Вместо справки
«Party-zan фильм» — беларуская молодежная приключенческая комедия, снятая Андреем Курейчиком и Дмитрием Фригой, создателями нашумевших фильмов «Выше неба» и «Гараш». О чем кино? «Два молодых парня: неудачливый бизнесмен и программист, оставшись без работы, получают шанс осуществить свою «беларускую мечту» — сразу заработать очень много денег. Представившись беларускими кинопродюсерами, они берутся снять несколько военных сцен для московской киногруппы, но все начинает идти «не так». Модный московский режиссёр и именитый оператор уже приехали, кинозвёзды в пути… А новоиспечённым продюсерам маячат столкновение с бандитами и тюрьма за мошенничество!» В ролях: Алиса Авчинник, Александр Тарасов, Александр Душечкин, Эвелина Сакуро, Александр Куллинкович и другие. С 12 января фильм выходит в прокат во всех регионах страны.
После закрытой VIP-премьеры фильма, где собрались друзья съемочной группы, люди кино и некоторые представители медиа, в соцсетях повисла подозрительная тишина. Почему никто из первых зрителей не спешил поделиться впечатлениями о молодежной комедии? При личном общении можно было слышать следующее: «Ну что тут скажешь?.. Не хочу Андрея и команду обижать, они же старались…» Вообще, KYKY считает, что принцип «хвалить что-то только потому, что это сделали свои» — не на пользу, а во вред. Правда, и ругать особенно не стоит. Важна золотая середина. Особенно когда речь заходит о беларуском кинематографе с его полутора картинами в год. Чтобы узнать, стоит ли смотреть новый фильм Андрея Курейчика, мы нашли тех, кто не побоялся поделиться впечатлениями после просмотра «Party-zan фильма».
«Было смешно не от комедии, а от ее глупости»
Мария Шевченко, фотограф: «Мне кино совсем не понравилось. Начало фильма обнадежило беларускими реалиями в современном мире, но потом такое «глупства» началось, что нам было смешно не от комедии, а от ее глупости. Мы с семьей решили, что это – беларуская попытка косить под Кустурицу. Идея «Party-zan фильма» неплохая: снять кино о том, как беларуские хлопцы-бизнесмены делают фильм. На нее-то мы и клюнули, но все остальное – совсем провальное. Игра актеров не понравилась, не поверила я им. Исполнитель главной роли Александр Тарасов справился с задачей терпимо, а остальные были совсем унылыми и непрофессиональными.
У картины очень сырой сценарий, на мой взгляд. Смерть оператора выглядела как полный бред. Это должно было быть смешно?.. Комедия может быть черной, со смертями и страшилками, но эта вроде не черная, поэтому смерть туда не вписывается совсем… У съемочной группы была попытка создать что-то современное, смешное, молодежное, но получилось абсолютно местечковое кино с деревянными актерами. Я была с детьми, они уже почти молодежь, но и они не в восторге. Уровень юмора наша семья оценила на троечку с минусом по пятибалльной системе. Жалко потраченных на кино времени и денег. Пришли домой, по телевизору показывали кино «О чем говорят мужчины-2». Пересмотрели с удовольствием, отдохнув от беларуской «комедии». Фильмы из одной категории: комедии с гротеском, воображаемыми сценами и героями, но как профессионально сделан фильм!..»
«Мы всего пять раз хотели уйти за время сеанса»
Андрей Гусаров, директор digital-агентства: «Ходил на «Party-zan фильм» с супругой. Поход на наше кино для меня — это микро-вклад в поддержку беларуского кинематографа. Фильм понравился наличием узнаваемых мест. А дальше… Мы всего пять раз хотели уйти за время сеанса (улыбается). Глядя беларуский фильм, принимаю все куда ближе к сердцу, чем при просмотре любой иностранной картины.
Меня не покидало ощущение, что мой ребенок впервые встал на ноги, он снял не фильм не про войну и пытается коммуницировать с аудиторией.
Вплоть до финальных титров ждал чуда, но его не произошло… На мой взгляд, шутки были слишком тонкими, иногда хочется не думать о чем-то и не искать скрытые смыслы. Мне не особо нравится такой юмор, поставил бы ему не больше 5 баллов из 10. Думаю, что если наши киношники будут и дальше «клепать» такие картины, беларуское кино будет падать все ниже и ниже».
«Видимо, талант Курейчика в основном уходит на российский рынок»
Анна Перова, специалист по маркетингу: «Я из тех людей, которые по возможности поддерживают все местное. Если выходит беларуский фильм – надо обязательно идти родине плечо подставлять. Конечно, есть исключения типа «Авеля» (или «Мы, братья» – фильм Уильяма де Виталя, – прим KYKY), но Андрей Курейчик вселяет надежду. На его предыдущий фильм «Гараш» я тоже ходила, и мне понравилось! Всегда приятно почти что носом почуять с экрана знакомые места и явления. От «Party-zan фильма» ждала как минимум не меньшего. Беларуская комедия! Думала, посмеюсь от души. Перед сеансом вкусно поела и попила пива, чтобы быть довольной жизнью на 100%. Казалось, сейчас мне можно скормить с экрана любое дерьмо. Не тут-то было... Мне жутко не понравилась игра актеров.
