Меладзе и чайный гриб. Чем миллениалы так похожи на бабушек из СССР

Культ • Елизавета Мороз

Бабушки нас всегда учили внуков «только хорошему», но умудрились генетически передать любовь к довольно странным вещам. Атрибуты бытия пожилого человека сейчас как никогда в тренде. Не верите? KYKY составил топ-10 признаков, что вы приверженец стайла собственного деда.

Кроксы и биркенштоки

Наши бабушки покупали шлепанцы на рынке или заказывали ужасную ортопедическую обувь, чтобы «не ловило суставы». Миллениалы, массово следуя их примеру, скупают кроксы, в которых можно и в огород, и в оупенспейс. За 119 рублей можно найти невыразительную синюю или красную расцветку резиновых сабо, потом украсить их джиббитцами (маленькие фигурки, которые вставляют в отверстия в кроксах) в виде цветов, бабочек или спанч бобов. Модники не успокоятся, пока не раздобудут тапки с авокадо за 134 рубля или с мехом от Кристофера Кейна за 600 долларов.

В прохладную погоду кроксы можно носить с носками (это даже не моветон), как и биркенштоки. Это немецкая сверх-удобная обувь, изначально придуманная для тех, кому важнее здоровье, чем лайки в Instagram. Сейчас модные дома переиначивают дизайн ортопедических сандалий: делают их из кожи рептилий, добавляют стразы и завышают платформу. Вопроса «с чем это носить?» вставать не должно! Смотрите на бабушкины луки и миксуйте со всем, что есть в шкафу. Чем эклектичнее образ, тем выше шанс попасть на страницы Vogue (ну, или хотя бы в уличную моду беларуских городских изданий).

Жизнь по гороскопу

Бабушки впитывали астрологические предсказания на клеточном уровне, чтобы потом объяснять детям, внукам и зятьям, что они обречены, ведь Козероги – неисправимые эгоисты, а у Близнецов в третьем доме бубновый валет. Думаете, нынешнее поколение высмеивает гороскопы, веруя в мощь искусственного интеллекта и рекомендательных алгоритмов? А вот и нет!

Венчурные инвесторы, анализируя пользовательский рынок, считают иначе – и вкладывают миллионы долларов в приложения-гороскопы. Самое популярное из них – Co-Star – позволяет составить вашу натальную карту и сравнить ее с картами ваших друзей. Эту разработку оценили в пять миллионов долларов. Полтора миллиона получило приложение Sanctuary, в котором за 19,99 долларов в месяц вас подключат к персональному астрологу, которому вы можете задавать вопросы, а в ответ слышать «во всем виноват ретроградный Меркурий и вообще у вас Водолей в шестой фазе».

Стресс, выгорания, синдром самозванца, FOMO, общество риска и тотальная неопределенность — это только первые, самые очевидные причины повального увлечения гороскопами. Кто-то открывает сразу пять сайтов с прогнозом на месяц, а кто-то идет учиться, например, в Московскую академию астрологии, семестр в которой стоит 400 долларов. Учеба длится четыре года, если вы выбираете углубленный курс со специализацией в хорарной астрологии, синастрической астрологии или астрологии бизнеса. Хотите порадовать бабулю – выбрасывайте диплом тестировщика или UX-дизайнера и поступайте на астролога: будете составлять ей личный гороскоп.

Не-мыльные оперы

Помните, как сериалы «Клон» или «Санта-Барбара» не исчезали с экранов, и бабушки подсаживались на них с жадностью героиновых наркоманов? Не ставьте себя выше этого, особенно если у вас уже есть подписка на Netflix. Ну и все мы знаем, чем закончилась «Игра престолов», даже если не смотрели её, правда?

В мире, где непонятно, что будет завтра, сериалы обрели вторую жизнь и новую культурную ценность. Они стали успокаивающим ритуалом и эмоциональным аттракционом для миллениалов, которым проще погрузиться в выдуманный мир торговцев самодельными наркотиками из Breaking Bad, чем разбираться с навалившимися задачами в Bitrix. Киноиндустрия заметила тренд на серийность – и переобулась, выведя сериалы из архетипа второсортного контента.

Ведь невозможно впаривать совсем уж простые мыльные оперы людям, у которых случился инфо-передоз нейробиологией, квантовой физикой и гендерной теорией. Страдания Жади вызывали сочувствие, пока феминизм не добрался до восточных стран, а «Улицы разбитых фонарей» впечатляли, пока Навальный не начал делать разоблачения коррупционных схем. Но сериалы все равно подсаживают на крючок так сильно, что мы ставим напоминания, чтобы не пропустить новую серию «Черного зеркала». Даже если новый сезон полон разочарований.

Огород на подоконнике

Бабушкина мания на огородничество перешла к современной молодежи, видимо, по наследству – как рецессивный ген, перепрыгнув поколение их родителей. Сейчас мы активно выращиваем зелень на балконе (даже у нас в редакции несколько человек растят дома укроп и – какая наивность – арбузы). Самые отважные экспериментируют с авокадо, перцами и помидорами. А тем, кто сомневается в своих способностях, достаточно кинзы и рукколы в стаканах из-под сметаны. Чтобы замотивировать миллениалов на создание своего огорода, авторы статей-инструкций по обустройству собственной грядки апеллируют к экономической выгоде, экологичности и органическому питанию. Упоение балконными садами превратило рекламную акцию Евроопта «Краiна Вiтамiна», рассчитанную для аудиторию 6+, в хобби для родителей и их друзей. Кстати, огородничество сплотило поколения: если не знаете, как органически удобрять ваши огурцы, позвоните бабушке. Это будет стопроцентный поколенческий мэтч.

