«Эротико-бытовой проект». Первая в Беларуси выставка эротического искусства

Культ • Алиса Петрова
«Эротико-бытовой проект». Что в нем особенного? Хотя бы то, что это первая выставка белорусского эротического искусства. Как возникла идея, какие авторы представлены и что они хотели донести, KYKY рассказал куратор выставки, скульптор Максим Петруль.

Что это такое

«Эротико-бытовой проект» – это альтернатива ежедневной пошлости. Меня постоянно бомбардируют в интернете картинки каких-то голых женщин. Я видеть этого не хочу! Открываю с утра интернет – а там какие-то груди, трусы, которые просто лезут в моё сознание. Я подумал, что гораздо честнее было бы сделать авторское высказывание на тему эротики, нежели смотреть на эту пошлятину.
Эротизм движет людьми – художниками, в частности. Каждый задействованный в проекте автор об этом говорит. Мы записали высказывания каждого художника: что для него есть эротика в искусстве и о чём именно его произведение. Запись будет нон-стопом звучать во время экспозиции.

Лейтмотив – сказка «Белоснежка и семь гномов». Хоть это сказка для детей, в ней есть очень тонкая, скрытая грань между бытовым и эротическим. Когда я был маленьким, я не понимал, почему гномиков семь, а эта несчастная женщина одна, как они с ней живут, что делают, и зачем им она. Поэтому я собрал семь мужчин и одну женщину для участия в проекте. Это известные в Беларуси имена.

Как появилась идея проекта

Этот проект собирается, чтобы стать отправной точкой развития эротического искусства в Беларуси. Идея витала давно. В своё время Наталья Шарангович (она тогда ещё не была директором Центра современных искусств), увидев мои постеры из проекта «Эротико-бытовой плакат», предложила сделать выставку в Музее современного изобразительного искусства. Но тогда это сошло на нет. Потом мы думали с Павлом Войницким и с Андреем Воробьёвым сделать отдельный проект – и в результате Дмитрий Сурский предложил мне организовать выставку эротики в галерее Белорусского союза дизайнеров. Ведь если ты хочешь обратить внимание на какую-то тему, нужно сделать на ней акцент. Можно было взять больше авторов: с эротикой работают очень многие художники. Но они остались за пределами выставки, потому что у Союза дизайнеров маленькая площадка.

Алексей Хацкевич. Поцелуй

Пока мы не будем особо продвигать проект за пределы Беларуси. Максимум, думаю пригласить посла Литвы на открытие – я с ним общаюсь. По его приглашению я участвовал в Белорусской дизайн-весне в Вильнюсе с плакатами из проекта «Эротико-бытовой постер». Но мы будем искать какое-то продолжение. Возможно, расширим свою экспозицию в Музее современного изобразительного искусства. Чтобы создавать альтернативу в эротике, нужно от чего-то отталкиваться, создавать какие-то прецеденты. В этом заключается моя задача.

Авторы, представленные на выставке

Алексей Хацкевич известен широкому кругу телезрителей проектом «Саша и Сирожа», который делал с Михалком с 2001 по 2009 годы и который был «Калыханкой» для взрослых. Он сделал высказывание в виде живописного произведения «Сон в летний день».

Андрей Осташов известен произведениями, которые несут в себе некий эротический код девичьего переживания, которое происходит в период полового созревания. Он черпает тему вдохновения в своих дочках, в своей жизни. На выставке представит скульптуру «Соблазнение Пьеро».

Дмитрий Сурский – бессменный руководитель Белорусского союза дизайнеров. Он представляет свою творческую рефлексию: скульптуры «Працуй з імпэтам», «Казанова» и постеры, на которых изображено что-то мужское, напряжённое. Его рефлексия связана с тем, что много времени он уделяет не мужскому, а общественному. 20 лет возглавлять союз дизайнеров – это коллосальная общественная нагрузка.

Андрей Воробьев эротичен по своей сути. Его основные темы – автопортреты и любовь, и они у него взаимосвязаны. Можно всегда находить некие скрытые эротические смыслы даже в скульптуре, которая будет представлена на выставке - «Автопортрет с её поцелуем». Это намёк на голову, которая чем-то напоминает головку.