Старшее поколение еще достойно справилось, а вот главная троица... Парень, который полфильма отходил в фиолетовом поло «вырвиглаз», хотя бы харизматичный: реально веришь, что он идиот по жизни, а остальным не поверила совсем. Весь фильм мне было неловко за происходящее, не покидало ощущение, что сами актеры не верят в то, что происходит. Я понимаю, что это комедия. Что это игровое, а не документальное кино. Но сделать сюжет настолько неправдоподобным – нужно постараться! Видимо, талант Курейчика в основном уходит на российский рынок. Я никогда не поверю, что можно случайно смыть сумку с бабками в туалете поезда, что можно, работая в «типа Варгейминге», пытаться халтурить с сомнительным пареньком и прочее…
Отдельно хочу отметить продакт плейсмент. Если бы в Беларуси проходил конкурс на самого плохого специалиста в стране, то его наверняка выиграли бы те, кто занимался продакт плейсментом в этом фильме. Сложно описать все 50 оттенков стыда, которые я испытывала, глядя на жалкие попытки показать спонсоров ленты. Хуже всего была сцена с девушкой, консультантом из банка, и криво вставленная на фотошопе реклама ByCard совершенно не к месту и не ко времени. Предлагаю скачивать этот фильм с торрентов и показывать на факультетах маркетинга как антипример. При всем этом, из кинотеатра я вышла в хорошем настроении. Не знаю, что тому причина: выходной, сытая я или абсолютная тупенькая легкость фильма. Андрея Курейчика спасло предновогоднее настроение, которое компенсировало экранный жесткач…»
«Калі ўспомніць знакамітае слова Станіслаўскага, то я скажу так – веру»
Аляксандр Тамковіч, журналіст, пісьменнік: «Я не кінакрытык, каб агучваць адзнакі, якія часта не супадаюць з канцэптам стваральнікаў. Я звычайны глядач і ўбачыў менавіта тое, што хацеў мне паказаць аўтар. Андрэй Курэйчык папярэдзіў, што яго фільм не «шэдэўр і не будзе прэтэндаваць на Оскар» і я цалкам з ім згодны. Прыемна, калі людзі рэальна ацэньваюць тое, што зрабілі. Фільм – гратэскны аповед пра нас.
Дарэчы, гэта ж самае адчулі і тыя, хто адлюстроўвае «афіцыйную» кропку гледжання. Невыпадкова, што нічога акрамя водкі на фуршэце «чэсныя» ў фільме так і не ўбачылі. Дакладней, не захацелі ўбачыць, бо, па вялікім рахунку, «Party-Zan фильм» – сатырычная пародыя на існуючаю беларускую ўладу. Як і на расейскую рэальнасць. І не трэба больш расказваць пра нейкія «скрэпы» і «рускі свет», тут усё значна прасцей. У Маскве банальна «рубят бабло». Таму, калі наконт новага фільма ўспомніць знакамітае слова Станіслаўскага, то я скажу так — веру.
«Единственный луч света среди каста – это Александр Куллинкович»
Анастасия Рогатко, бильд-редактор: «Я пошла смотреть этот фильм с человеком, кинематографические вкусы с которым у нас редко совпадают, но тут мы сошлись: фильм хорошим не назовешь. Про плохую игру актеров уже сказали все, и это чистая правда. Единственный луч света среди каста — это Александр Куллинкович, и очень жаль, что у него эпизодическая роль. Смотреть на него интересно, слушать приятно – хоть и играет он бешеного начальника охраны «типа Варгейминга».
А дальше по списку: фильм неаккуратно смонтирован, плохо покрашен, да и сценарий оставляет желать много лучшего. В конце фильма был очень странный момент: там в замедлении показывали, как снимался военный фильм. И вот люди бегают по полю, и эти кадры повторяют известные снимки крутых фотокоров со Второй мировой – Макса Альперта, Роберта Капы… Я абсолютно не поняла, зачем это было сделано. Если это была попытка сделать изящную отсылку к мировой культуре, как это принято среди интеллектуалов, то так делать не стоит. Это должно быть либо смешно, либо тонко, а тут не то и не то. Мне не нравится постер фильма. Потому что он очень похож на все эти «Ёлки», «Горьки» и т.д. Если пытаешься сделать свой, отдельный, самостоятельный продукт – не надо его упаковывать в такую шаблонную обертку».
«Спасибо за то, что у нас в принципе появилось массовое кино»
Ирина Карелина, PR-специалист: «Рассуждая о «Party-zan фильме», хочу поговорить о нем как о молодежной комедии. Для эстетов и критиков есть фестивали европейского кино. Согласна, популярное искусство тоже может быть красивым, глубоким и талантливым и, разумеется, людей нужно приучать к качественному кинематографу. Но спасибо и за то, что у нас это массовое кино в принципе появилось. Благодаря Андрею Курейчику оно вполне вменяемое и смотрибельное.
Если хочется ругать сценариста за неудачные шутки и нелепые повороты сюжета, актеров – за невнятную игру, а продюсеров – за чересчур навязчивый продакт плейсмент (что, кстати, вполне обоснованно), посмотрите другой беларуский бестселлер 2016 года – «Разум» Евгения Куренчанина. И «Party-zan» покажется вам шедевром.
Но вернемся к картине Андрея Курейчика. Разумеется, в фильме много гиперболизированного, плоского и заштампованного – чтобы массовому зрителю наверняка было смешно и понятно. Впрочем, в других известных работах Курейчика – фильмах «Любовь-Морковь», «Ёлки» – все построено по такому же принципу: сгустить краски до невозможности и любым способом заставить зрителя смеяться. Меня заставил, и не один раз. Полагаю, других сверхзадач у этого фильма не было. На мой взгляд, нужно максимально снизить планку ожиданий и фильм все-таки посмотреть. Смотреть и верить, что дальше будет лучше, что у белорусского массового кино все еще впереди».