С новой музыкой, о которой хочется писать, в данный момент перебои. В связи с этим, без всякого повода — небольшой список американских фольклерных песен, которые мне очень нравятся. На сегодняшний день в связи с некоторым упадком рок-музыки, американский фолк стал черезвычайно актуален, и вдохновение в нем черпает чуть ли не половина модных инди-групп. Безусловно, тема эта чрезвычайно обширная, и охватить ее в маленькой статейке нельзя, поэтому ниже — скорее случайная подборка, которая, будем надеяться, подтолкнет к дальнейшим самостоятельным исследованиям.
1. Wayfaring Stranger.
Наверное, самая известная песня готического американского фолка. Написанная по всей видимости в начале 19 века, когда жизнь в США была трудна, и люди на диком западе дохли, как мухи, она повествует о путешествии нищего пилигрима домой, за реку Иордан, туда, где его уже ждут отец, мать и конечно же Спаситель. Песня изобилует библейскими образами, тут вам и овцы на злачных пастбищах, и трудный путь, понятное дело — духовный. Но пилигрим идет себе вперед, ему все нипочем, поскольку он знает, что его ждет Спасение.
Черезвычайно мрачная, песня, как и многие другие схожие с ней, написана вобщем-то в ободрение, мол, как бы ни было тяжело, на том свете полегчает. Так что по сути музыка-то жизнерадостная, а сразу и не скажешь. Данный шлягер записывали десятки отличных музыкантов, но моя любимая (и не очень популярная) версия — вот эта.
2. Idumea
Это один из гимнов сборника Sacred Harp — священная арфа. Сам сборник содержит ряд душеспасительных гимнов для многоголосого хорового исполнения прихожанами протестантских церквей. Гимны написаны профессиональными композиторами в 18–19 веке и в общем-то повествуют о делах библейских, спсении, сатане и прочем, о чем приличному смертному человеку лучше не забывать.
Истинная классика американской музыки, ряд из этих произведений помрачнее, чем песни дум-металлистов. Оттого вдохновения в них черпают многие современные музыканты с менее чем веселым взглядом на жизнь. Лирический герой данного конкретного гимна рефлексирует на вечную тему о смысле жизни — для того ли я появился на свет, спрашивает он себя, чтобы лечь в землю костьми? Не надо бояться, герой. Дух твой перенесется в мрачный край и там, на фоне пылающих небес, узришь на троне мрачного судью. Кроче, все будет в порядке. Тут можно послушать традиционное исполнение, а вот это — более гражданский вариант, с альбома популярной группы Current 93:
3. O Death
Эта песенка — вполне в канве предыдущих. В отличие от них, впрочем, лирический герой данного опуса прямо сразу лечь в землю костьми не готов — он задумал поторговаться со смертью. Сжалься надо мной, смерть — просит герой. У меня мама, у меня детки, ты делаешь мне больно! Если надо — возьми все мои денежки! Но все тщетно — лучше подуать о том, о чем повествуют первые две песни. Кроме прочего, песня детально сообщает нам о подробностях смертельной агонии. В общем, тоже очень духоподъемно.
4. Streets of Laredo
И в этой песне речь о смерти — о чем же еще. Песня — вроде бы непритязательная слащавая баллада об умирающем молодом ковбое, которого подстрелили в салуне, когда он навещал свою подружку. Он просит похоронить его достойно, что прочие ковбои и делают.
Невероятно популярная, эта баллада на самом деле является существенно переработанной версией более раннего текста, известного, как «Unfortunate Rake». В последнем умирающий главный герой так же повествует о своей печальной судьбе — но в данном случае он умирает от сифилиса, которым заразился от проститутки, не пожелавшей предупредить его о роковм недуге-то есть, текст обретает какой-то смысл, причем нравоучительный. Сюжет этот оказался настолько популярен, что из его версий получился целый букет разных песен, таких, например, как джазовый стандарт St. James Infarmery.
5. Young Hunting (Henry Lee)
Как видим, жизнерадостных песен в американской традиции очень много. Вот напоследок изрядно популяризованная Ником Кейвом баллада, повествующая нам о том, как бесславно был зарезан некто Генри Ли. Зарезан за то, что решил уйти от одной женщины к другой. Душераздирающая история, однако и тут, как мы видим, с моралью все в порядке.
В принципе, список можно было бы продолжать, но очень уж он мрачный получается. На этом этапе уже понятно — на самом деле, мраком, смертью и безысходностью веет вовсе не от металла, готики и прочего эмо, а даже от фольклора. Тем более, что в других странах оно устроено точно так же.