Комбуча, она же чайный гриб

Пить комбучу после йоги или на рейвах — тренд среди хипстеров и Instagram-зожников. Ее можно купить в лавках с эко-продуктами, а можно сделать самому. Комбуча – это модный синоним чайного гриба, мастхэва советских подоконников. В то время как в США распивали колу, в СССР делали свою газировку из «медузы». Ее выращивали в трехлитровой банке со сладким чаем в течение недели, потом сливали настой и пили. Периодически пугали ею детей – «будешь себя плохо вести – она тебя сожрёт».

Как и сейчас, тогда этот напиток окружал ореол мега-полезности: и токсины выводит, и от головной боли спасает, и печень очищает. Бабушкины целительные напитки снова актуальны: рынок комбучи в 2018 году оценили в 1,24 миллиарда, а к 2025 году он достигнет 3,5 миллиарда долларов. Лидером в производстве «эликсира жизни» все еще считается Северная Америка, а не постсоветские страны. Хотя чем наш «гриб» хуже?

Фиолетовые волосы

Чтобы выглядеть ярче и привлекать внимание, женщины преклонного возраста красили волосы в фиолетовый цвет. Оттенки были разные: кто-то выбирал яркий неон, кому-то достаточно лилового тонера. Скорее всего, это был рандомный выбор оттенка – окрашивание в стиле «как краска ляжет». Бабушки-экспериментаторы иногда появлялись на публике и с зелеными волосами – но скорее всего, это был совсем уж случайный опыт из-за неправильной пропорции микса хны и басмы.

Сейчас, если у вас нет денег на дорогое окрашивание, вариант с тонированием в фиолетовый — идеальный для хайпа на неделю. В то время как бабушки несколько сезонов подряд носили пурпурный или сиреневый, миллениалы решаются на одну-две пряди или целую копну фиолетовых волос. Но только на месяц-два – не больше: тренды меняются быстро, а на волне нужно быть постоянно.

Меладзе и Киркоров из колонок

Вечеринки «Налейте женщине водяры» (это не шутка, мы делали с их организатором интервью) собирают около тысячи человек, которые в поту и бреду орут попсовые песни. Примерно то же самое происходит на тусовках наших бабушек и дедушек в честь юбилеев, встреч выпускников и просто пятничных застолий. Отличия: возраст, масштаб, наличие холодца на столе и вариативность танцевальных движений (на молодежной тусовке слэмятся в кругу, бабушки в той же геометрической фигуре топчутся на месте). Но Меладзе, группа «Рефлекс» и Киркоров расслабляют загруженных обсуждениями артрита женщин так же успешно, как слетает с катушек под него офисный планктон.

Авоськи и сумки-тележки

Вязанные продуктовые авоськи окончательно переплюнули шопперы Gucci и крошечные клатчи Jacquemus. Их скупают на блошиных рынках, находят в массмаркете и бесплатно снимают с антресолей. Почему сейчас они вернулись в моду? Потому что эко, ностальгия и дань открытости, которая в прошлом сезоне выражалась через прозрачные IT-bags.

Сумки-тележки все еще держатся в топе с 2016 года, когда они впервые засветились на подиуме. Раньше анахронизм на колесах можно было встретить в электричках — с ними удобно ездить на дачу за урожаем белого налива. А сейчас сама IKEA вторит тренду. Куда возить? На рынок за фермерскими продуктами, на йогу и на фотосессии. Странно, что их еще не используют пешие курьеры!

Дауншифтинг

Зачем копить на Бали, когда дауншифтить можно и на даче? Там те же органические овощи и фрукты, свежий воздух и тишина. Все то, чего не хватает жителям Минска, которые уже причислили его к лику мегаполисов. Наши бабушки рассматривали дачу как сезонный труд, который облагораживает человека. И культивировали поездки в огород как семейный тимбилдинг.

Миллениалы не стремятся высаживать гектар картошки — им ближе газон с шезлонгом, французские грядки с салатными листьями, рукколой и черри и вечерние медитации на крыльце. Но дачные тусовки никто не отменял, поэтому в деревенском доме спокойно может играть техно, а на кухне – готовиться вегетарианская кесадилья.

Лук с олимпийкой

Мужчины из пивных ларьков тоже внесли вклад в моду 2019-го и подарили миру олимпийки. Adidas, Nike и Puma — топовые спортивные куртки теперь носят не только парни, но и девушки (хвала унисексу). Раньше мужчины в гимнастерках сводили с ума простую советскую женщину — это был символ спортсмена, комсомольца и красавца. Сейчас, когда отсылка к гоп-культуре смылась с тканевой ветровки, люди в олимпийках времен пред-развала СССР продолжают обращать на себя завистливые взгляды охотников на шмот из секондов. Единственная разница в восприятии олимпиек у бабушек и миллениалов – бабушки все еще считают, что это спортивная одежда. И испытывают диссонанс, когда внучки заявляются в них с атласными юбками и каблуками. Но это не самое страшное, с чем приходится мириться бабушкам.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

600 человек, бандиты и шприцы на танцполе. Как менялась клубная жизнь и тусовка Минска с 90-х

Культ • Елизавета Мороз

Как изменился ночной Минск со времен кислотных волос и танцев в музее? Где была мекка тусовщиков в нулевых, и куда они перекочевали в 2019, если возраст еще позволяет алкоголь и громкую музыку? И правда ли, что развитие ночной жизни сильно тормозит строгий закон о наркотиках? Лиза Мороз поговорила с диджеями, который взрывали Минск еще до конца миллениума, чтобы сравнить лихие девяностые, гламурные нулевые и немного рафинированные десятые.