Витебск – город людей, которые не улыбаются
Я переехал в Витебск в ночь на 3 июля. День, так сказать, «Независимости» – не повод идти на парад и вечерние гуляния. Но с целью поднапрячь свои ягодицы, на салют все же пошел. Благо, это три минуты неспешным шагом по проспекту. За это время увидел на улице с десяток человек. Некоторые из них даже улыбались!
Площадь победы. Салют. То ли площадь такая огромная, то ли людей так мало, но между народом столько места, что можно спокойно кататься на велосипеде. Это не Минск, где в очереди на досмотр будешь стоять дольше, чем смотреть праздничные залпы.
За две недели пришло четкое осознание, что Витебск — довольно депрессивный город. Солнечных дней в году здесь меньше, чем в Минске. Лето+пятница+вечер, а на симпатичной набережной пустынно, будто в городе введен комендантский час. В миниатюрном городском автобусе вместо «Передайте, пожалуйста, за проезд» к тебе обращается довольно приличный с виду мужичок лет сорока: «Эй! Передай!», и звенящей мелочью рукой ударяет по твоей пояснице.
Возможно, сказывается близость к «высакадухоунаму» восточному соседу. По крайней мере, это хоть как-то объясняет обилие георгиевских ленточек в городе. Кстати, съездил я за эти две недели в ближнее зарубежье. И больше не желаю:
Средняя зарплата по Витебску в мае составляла 728,1 рубль, а по области – 678,9 руб. Против 1104,4 и 810,1 рублей по Минску и области, соответственно. Найти работу в Витебске на пару летних месяцев — mission impossible. Знакомая коллега порадовала: «У нас 100500 сваіх беспрацоўных журналістаў». Сетевые ритейлеры разной мебели и мобильных аксессуаров радуют либо многомесячными испытательными сроками, либо прямым текстом отвечают: «Заключаем контракт на год, поэтому два месяца — никак». Местные знакомые объяснили, в чем дело: «Контракт заключают, чтобы ты не убежал через пару месяцев, когда получишь не обещанные 400-500, а реальные 200-300 рублей».
Славянский базар в жизни города
Представил, дорогой читатель, каково это — жить в Витебске? А теперь представь другое: в городе проводится международный фестиваль. Да, в тысячный раз одно и то же. Да, снова попса и много пьяных на вечерних улицах. Да, снова из каждого утюга про славянское единство и юзание какого-нибудь важного или «важного» гостя в пропагандистских целях. Но в город наконец-то пришел хоть какой-никакой праздник. И не Новый год, длящийся сутки. А растянувшиеся на неделю гуляния.
В город приезжают туристы, журналисты и прочие пацифисты. Новые люди — новые деньги. В Беларуси много говорят о туризме? Вот он, событийный туризм в чистом виде! И внутренний туризм, кстати, тоже. Из Минска даже специальный поезд на дни «Славянского базара» пустили. Вы морщите свои лица, услышав о внутреннем туризме на Славянку? Ну так предложите свои варианты, уважаемые читатели – комментарии к статье открыты. Только помните, что альтернативный фестиваль должен быть интересен не только любителям AC/DC и Metallica или Onuka и Shuma, но и усредненному провинциальному жителю.
Даже приезд президента Молдовы стал отдельным поводом для обсуждения горожан. Народ тут не избалован визитами высоких политических гостей. Хоть это и Додон. Правда, жаба душит, что по приезду ему выделили более 15 машин в кортеж. Кто-то решил покрасоваться перед молдавским коллегой?
Могли бы организаторы сделать международный фестиваль еще ярче? (Я не про городскую подсветку, а про подбор выступающих). С одной стороны, да. Вместо Славы и Стаса Михайлова под фанеру можно было позвать Ленинград, 7Б и бывших в те дни в Беларуси Depeche Mode. Но давайте не будем забывать, что целевая аудитория «Славянского базара» – те самые женщины, для которых Ленинград — как для аудитории KYKY – Николай Басков. И если молодежь еще нет-нет, да съездит на «Басовішча» или в Минск живого Шнурова послушать, то витебская домохозяйка лет 40-50 вряд ли это сделает даже ради Михайлова. Ей еще борщ сварить нужно и стирку развесить.
