Экскурсовод: «Когда начинался процесс разложения, могила проседала – так по всем Куропатам появились ямы»

Культ • Алиса Петрова
«Мы часто катались здесь на лыжах. Кости попадались постоянно», – рассказывает мужчина, который живет неподалеку от Куропат. Другой добавляет: «Видел черепа возле Мирошниченко – они лежали возле домов. Возможно, собаки разбрасывали». KYKY посетил экскурсию «Куропаты – беларуская Голгофа», которую провела активистка от христианских демократов Валерия Черноморцева.

Голгофа – это не только место смерти Христа, но и символ воскресения, – начинает рассказ Валерия Черноморцева. – Так и Куропаты – не только символ страданий многих тысяч людей, но и место воскресения нашей нации. Про это место узнали после публикации в журнале «Лiтаратура i Мастацтва» 3 июня 1988 года – статья вышла с большими проблемами, но все же вышла, всколыхнув беларуское (тогда еще советское) общество. Буквально через две недели после публикации начались митинги. Куропаты, на самом деле, святое место – вы увидите, что тут происходит борьба. Не только физическая, но и духовная: между тьмой и светом, правдой и ложью. Это действительно важно помнить.

Начало экскурсии. Стоим на главной аллее и слушаем рассказ экскурсовода о том, как беларусы узнали про Куропаты

Урочище Куропаты когда-то называлось «Долгий брод», и в 1930-х годах находилось примерно в 4-5 километрах от Минска. Частично тут был лес, частично – заболоченная территория и брод (отсюда и название). Есть свидетельства, что одиночные расстрелы в этом месте были и раньше 1937 года. А после 1937 года начались массовые. Вся территория Куропат насчитывает почти 30 гектаров. Она была окружена трехметровым забором.

Уже в 1970-х годах появилась информация о том, что это за место, а ранее среди местных только ходили слухи. Зенон Позняк (создатель БНФ, кандидат на пост первого президента Беларуси и первый, кто открыл общественности преступления в Куропатах – Прим. KYKY), конечно, знал про Куропаты давно, но не мог рассказать о них до 1988 года, потому что опасался того, что будет как с Лошицей. Когда археологи попросили провести раскопки в Лошице, им не разрешили, и буквально через несколько дней место, где потенциально могли быть похоронены жертвы репрессий, залили бетоном – теперь там парковка. Позняк понимал, что нужно ждать подходящего момента – он случился в 1988 году. После статьи и митингов тема репрессий вышла наружу, и тогдашние власти БССР были вынуждены начать следствие. Прокуратура БССР завела уголовное дело. В ходе следствия и археологических раскопок было обнаружено около 510 могил на территории этих 30 гектаров. С 1989 по 1999 было раскопано двадцать ям и проведено пять раскопок.

В самой большой могиле были найдены останки 373 человек. Прокуратура засвидетельствовала: в Куропатах лежит минимум 30 тысяч человек. Но если учитывать, что в одной яме находятся от 200 до 260 человек, а всего ям 510 – общее количество жертв может быть и 100 тысяч. Зенон Позняк и вовсе называл цифру в 250 тысяч.

Идем дальше по аллее. Останавливаемся около копии первого креста и слушаем рассказ про могилы поляков и евреев

Мы сейчас подходим к кресту (точнее, к его копии), который поставили первым в 1988 году. Хочу на этом месте остановиться и показать вам кое-что. Там начинается лес – видите то поле (между лесом и «Экспобелом» – Прим. KYKY)? Надеюсь, оно никогда не будет застроено. Через то место шла так называемая «дорога смерти». Из тюрьмы «американки» ехали не столько печально известные «черные воронки», а, скорее, машины-полуторки: они заезжали со стороны старой колодощанской трассы. Въездные ворота были с той стороны. Первые расстрелы начинались именно со стороны заславской дороги, постепенно продвигаясь сюда (к главной аллее Куропат – Прим. KYKY). Могилы, которые мы видим здесь, появились в 1939 году и позже. Почему сюда ездит много поляков и других иностранцев? Потому что именно с этой стороны были найдены останки людей в европейской одежде и обуви – то есть это люди, вывезенные из Западной Беларуси: и поляки, и литовцы, и евреи.

С 1950-х годов эти огромные территории «перепахивали». В 1950-х годах тут строилась трасса, в 1983 году была сделана газотрасса (на ее месте сейчас просека). Скорее всего, строители затронули и могилы. Также возможно, что останки были вывезены – неизвестно, куда. Поэтому оценить количество людей можно только приблизительно. Даже если пройдет тотальная эксгумация каждой могилы.

