержку детей Германии, на что он ответил: «Нет, полтинника не жалко. Просто не хочу». Может, отказ в покупке книги Поликарпова будет красноречивее, чем требование убрать книгу с полок? Если книги станут объектом идеологических разборок и политический симпатий, мы лишимся возможности видеть литературный мир во всей его полноте.
Кто-то потребует убрать «Майн Кампф» Гитлера, кто-то произведения Оскара Уальда — он же мальчиков соблазнял, кому-то не угодит алкоголик Довлатов. Ряд «дрянных книг» может увеличиться до абсурдной цифры.
А судьи кто? Сидящие в Байнете сторонники «динамичного» офисно-диванного образа жизни, читающие книги по обложке? Понимаю, что вызову волну негодования, но как филолог по образованию буду утверждать, что, говоря о книге, можно задать не только вопрос: про что книга? О чем она? Лучше спросить: а кто этот автор, и почему он решил написать о войне, которая еще идет? Не самопиар ли это на нашумевшей медийной персоне Стрелкова?
Тем временем, в Москве в продажу поступила игрушечная армия ДНР
Факт существования данной книги четко показывает, в каком мире мы живем. В мире, где на трупах делают себе имя, где колокольный звон одновременно и марш победителя, где человек-паук и спайдермен из комиксов вытеснились «колорадами» и «укропами». В мире, где книга о «герое Стрелкове» уже в продаже. Интересно, а когда ее успели написать, набрать, напечатать и выпустить в тираж? Вроде не одного месяца работа! Что за человек этот Михаил Поликарпов, в разделе биографии которого присутствует только фраза Р. Киплинга: «Мужчина помнит трех женщин — первую, последнюю и единственную». И, наверное, это же справедливо применительно к войне».
Мнения писателей, журналистов и драматургов
Андрей Курейчик, драматург, сценарист, режиссер
«Моё мнение: не магазин должен отбирать литературу, а читатель. Я прекрасно понимаю, что в данном случае идет речь о мерзостном панегирике убийце, который в Славянске расстреливал людей, основываясь на сталинских уставах. Но пусть эта книга будет именно для омерзения. Для понимания, чем болен нынешний „русский мир“. Естественно, это при условии, что в магазине представлены и все альтернативные мнения и книги. Иначе мы имеем дело с махровым агитпропом, и такой магазин становится табуированным для приличных людей. Да, я бы тоже включил эту книгу в ассортимент, но тут же представил украинские книги о Майдане, книги Немцова и Маши Гессен о Путине, книги о Навальном и Ходорковском. Тогда это честно».
P. S. Кстати, редакция KYKY проверила и убедилась — ОZ.by продает книги Навального, Немцова и Маши Гессен. Так что все честно.
Денис Драгунский, писатель, политолог, журналист, драматург
«Мне кажется, магазин должен отбирать книги для продажи, руководствуясь собственным здравым смыслом и доброй волей. Не все «не запрещенное» является автоматически доброкачественным. Например, порнографию или пропаганду расизма можно без большого труда замаскировать под наивный «дневник школьницы» или научный «антропологический трактат».
Проверить искренность хозяев магазина, говорящих о «чисто коммерческом подходе» довольно легко — предложить им распространять, скажем, совершенно неполитические книги (романы, рассказы, стихи), написанные видными оппозиционерами.
Что касается меня, то я, если бы был владельцем книжного магазина, не стал бы включать в ассортимент очень многие весьма доходные книги. И не только эту, но и всю пошлую и лживую «сталиниану», и книги о «заговоре против СССР», и псевдоисторические трактаты в духе Фоменко».
