Часть первая:
здравствуй, политика — прощай, кино
Первое место. Эмир Кустурица
У нас югославский режиссёр известен как развесёлый певец цыганских Балкан. Или балканских цыган, как кому больше нравится. Для тех, кто постарше, Кустурица «начинается» с фильма «Чёрная кошка, белый кот». Для тех, кто помоложе, «Кустурица» — это песня попсовой российской группы «Братья Грим». И, может быть, режиссёр фильмов «Жизнь как чудо» и/или «Завет». А ведь главные свои ленты Кустурица снял намного раньше. «Папа в командировке» (1985) — «Золотая пальмовая ветвь» и приз ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля. Вручая награды, Милош Форман назвал Кустурицу главной надеждой европейского кино. «Время цыган» (1988) — приз Каннского кинофестиваля за режиссуру. Потом — провальные, но культовые «Сны Аризоны» (1993). И, наконец, масштабный, на три с лишним часа, «Андеграунд» (1995), за который режиссёр получает вторую «Золотую пальмовую ветвь».
Сказать, что Кустурица уже не тот, значит ничего не сказать. Он играет на басу в No Smoking Orchestra, возглавляет жюри кинофестивалей, летает по миру на личном самолёте, общается с православными патриархами и политическими аутсайдерами. Пожалуй, вся эта суета немножко отвлекает от кино. Накануне белорусских выборов-2010 режиссёр повстречался с Александром Лукашенко. «Президент руководит страной с большим уважением и оригинальным способом», — сказал тогда Кустурица. Инвестиции во власть окупаются сторицей: в 2017 году режиссёр вернётся в Беларусь, чтобы снимать фильм про партизан на базе «Беларусьфильма».
Второе место. Оливер Стоун
Пожалуй, нет американца, который бы громче кричал о том, как не права Америка, чем Оливер Стоун. Режиссёр регулярно пишет в Facebook о том, как США приближает планету к Третьей мировой. Ещё достаётся Израилю — однажды Стоун обозвал премьер-министра Беньямина Нетаньяху бешеным псом. Обладатель трёх «Оскаров» всегда был немножко в оппозиции к американским властям. Он сделал себе имя на фильмах о войне во Вьетнаме, продолжил документальными лентами об убийстве Джона Кеннеди и о бунтаре — Джиме Моррисоне из The Doors. В 1994 году Стоун снимает «Прирождённых убийц» — кровавую историю о том, как вообще всё в США не правильно. А дальше — три документалки о Фиделе Кастро, дружба с Уго Чавесом, восторги в адрес левацкой Латинской Америки, фильм-разоблачение «Буш» и анонсированный на 2015 год «Сноуден». Всё это настолько политика, что уже почти не кино.
В последнее время Оливер Стоун активно разрабатывает украинское направление. Он всерьёз уверен, что администрация Барака Обамы использует Украину как плацдарм для наступления на Россию. В конце 2014 года Стоун четыре часа беседовал в Москве с Виктором Януковичем. Украинский сегмент Facebook попытался было затроллить режиссёра. Это закончилось очередной конспирологической выкладкой о том, что в Украине «попахивает работой ЦРУ».
Третье место. Никита Михалков
Талантливейший русский режиссёр. Снял десяток гениальных фильмов и десяток просто хороших. Но это было давно. Михалков-режиссёр закончился в 1994 году на «Утомлённых солнцем» — фильме, за который можно ставить памятник при жизни. Потом Никита Сергеевич переквалифицировался в управдомы — возглавил Союз кинематографистов. А параллельно и вовсе сыграл в «Сибирском цирюльнике» царя Николая II. В фильмах Михалкова стал зашкаливать пафос — то монархический, то патриотический, то оба сразу. Режиссёр быстро подружился с Путиным и без труда начал ловить политическую конъюнктуру. Благо, опыта не занимать. В 2007 году Михалков написал Путину письмо, в котором «от имени всех представителей творческих профессий в России» призвал его остаться на третий срок. А вовремя прозвучавшее предложение перенести 75% съёмок российского кино в Крым едва не обернулось для режиссёра многомиллионным госфинансированием собственной сети закусочных. Но не повезло — цены на нефть не растут, и денег в российском бюджете по-прежнему маловато. Иначе бы повидали мы и Михалкова-кулинара.
Часть вторая: ещё не скурвились, но деградируют на глазах
Четвертое место. Люк Бессон
Бессон снял несколько по-настоящему крутых фильмов — «Её звали Никита», «Подземка», «Леон», «Пятый элемент». С тех пор фамилию француза приписывают минимум к пяти картинам в год. И «Дансер», и «Васаби» раскручивались как проекты Люка Бессонна, но Бессон-продюсер — это совсем не то, что Бессон-режиссёр. Да, он неплохо себя чувствует, снимая мультфильмы по собственным книгам об Артуре и минипутах. Но в большом кино Бессон — лишь жалкое подобие себя 15-летней давности. «Малавита» ещё кое-как выплывает за счёт фирменной французской иронии. А вот Люси в исполнении Скарлетт Йоханссон до Лилу — Миллы Йовович — как до Луны.
Пятое место. Найт К. Шьямалан
Назвать непровальный фильм Найта К. Шьямалана очень и очень непросто. «Шестое чувство» и «Знаки» были давно. «Таинственный лес», «Девушка из воды», «Повелитель стихий», «Дьявол» — провал за провалом. За плохую карму Шьямалана не взяли в режиссёры «Принца-полукровки» — шестой части саги о «Гарри Поттере». Индуса по-настоящему жаль, ведь из него мог бы получиться второй Хичкок. Но что-то пока что не получается.