Почему в ночных клубах танцуют под песни, которые звучат на белорусском радио, а номинант на «ГРЭММИ» в Минске может собрать меньше двухсот человек? Дернется ли бровь у dj Laurel, если про него плохо напишет музыкальный критик Татьяна Замировская? Лавр Бержанин по случаю сегодняшнего приезда в Минск пианиста Джоэла Холмса рассказывает, почему джаз — это интересно.
KYKY: Скажи, как так получилось, что пианист Джоэл Холмс играет в клубе «Blondes&Brunetts»?
Лавр Бержанин, dj Laurel
Самый интеллектуальный ди-джей Минска, основатель Sound Diving group. Первым в Беларуси стал представлять Nu-Jazz, Jazz Beats&Breaks, Rare Funk&Soul. Наладив отношения с записывающией компанией Compost Records и берлинским лэйблом Sonar Kollektiv, дебютировал в качестве промоутера, пригласив в Минск Jazzanova вместе с соул-певицей Clara Hill. С 2005 года сотрудничал со «Свободным Театром», озвучивая спектакль «Поколение Jeans» живьем со сцены. Compost размещает каждый месяц плэйлисты dj Laurel, Sonar Kollektiv просит его делать рецензии на промо-материал записывающих компаний. Живет в Минске. Играет dj-сеты в клубах и сотрудничает с клубом «Blondes&Brunettes» как саунд-директор.
KYKY: Когда артист получает «ГРЭММИ», гонорары подлетают неимоверно?
Л. Б.: Да. Есть хорошая пословица: «Ложка хороша к обеду». Если есть возможность послушать артиста, нужно ее использовать, потому что потом ее не будет.
KYKY: Ты хочешь спроецировать эту картину на Джоэла Холмса, который будет выступать сегодня в «Блондинках»?
KYKY: В Новополоцке слушают джаз? Ты вообще чувствуешь связь между Беларусью и джазом?
Л. Б.: Думаю, белорусская школа джаза имеет отношение к советской, а эти традиции были одни из лучших. Тот же Эдди Рознер, как его называют в Америке, белокожий Армстронг — выходец из Беларуси. Естественно, джаз консервативен, и для нового поколения меломанов может показаться скучным. Но это основа, один из фундаментальных стилей искусства, который формирует вкус. Когда есть традиции джаза в стране, есть и музыкальные традиции.
Не знаю, как эти традиции поддерживались в советские времена, но если в Минск дважды приезжал Дюк Эллингтон в 1971-м и давал два концерта во Дворце Спорта, то значит, они были.
KYKY: А что тебя лично завораживает в джазе? Какая мелодия?
KYKY: Когда мы приходим в «Гранд кафе» слушать тебя, у нас дергаются руки и ноги в ритм, а потом мы идем в «Блондз», и там валит Мадонна. Объясни мне это, почему? Может быть, только я замечаю?
Л. Б.: «Гранд кафе» — это ресторан, где я могу отыграть соул, дип-фанк и неизвестных исполнителей, от которых у тебя задергаются мышцы, а «Блондз» — это коммерческое мероприятие, то есть Робби Уильямс или мейнстримовые темы Мадонны и Принса в хорошем электронном исполнении. И если ты сравнишь музыку коммерческого предприятия «Блондинки и Брюнетки», претендующего на стиль, с музыкой других коммерческих предприятий, например, проинспектируешь вечеринки в «Блекхолл» и «Дозари», то ты вернешься и скажешь: «У вас замечательная музыка». Да, у нас есть поп-материал и вещи из чартов, но мы стараемся балансировать между попсой и андеграундным материалом, потому что как только ты переходишь эту грань, ты теряешь стиль. Это извечная борьба.
В «Гранд кафе» нет смысла играть танцевальную музыку. Можно — хороший северный соул, дип-фанк и джаз — вот это классика направлений, и »Гранд кафе» может стать уникальным заведением, где можно услышать этот продукт с пластинок. Но я все-таки поменял формат, придав ему больше динамики. Ты мне говоришь, что у тебя есть порывы встать со стула, как и у некоторых гостей, и пританцовывать. Я сразу вспоминаю танцпол на Новый год, когда туда куча народа приехала и устроила танцы. Я не мог вообразить себе такого в «Гранд кафе»! В Минске порой происходят необъяснимые процессы в музыкальной теме, объяснению и логике не поддающиеся. При том, что вокруг — полное отсутствие элементарных радиошоу и концептуальных музыкальных изданий, которые делали бы вброс различной музыкальной информации. Если бы у людей была возможность развивать вкус, которая предоставляется BBC Radio One.
KYKY: Ты имеешь в виду, что если слушаешь радио «Юнистар» с детства…
Нет анализа того, что происходит в музыкальной индустрии в Минске. Нет даже, как в России, Троицкого — если ты попал под его раздачу, то сто раз подумаешь. И публика задумается.