Ігар Случак, грамадскi актывiст
«Ці ўключыў бы я ў асартымент кнігу Стралкова, калі б валодаў кнігарняй? Адназначна не. Я беларускі нацыяналіст, патрыёт Беларусі і, канечне ж, у вайне паміж Расіяй і Украінай мае прыхільнасці на ўкраінскім баку. Што казаць, калі спадкаем цыроднага брата майго дзеда маюць такое ж прозвішча, як у мяне, але воляю лёсу жывуць ва Украіне, грамадзяне Украіны і таксама патрыёты Украіны? Таму для мяне стралковы, „русский мир“ і розныя „малоросии“ непрыемныя і непрымальныя тэмы. І калі я бачу літаратуру на падобныя тэмы, мне брыдка і непрыемна. Але я не магу чакаць такой катэгарычнасці ад уладальнікаў кніжных крамаў, бо, наведваючы кнігарні, я бачу, што, на жаль, асартымент выданняў па вялікім рахунку складаецца з аўтараў накшталт Данцовай. Для гэтай мэтавай аўдыторыі Стралкоў добра зойдзе. Думаю, калі б крамы прадавалі толькі якасную літаратуру, яны б, на жаль, усе абанкроціліся ці іх бы засталося не так шмат, як зараз. З іншага боку, і самі крамы фарміруюць попыт спажыўцоў, прапануючы той ці іншы тавар. Таму нельга казаць ва ўсіх выпадках, што грошы не пахнуць. Я не прапаную замяніць Данцову беларускімі класікамі, але ўсё ж мы ўсе людзі і ў нас павінна быць хоць якая грамадзянская адказнасць.
Калі ад нізкаякаснай літаратуры чалавек проста тупее, што ўжо само па сабе дрэнна, то ад літаратуры накшталт Стралкова чытач можа зусім розум страціць.
А пасля ўладальнік кнігарні на папялішчы сваёй кнігарні будзе задавацца пытаннем, чаму ноччу да яго прыйшлі мужыкі з аўтаматамі, забралі ўсю маёмасць для падтрымкі якой-небудзь чарка-шкварачнай народнай рэспублікі, згвалцілі яго сабаку і спалілі хату? Мы ўсе адказны за лёс краіны і лёс грамадства, і хоць бы мінімальныя маральныя арыенціры кожны павінен захоўваць, бо іначай прападзем усе».
Лев Новоженов, журналист, писатель, телеведущий
«Должен ли магазин отбирать книги для продажи? Безусловно, должен, ведь он заинтересован в прибыли, а отбор книги является одним из ключевых моментов коммерческой политики. Деньги пахнут — это очевидная истина. Но книги не бывают вредными, а бывают интересными или нет. Книгу о Стрелкове я бы включил в ассортимент, если бы она была интересной. Единственное, что в данном случае у меня вызвало бы вопросы, так это ее заголовок. Мне не нравится, когда мне заранее навязывают отношение к главному персонажу книги и ситуации в Украине вместо того, чтобы позволить во всем разобраться самому».
Виктор Шендерович, писатель, теле- и радиоведущий, правозащитник, колумнист
«Мне трудно представить себя бизнесменом, но в случае, допустим, с бестселлером про Стрелкова во мне бы случился когнитивный диссонанс… Поэтому я не бизнесмен и могу с чистой душой игнорировать все, к чему не лежит душа.
KYKY: А для вас как для творческой личности деньги пахнут? Вы выбираете, где выступать или в трудные минуты все одно?
В. Ш.: Для меня пахнут сильно. Я выбираю где и перед кем выступать, и сожалею о паре случаев, когда я не уберегся
KYKY: Можете назвать хотя бы один?
В. Ш.: Это есть в моей книге „Изюм из булки“. Главка „Как я был осетром“. Это было в 1998 году, и это был Лужов. В другом разе я не был особенно виноват: полетел выступать в Сургут перед, как мне сказали „нефтянниками“, а ими оказались Богданчиков, Алекперов и Ко.
KYKY: Возвращаясь к теме беседы: а с Михаилом Поликарповым вы когда-нибудь встречались?
В. Ш.: Нет, не видел и не читал».