(Теперь речь о кресте, около которого стоит группа). Вот этот крест является копией самого первого креста, который был установлен в 1988 году. Кажется, в 2006 году его сломали – хоть он был крепкий, вандалы умудрились. Однажды удалось задержать двух парней, которые валили кресты – они не понесли никакой ответственности, их отпустили. Обратите внимание на капличку «Матерь Божия Куропатская».

Ее автор Алесь Мара установил ее в 2003 году. Он часто ее обновлял, потому что ее много раз портили – была даже нарисована свастика. К сожалению, Куропаты печально известны в плане вандализма. Его здесь было очень много.

Почему могилы в Куропатах выглядят как ямы

Куропаты – символ сталинских репрессий в Беларуси. Но не единственный символ. Историк Игорь Кузнецов насчитал только в Минске 12 мест, где были расстрелы или похороны расстрелянных людей. В Куропатах расстрелы длились с 1937 по 1941 годы. Свидетели говорили, что выстрелы слышались даже тогда, когда немцы уже входили в Минск. Понятно почему – чекисты пытались уничтожить как можно больше свидетелей репрессий. Есть так называемые дороги смерти – НКВД эвакуировало людей из тюрем и по дороге расстреливало.

А вот это камни-иконы, которые нарисовал православный художник Анатолий Кузнецов. Если пройти по тропинке, можно увидеть целую капличку, выложенную из таких камней-икон.

Художник говорит, что приходил сюда молиться, и вдруг стал видеть на камнях образы и цитаты из писаний Евангелия, Старого Завета. На том месте пробовали построить православную каплицу, но она нарушала границы охранной зоны – ее не позволили возвести (зато бизнес-центр на Мирошниченко, по логике властей, ничего не нарушает – Прим. KYKY).

Братские могилы в Куропатах выглядят как ямы разных размеров. По свидетельствам очевидцев, которые собирала инициатива экспертов Обороны Куропатов, расстрелы происходили так: приезжала машина НКВД, людей подводили к краю выкопанной ямы (садили или ставили на край) и стреляли в висок или в затылок.

Есть даже свидетельства о том, как двух человек пробивали одной пулей. Были мысли, что экономят патроны. Но есть более страшная догадка – это был такой спорт среди мучителей. Когда яма заполнялась людьми, ее слегка засыпали землей, иногда садили наверх дерево, чтобы прикрыть преступление. Когда начинался процесс разложения, могила проседала – поэтому по всем Куропатам появились ямы.

Рабочие, женщины, поляки, чекисты: кого расстреливали в Куропатах

Что находили археологи? По многим останкам было видно, что руки жертв связаны за спиной. Находили много обуви, пуговицы, гребешки, гильзы от наганов. Ярлыки на обуви говорили о том, что большинство людей расстреливали не позднее 1941 года – так, было найдено много галошей фабрики «Красный треугольник» с заводскими маркировками.

Все, что было найдено, свидетельствовало, что расстрелы проводились с 1937 по 1941 год. Большая часть людей принадлежала к штатскому населению, согласно этим находкам. Характер и номенклатура найденных вещей свидетельствует, что похороненные собирались в дальнюю дорогу – были даже найдены остатки ссобоек. О чем это говорило?

Люди не шли на смерть. Они думали, их куда-то везут. Их везли на расстрел, но ни суда, ни заседания «тройки» НКВД не было.

Судя по обуви, остатках одежды и предметам личного пользования, большинство людей были селянами, рабочими или служащими. В раскопанных могилах около 1/5 или 1⁄4 останков женские – были найдены женские черепа, гребешки. В некоторых могилах найдены остатки кожаной одежды, которая свидетельствует, что расстреливали также тех, кто сам до этого расстреливал. Согласно сведениям исследователя Леонида Морякова, состав НКВД с 1937 по 1939 годы сменился трижды. То есть сначала расстреливали, потом расстреливали тех, кто расстреливал, потом расстреляли и их. Таким образом прятали…

Что еще рассказать про раскопки? Археологи обнаружили останки только на глубине 1,8 метра. Во многих могилах не совпадали количества черепов и костей – были заметны следы эксгумации. Судя по всему, в 1950-х годах часть костей вывезли, пытаясь сокрыть преступление. Возможно, это делали солдаты, причем абы как: раскапывали трехметровую могилу максимум до 1,5-1,8 метра. Только благодаря этому и сохранились могилы.

Далее обратите внимание – вот это так называемые польские кресты «Маці божая Катынская». Или «Катанская» от слова «каты». С этой стороны (со стороны главной аллеи Куропат – прим. KYKY) похоронены жертвы, убитые в 1939 году и позже. После 19 сентября 1939 года, когда к стране была присоединена Западная Беларусь, в этой ее части сразу начались репрессии – причем первыми арестовывали так называемых «осадников», которые переселялись из Польши, чтобы ополячивать беларусов. Вот сюда их и свозили.