Александр Шаппо – прекрасный график, наиболее откровенен как автор какого-то эротического высказывания. Он известен монументальными произведениями, связанными с темами войны, жертв Великой отечественной. Он работал с Леонидом Левиным, заслуженным архитектором Беларуси, в последние годы его жизни. Он представит свою графику «Концерт для виолончели».

Александр Шаппо. Она помнила её поцелуи...

Миша Гулин использует в проекте работы из серии «Искусство в интерьере» – это картинки из порнографии. Я лично считаю, что вся наша культура в силу недообразованности, поверхностности происходит оттуда. Вот вы смотрите на хорошие картинки Марка Дорселя (основатель студии по производству порнофильмов Video Marc Dorcel) или эротического канала «Хастлер» – и вам кажется, что это сладкая жизнь, такой «лакшери». Начинаете транслировать на собственную повседневную реальность: одеваться, как порноактёры, жить и вести себя как персонажи из гламурных журналов.

Миша просто берёт кадры из порно, вырезает актёров и оставляет их белым пятном. Остаётся модернистская живопись или скульптуры, на фоне которых происходит этот акт.

Я (Максим Петруль – прим. KYKY) представляю серию постеров «Эротико-бытовой плакат». В ней существует неоднозначность прочтения, которая обусловлена опять-таки воспитанием и желанием прочитать так или иначе. Например, на постере «Вовремя выключающийся чайник», изображён чайник, из которого капает вода. Можно видеть, что из носика чайника просто падают капли, а можно это видеть как что-то иное.

Тоня Слободчикова делает очень интимное высказывание, которое называется «Бытовая литература». Это некие её фразы, бросамые в быту, в эротических и любовных переживаниях в виде бумажных тарелок, на которые нанесена просто текстовая надпись.

Эротическое искусство в Беларуси

Мы делаем первый цельный проект и хотим посмотреть на реакцию зрителей и медиа. Эротических высказываний полно – просто никто не экспонирует. Каждый автор до этого частично выставлял произведения на эту тему. Работы висят дома, в студиях. Вот Андрей Осташов выставлялся с этими же произведениями на Ночь музеев в художественном. Единично выставлялись Андрей Воробьёв, Тоня Слободчикова, Лёша Хацкевич. Но они просто не были замечены в массе остальных произведений. Я подумал, что пришло время, наконец, показать, что есть. А до этого всё зрело.

Почему девушка только в 25 лет выходит замуж, а не в 10? Здесь то же самое. Наверное, мы ждём, пока интернет и соцсети полностью наводнятся бессмысленными постами женских трусов.

Не было человека, который собрал бы всех нас и экспонировал бы. С одной стороны, это очень просто. Но с другой стороны, арт-процесс – это очень серьёзная вещь, также как театр, литература, музыка. Это часть программы цивилизации. Я претендую на то, чтобы этот проект серьёзно рассматривался в арт-пространстве не только Беларуси.

Т. Слабодчыкава

В обществе отношение к искусству достаточно легкомысленное. Я уверен, что девочки, выкладывающие свои фото в купальниках на фоне шашлыка или пляжа, убеждены, что это красиво или что это искусство. Они не понимают, где проходит красная линия между искусством и повседневностью, пошлостью и генитальностью. Такое поверхностное, бестактное отношение к серьёзным видам деятельности, как гуманитарная наука, визуальное искусство, театр, порождает скучность бытия, которую вы можете видеть в Минске каждый день.

Открытие выставки: 1 июля, галерея Белорусского союза дизайнеров, ул. Брилевская, 14.
Время открытия: 19:00.
Выставка будет работать с 10:00 до 18:00, понедельник-пятница, 1-30 июля.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«У вас есть документы на обезьянку?» Рассказ из новой книги Татьяны Замировской

Культ • Татьяна Замировская

В московском издательстве АСТ/«Времена» вышел сборник рассказов «Воробьиная река». По заверению автора, книга о том, что никогда не надо бояться: все, с чем мы так никогда и не встретимся, все равно где-то рядом. В режиме презентации на KYKY Татьяна Замировская поделилась рассказом «В обеих руках белое»: это жизнерадостное, доброе чтиво воскресного дня. В рассказе можно найти отзвуки zooлогических колонок Татьяны, что не может не радовать.