KYKY: А если про тебя напишет плохо Татьяна Замировская? Ты не пошевелишь бровью?
Л. Б.: Я пошевелю бровью. Тем не менее, глобальных источников нет. Может быть, я в этом смысле консервативен, но нужно музыкальное издание, маленькая независимая структура, отслеживающая, что происходит, и собирающая мнения взрослых людей с опытом, которые имеют заслуги перед отечеством. Есть такие издания, как «Микс Макс», IDJ Magazine в Лондоне и США, почему мы не можем сделать что-то похожее здесь?
KYKY: А «Эксперты» Безкоровайного и тот же Ultramusic?
Л. Б.: Они все сориентированы в каком-то одном определенном сегменте, и это больше рок. У нас же все разбито на куски. А должна быть независимая команда музыкальных журналистов: эксперты в роке, эксперты в клубной музыке, в промоушене, которые заставят музыкантов, диджеев и промоутеров показать свое CV, биографию, чтобы претендовать на какой-то уровень. У нас каждый диск-жокей, промоутер и музыкант пишет, что он круче другого, понимаешь?
Как один мой приятель сказал: «Диджей из Малиновки может назвать себя суперстар и играть». Ну ведь не напишут про диджея в Лондоне, который нигде не издается, что он мега. Есть определенная иерархия, развитие: кто такой, что сделал? Не издавался — до свидания.
Или приходят джазовые коллективы, и каждый считает себя лучше другого. Каждый клуб пишет, что он самый лучший, крутой и стильный. Какая-то белорусская местечковость засела в сознании. Важно иметь социальную лестницу, анализировать качественные аспекты проведения вечеринок. Вот этой школы музыкальной критики у нас нет. Даже в России появлялись какие-то издания, вроде «Роллинг Стоун», которые писали не только о мировых музыкальных событиях. Помнишь, тот же «Птюч» был? Хотя он был ориентирован на клубный сегмент, а здесь было бы интересно писать о музыкальной составляющей концертов. «Ультрамьюзик» же никогда не пишет о том, что происходит в «Дозари» или «Блондинках». А почему? Мы закрыты в своих блогах и исходим из мнений определенного количества людей.
KYKY: Может быть, люди, которые ходят в один клуб, никогда не пойдут в другой, и им про него не интересно читать?
Л. Б.: Клубы — уже не актуальное ночное мероприятие, сейчас интереснее тусить в ночных барах. Время рейвов ушло, и большие танцполы уже не имеют первостепенного значения в клубном контексте. Существуют жесткие музыкальные направления, которые должны звучать только на больших площадках: фестивали, привозы техно- и хаус-диск-жокеев, которые собирают большую публику.
Что касается обычной ночной тусы, то ночной бар — это идеальный тусовочный формат. Даже для возрастной публики, которая не бежит на танцпол. Сейчас эта тенденция в Москве, она же задает тон в мире, это гораздо продуктивнее и с точки зрения бизнеса.
Клуб существует для более молодой отрывной публики среднего сегмента. А если место дорогое и привлекает ресторанную аудиторию, то классический формат — это ночной бар. Хотя появляются места, куда ходит средний сегмент молодой аудитории, и которые не нуждаются в танцполе, потому что люди танцуют, где попало: это «Чердак», «Хулиган», «Ў-бар». Вообще, формат бара и кафе сегодня задает тон. Не клубы. Что касается «Блондинок» — это клуб, бар и лаунж-холл вместе взятые. И да, туда ходит ресторанная публика.
KYKY: Там добавляется еще один клубный день — четверг?
Джоэл Холмс
Джазовый пианист-виртуоз. Трёхкратный номинант на премию «Грэмми». Его называют «Самый стильный пианист Нью-Йорка». Имеет золотую медаль Act-socompetition of the NAACP, поощрительную премию в конкурсе написания песен Джона Леннона, является финалистом пятой ежегодной независимой музыкальной премии, почетно упомянут в итогах года канала VH1. Выступит 20 февраля 2014 года в 21.00 в клубе «Blondes&Brunettes.
Одна девушка у меня спросила: «Подожди, Лавр, может быть, только ты Марио Бионди знаешь? Может быть, это только тебе известен Бонобо? Может, Дорфмайстер — это только тебе известно?» И понимаешь, я начинаю уже в это верить! (смеется)
Хочется, чтобы сомнение испарилось, чтобы сложилась музыкальная индустрия и появился сегмент аудитории, которая поглощает эту музыку. Наверное, такой сегмент есть, раз Инга делает джазовые концерты. Либо это альтруизм чистой воды. Такая миссионерская работа, образовательный процесс. Даже в самой попсовой и конъюнктурно-прожженной индустрии всегда найдутся люди, которые будут пытаться донести что-то альтернативное.