Как появились кресты с именами жертв

Известны ли имена тех, кого расстреляли в Куропатах? Официально нет. Только имена двух человек – Мойше Крамера и Мордехая Шулескеса. Был найден кошелек, в котором была трухлявая бумага о конфискации вещей в гродненской тюрьме. Тем не менее, мы видим в Куропатах кресты с другими именами. Их начали ставить в 1990-х годах, когда людям, обращавшимся с вопросом о месте расстрела их репрессированных родственников выдавали бумаги: «Возможно, расстрелян в Куропатах». Люди тогда заказывали символические кресты, хотя на деле их родственники могли погибнуть от репрессий в лагерях или ссылке. Второй вариант – кресты с именами известных людей, таких, как литератор и политический деятель Тишка Гартны. 29 октября – черная ночь беларуской культуры. В эту ночь, к юбилею Ленинского комсомола, было расстреляно больше 100 представителей беларуской интеллигенции. Среди них – 22 литератора. Некоторые были «достреляны» в следующую ночь – например, поэт Тодар Кляшторны. Среди жертв были и беларуско-еврейские деятели, много учителей, государственных деятелей, исследователей.

Один из слушателей экскурсии по просьбе экскурсовода рассказывает свою историю: «Мы были дети, и, как и другие советские люди, ничего не знали. Часто переходили здесь дорогу и катались на лыжах. Кости попадались постоянно. А в каждой такой яме было около 20 черепов. В каждом – лично в руках держал – была прострелена голова. Потом мы их обратно закапывали». Другой мужчина тоже стал делиться воспоминаниями: «Я видел черепа возле Мирошниченко – они лежали возле домов. Возможно, собаки разбрасывали. Родители на рассказы не обращали внимания».

Рекордсмены вандализма – скамья Клинтона и памятник из постамента Сталина

Скамья Клинтона – один из рекордсменов по количеству вандализма. – Продолжает рассказ Валерия. – Говорят, ее повреждали больше 20 раз. История памятника такова: 15 января 1994 года Куропаты посетил президент США Билл Клинтон. На память от народа США народу Беларуси он оставил монумент, который стали называть скамьей Клинтона. То, что стоит сейчас – копия, к сожалению.

Памятник, подаренный беларускими евреями, – тоже рекордсмен по количеству вандализма. Надпись говорит: «нашим единоверцам иудеям, братьям по книге христианам и мусульманам, жертвам сталинизма от беларуских евреев». На памятнике лежат камни – евреи на могилу приносят камни, а не цветы.

Чем он необычен? Это камень из постамента памятника Сталину, который стоял в Минске на нынешней Октябрьской площади в течение девяти лет, с 1952 года. За одну ночь его снесли и, говорят, закопали где-то под Минском. А от постамента взяли камень и сделали этот памятник.

Окончание экскурсии. Две таблички от государства

Вот эти две таблички (на куске трубы и на камне) поставило государство – больше никаких памятников за государственные деньги здесь нет. Все кресты и мемориалы поставили обычные люди, общественные активисты или учреждения. На одной из табличек написано «гісторыка-культурная каштоўнасць», и будто бы причинение вреда карается по закону. Это неправда – ни за один акт вандализма никто не был наказан. Куропаты – «гісторыка-культурная каштоўнасць» первой категории, то есть республиканского значения. Но ни один памятник или крест не внесены в список – поэтому территория вроде охраняется, а кресты нет.

Вывеска, прикрепленная к камню, – копия, причем третья. Раньше табличка была большой. На ней написано: «У гэтым лясным масіве ў адпаведнасці з пастановай Савета Міністраў Беларускай ССР ад 18 студзеня 1989 года будзе пабудаваны помнік ахвярам рэпрэсій 1937-1941 гадоў». Сколько лет прошло после 1989 года?

К сожалению, ни одного памятника государство не поставило. А табличку несколько раз крали, но воссоздавали, чтобы государство помнило о своем обещании.

Если вы хотите узнать больше по теме репрессий в Беларуси и Куропат в частности, активист Павел Молчанов составил большой список полезной литературы (там целых 72 пункта):


Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Главное, чтоб ради кино, а не ради политики. Обо всех конфузах Оскара

Культ • Макс Старцев

В Лос-Анджелесе прошла 89-я церемония вручения премии «Оскар». Главную награду «Лучший фильм» получила картина о жизни гомосексуала-афроамериканца-наркомана «Лунный свет». Правда, все СМИ с утра поздравили с победой другой фильм – «Ла-Ла Лэнд». Кинокритик KYKY Макс Старцев подробнее обо всем нелепом и неудобном на церемонии.