Я люблю Финчера — мне очень нравился его фильм se7en, он прекрасно нагнетал напряжение в фильме «Игра», но картину «Исчезнувшая» я, к сожалению, посмотреть не смогу. Из-за актера по фамилии Аффлек.
Я верю в то, что кино — вещь идеологическая — и когда на экране появляется определенное лицо, определенное выражение лица, это не может не влиять на зрителя — узаконивается определенный типаж. Такое выражение лица можно законно носить.
Я помню, как после самого успешного фильма Карена Шахназарова «Курьер» я встречал огромное количество сверстников с туповатой, не желающей ни во что вникать физиономией Федора Дунаевского, интуитивно и не вполне осознанно исполнявшего в этом фильме главную роль. Этот фильм в буквальном смысле изменил повседневную реальность.
Я понимаю прекрасно, что сегодня приветствуется такой несколько натуралистический подход к актерскому ремеслу, и, возможно, Бен Аффлек отвечает чьим-то чаяниям и выражает чьи-то настроения. Просто глядя на этого человека, я думаю, что далеко не всем надо давать шанс заниматься актерской профессией. Сразу по лицу ведь можно определить, что человек профессионально непригоден, что у него, при всей, возможно, естественности и — неведомой мне — харизме, просто отсутствует человеческое содержание, а то, что присутствует, нет смысла постигать.
Конечно, технически этот человек — продюсер, сценарист и очень успешный режиссер («Операция «Арго») — выглядит вполне. Хотя в той же Америке на экране он нравится далеко не всем. Полагаю, Бену Аффлеку безразлично и это, и мое мнение, но у меня есть ощущение, что ему, в общем, многое безразлично. Это читается в его глазах, лице, повороте головы. Вот то, что мы видим, то и есть. И нормуль. Беда только, что как-то не хочется на такое два часа смотреть. (Кстати, ровно по этой же причине не хочется смотреть на довольно бессмысленную актрису Киру Найтли).
Я попробую пояснить — в большом актере есть интрига — меня всегда удивляло как, скажем, Николь Кидман или Ирина Муравьева может превратиться из простушки в красавицу. Когда пусть даже за счет мимического трюка актер Энтони Хопкинс может вызвать в тебе определенное чувство.
Но, конечно, Аффлек тоже вызывает чувства, и он обладает не просто заурядной внешностью. Людей с такими лицами в советское время прятали на овощебазах. С такими лицами жили барыги, таксисты и завхозы. С таким лицом люди в приличном обществе просто не появлялись. Они появились и сразу в полной мере почувствовали себя хозяевами жизни только в совсем нестыдные 90-е. Именно тогда в моду вошло вот это что-то смутно смекающее выражение лица. То есть, парадоксально заключаем мы, как типаж, пусть даже и лишенный актерской глубины, Бен очень и очень актуален сегодня.
Но вот тут возникает странная надежда. Как говорится, следите за движением моих губ — это мысль, что Михалков — действительно большой режиссер, а «Сибирский цирюльник» — это большой, и именно режиссерский большой фильм.
При просмотре «Цирюльника» в какой-то момент понимаешь, что Джулия Ормонд, играя разлучницу-американку, не вполне осознает, какую роль она на самом деле играет. Что она играет что-то одно, а Михалков, говоря ей: «Yeah, Julia you're doing a great job», имеет в виду нечто совершенно другое. Собственно то, в силу чего известные политические события сегодня развиваются так, как они развиваются.
Так вот, единственное, на что я надеюсь всем сердцем — что Финчер в совсем очередном сильном и глубоком (потому что он иначе не умеет) фильме адекватно использует эту неописуемую аффлековскую, так скажем, не-глубину. И думаю, Дэвид прекрасно знает, как это сделать.