Понимая, для кого и для чего делается фестиваль, давайте взглянем на список выступающих с сольниками: Егор Крид, Григорий Лепс, Валерий Меладзе, Стас Михайлов, Зара и Руки Вверх. Среди моих знакомых были те, кто специально ездил на сольники того же Крида и Лепса. Прогрессивные, замечу, люди. Колхоз в Витебске, говорите? Но пора смириться с тем, что не надо вешать штампы – есть люди, которым это действительно было интересно. Для остальных есть приличный фестиваль «Рок за бобров» , где услышите BRUTTO, Ляпис, Чайф, Дай дарогу! и прочий Сплин. Или арт-пикник FSP с видеоблогерами, фудкортами и техно.
Кстати, о подсветке. Витебск в дни «Славянского базара» просто-таки проявил невиданную щедрость, разгоревшись разноцветными фонарями на фоне общей серости бытия. Тут тебе и скверик между амфитеатром и центральной площадью, по всей длине засвеченный ненавязчивой иллюминацией. И два важнейших городских моста через Двину, попеременно пылающих яркими красками.
Понимаете, «Славянский базар» – это не только фанерные выступления в амфитеатре. Это еще и «Задвінскі кірмаш». Атмосферное место. Как на Дажынках, но без агротрэша. Как на общегородских ярмарках, но без обилия палаток унылых предприятий беллегпрома. Как в модном столичном магазине hand-made, но с более широким «народным» выбором. С одной стороны, можно найти деревяшки со словами «Русская банька» и русские национальные убранства. А с другой, продается здесь и огромная деревянная монолитная Пагоня. Да и где еще среднестатистическому жителю Витебска доступен широкий выбор беларуских вышимаек?
Но вот кого мне больше всего было жалко на этом празднике жизни, так это служащих. Как бы ни относился к ним в общем, но к конкретным особам действительно можно испытать жалость. (Да, я трезв и в здравом уме, когда пишу эти строки). Объясняю, почему.
13 июля. Открытие фестиваля. В Витебск приезжает Додон и Лукашенко. Перед моим окном проспект, а за ним — небольшой перекресток с трафиком – одна машина в минуту. На перекрестке ГАИшник. За ±10 часов он отошел со своего поста всего пару раз. Один из них — ближе к ночи за светоотражающей жилеткой. Ни присесть, ни в туалет, ни покушать. А его услуги по перекрытию перекрестка понадобились всего несколько раз — пропустить кортежи президентов в одну и в другую сторону. «Он сам выбрал свою работу», – скажу милициофобы. Но вряд ли становясь на должность ГАИшника этот человек предполагал, что его летний день будет проходить в многочасовом бессмысленном стоянии под солнцем.
В общем, организаторы «Славянского базара», обращаюсь к вам и службам охраны. Помпезные кортежи, высокие и «высокие» гости, меры безопасности — это, если абстрагироваться, конечно, не так уж и дико. Но давайте вы не будете забывать, что ваши охранники — служащие, которым иногда и поесть надо (чтобы не упасть на посту), и вышиванку прикупить, и на чуть не оголенную грудь Славы на сцене посмотреть. А солдаты-срочники, привезенные из Минска для оцепления — не безмолвный скот, а люди, имеющие соответствующие физиологические потребности. Хотя бы в туалете. Иначе это все со стороны больше похоже на пытку.
Вместо вывода
Буду краток. Да, возможно, формат проведения «Славянского базара» ужасно устарел. Да, с высоты полета завсегдатаев «Басовішча», ул. Революционной, Октябрьской и Зыбицкой, фестиваль кажется агротрэшем и не достоин права на существование. Но, поверьте, это праздник, который вдыхает хоть какую-то жизнь в довольно депрессивный город на севере Беларуси. Ругать это все действо можно сколько угодно, но забери у Витебска «Славянский базар» и не предложи альтернативу — и этот город лишится своей, пожалуй, главной радости существования и единственной надежды на то, что житель будет улыбаться хотя бы одну неделю в году.