Floating Points – Elaenia
Что: удачный симбиоз электронного инструментария и джазовой мысли.
Чем лучше Adele: свежестью мыслей. Два главных козыря Бена Шеферда, единственного участника Floating Points – классическое музыкальное образование и неклассическое музыкальное мышление. На дебютном диске Бен смешал невообразимые вещи – техно-эмбиент, джаз, пост-рок, классику. Elaenia напоминает одновременно Tortoise и Tangerine Dream; эта музыка хороша и для ночной работы, и для медитаций. Кстати, по образованию Шеферд – нейробиолог; кажется, это тоже отразилось в его тонких точечных музыкальных композициях.
Кому слушать: любителям умной музыки – неважно, электронной или «живой».
Если понравится: послушайте альбом «III» трио BadBadNotGood – Floating Points и эти ребята точно играют за одну команду.
Grimes – Art Angels
Что: лучший поп-альбом месяца. Точнее сказать, арт-поп-альбом.
Чем лучше Adele: отсутствием штампов. Кажется, на каждом альбоме канадка Клер Буше придумывает свою странноватую поп-музыку заново; выходит красиво и стильно. Art Angels – уже четвёртый альбом Grimes, и, как предшественники, он хорошенько въедается в мозг своими хитрыми мелодиями. Кстати, все песни Клер Буше пишет сама; никаких тебе модных продюсеров, никаких стандартов.
Кому слушать: тем, кто ищет в поп-музыке свежего воздуха.
Если понравится: послушайте St. Vincent – ещё одну девушку, которой нравится изобретать поп-музыку заново.
Oneothrix Point Never – Garden of Delete
Что: самый странный диск месяца.
Чем лучше Adele: дерзостью. Oneothrix Point Never, он же Даниэль Лопатин – один из лучших саунд-дизайнеров в мире прямо сейчас; он не стесняет себя никакими рамками – и правильно делает. Треки Даниэля – звуковые коллажи, которые то плавно расползаются по пространству, то внезапно срываются в глубокие пропасти, то вылетают оттуда на приличных скоростях с диким скрежетом. Garden of Delete очень сложен для восприятия – и всё же восхитителен.
Кому слушать: любителям сложной музыки и кристально выверенного звука.
Если понравится: попробуйте диск «IṢAM» канадского музыканта Amon Tobin – четыре года назад он тоже хорошенько рвал шаблоны музыкальной структуры.
Traams – Modern Dance
Что: лучший рок-диск месяца (да простят меня фанаты Джеффа Линна).
Чем лучше Adele: тем, что настоящий. Английское трио Traams – из тех групп, благодаря которым рок-н-ролл, который давно уже должен был умереть, каким-то образом остаётся живее всех живых. На Modern Dance есть и панковские нотки, и пост-панковские, и арт-роковые; в сумме всё звучит очень хорошо. Музыка Traams довольно незамысловатая, но очень живая, двигательная и крепко сбитая. Возвращаясь к Джеффу Линну: в сравнении с живыми, танцующими Traams новый диск его Electric Light Orchestra выглядит пускай красивой, но мёртвой каменной статуей.
Кому слушать: всем, кроме зануд.
Если понравится: послушайте ещё один хороший ноябрьский рок-диск: «Above Club» канадцев We Are The City.
SOPHIE – PRODUCT
Что: игрушечная электронная музыка.
Чем лучше Adele: тем, что не пытается быть серьёзной. Под именем SOPHIE прячется странный лондонский парень Сэмюэль Лонг, а для его музыки уже придумали новое название – bubblegum bass, по аналогии с bubblegum-попом конца 60-х. «Эти треки ужасны, но почему-то я не могу перестать их слушать!» – пишут на музыкальных форумах о PRODUCT. В самом деле, эта одноклеточная музыка застревает в мозге намертво; McDonalds уже выкупил трек «Lemonade» для своей рекламы. Парадокс: PRODUCT настолько плох, что жуть как хорош.
Кому слушать: чёрт его знает – то ли всем, то ли никому.
Если понравится: ознакомьтесь с творчеством другого видного продюсера bubblegum bass – Эй Джи Кука.
Anna von Hausswolff – The Miraculous
Что: медленный замогильный инди-рок с органом.
Чем лучше Adele: атмосферой ритуального таинства. Третий альбом шведки Анны фон Хауссвольф – самая красивая и атмосферная пластинка ноября. Чтобы записать его, Анна съездила в маленький северный городок Питео, где стоит один из самых больших органов Скандинавии. Результат превосходит все ожидания. Инди-рок здесь сплетается с духовными песнопениями и блэк-металом, древний орган сливается в скрипучих и воющих аранжировках с грязными гитарами, Анна поёт то как Кейт Буш, то как Лиза Джеррард из Dead Can Dance – красотища неописуемая.
Кому слушать: искателям красивого.
Если понравится: вспомните августовский альбом Chelsea Wolfe «Abyss», тоже мистический и замогильный.
Shye Ben Tzur, Jonny Greenwood and The Rajasthan Express – Junun
Что: невероятный фолковый саундтрек к документальному фильму Пола Томаса Андерсона.
Чем лучше Adele: размахом. Junun – сногсшибательная смесь фолковой энергии индийского ансамбля The Rajasthan Express и музыкального мастерства израильского композитора Шая Бен-Цура, сдобренная участием гитариста Radiohead Джонни Гринвуда и украшенная прекрасными аранжировками Найджела Годрича. Местами эта невероятная пластинка звучит так, словно в группу Radiohead вместо Тома Йорка взяли дюжину индусов. Очень широкая, красивая музыка, не похожая ни на что.
Кому слушать: меломанам.
Если понравится: послушайте, а лучше посмотрите «The Concert for Bangladesh» Джорджа Харрисона – самый известный доселе случай сплетения индийского фолка и английской рок-музыки.
Разбітае сэрца пацана – Пасрэдствам срэдств
Што: трэцяя пласцінка калекціва ізвесных беларускіх калдырэй.
Чым лепей за Adele: ироничностью. РСП не изменяют себе: их песни по-прежнему спеты на трасянке и наполнены дурацкими (по-хорошему) шуточками, абсурдизмом и иронией. Однако, во-первых, в плане аранжировок «Пасрэдствам срэдств» звучит взрослее предыдущих работ (правда, записан диск не очень удачно). Во-вторых, РСП всё чаще превращаются из эдаких шутников с актёрского капустника в тонких социальных карикатуристов – и становятся реальными летописцами современного белорусского общества. «Пасрэдствам срэдств» – диск весьма неровный, и он едва ли претендует на то, чтобы войти в топы за год, но в лучших своих местах он восхитителен. Как в «Скарацечнасці», например: «Мы усе за перамены – но семья, крэдзіт, пельмені».
Каму слухаць: адзінокім хіпстэрам і цем, хто в цеме.
Калi спадабаецца: переслушайте всю дискографию этих ребят и проследите, как они изменились с времён «Розавага заката».
Oxxxymiron – Горгород
Что: лучший русскоязычный хип-хоп года – умный, движовый, хитросплетённый.
Чем лучше Adele: глубиной. «Горгород» – возможно, самый крупный успех российского хип-хопа за последние лет десять. Это цельная концептуальная работа, похожая по структуре скорее на книгу, а не на пластинку; слушать её нужно от начала до конца, и только так. Весь труд Оксимирона, начиная текстами и заканчивая обложкой, утыкан постмодернистскими отсылками, и это не выглядит умничаньем – всё на своих местах. Один факт об интересе публики к альбому: сайт The-Flow.ru, который выложил ссылку на скачивание диска, вскоре лёг под наплывом посетителей.
Кому слушать: всем неравнодушным к хип-хопу. В том числе и тем, кто на русский хип-хоп смотрит свысока – «Горгород» способен вас удивить.
Если понравится: попробуйте российский абстракт-хип-хоп: «2H Company», «ночных грузчиков», «макулатуру».
Teeth of the Sea – Highly Deadly Black Tarantula
Что: энергичная эволюция пост-рока в техно-минимализм.
Чем лучше Adele: экспериментальностью. Teeth of the Sea начинали как пост-роковая группа – интересная, довольно яркая, и всё же теряющаяся в бесконечном ряде коллег по жанру. Однако с каждым диском музыка англичан становится всё более экспериментальной (и попросту странной) – и это идёт ей на пользу. Highly Deadly Black Tarantula наполнен воздухом, композиции никуда не спешат, раскрываются по три-четыре минуты, а врывающиеся прямые техно-ритмы придают им мощной энергетики. Тонкая и красивая минималистичная работа.
Кому слушать: любителям пост-рока, эмбиента и даже индастриала.
Если понравится: послушайте последние альбомы шеффилдцев 65daysofstatic – они не столь минималистичны, но очень хороши.
Кассиопея – Крестик
Что: 8 плотных электропоп-песен на религиозную тематику (и один сеанс хорового пения).
Чем лучше Adele: полной свободой действий. Кассиопея – мудрый коллектив, и даже когда он делает совсем дурацкие вещи, в них тоже просвечивает эта мудрость. «Крестик» – очень крепкий диск, он переливается всеми огнями: тексты бьют прямо в мозг, биты пробирают до косточек, мелодии так и просятся: «Давай, подпевай нас!» Главный минус «Крестика» в том, что это очень короткий диск – а хорошего всегда хочется много.
Кому слушать: людям с чувством юмора и верующим, чьи чувства не оскорбляет правда.
Если понравится: скачайте пару дисков американской группы Sparks – они делают почти то же самое, что «Кассиопея», уже лет сорок пять.
King Gizzard and the Lizard Wizard – Paper Mâché Dream Balloon
Что: тихий и прыгучий лоу-фай поп-рок из далёкой Австралии.
Чем лучше Adele: гениальной простотой. Музыка маленького оркестрика King Gizzard and the Lizard Wizard (в группе аж семь участников) прозрачна и легка, в ней нет лишних наворотов и выкрутасов. Песенки австралийцев звучат так, словно написаны для «Евровидения» года эдак 1963-го. Paper Mâché Dream Balloon – очень летний альбом, и к декабрьским морозам он очень кстати: с ним грусть по лету становится светлее.
Кому слушать: всем.
Если понравится: попробуйте ещё один ноябрьский диск – «Capital» группы The Drink, тоже очень летний и тёплый.