Белорусские заводы по производству мебели хотят быть, как IKEA и китайские предприятия - делать столы, кровати и комоды из МДФ. Довольно токсичного материала, который не перерабатывается окружающей средой и медленно, но верно выделяет в воздух формальдегид. Британские ученые придумали спасение от формальдегида. Это картошка.
Делать белорусскую мебель из МДФ собираются давно. В 2011-м был объявлен старт пятилетки, за которую технологию МДФ должны освоить заводы в Речице, Гомеле, Витебске и Борисове. По сути, древесноволокнистая плита – это стружки и опилки, скрепленные формальдегидной смолой. Дешевая и популярная мебель. Испарение формальдегида от нее минимально, но та же Википедия говорит нам, что согласно данным Международного агентства по исследованию рака, формальдегид, применяющийся в производстве смол, пластиков и красок, повышает риск развития раковых опухолей носоглотки. Формальдегид токсичен: прием внутрь 60-90 мл является смертельным.
Британский профессор Аббот из университета Лейстера разработал аналог формальдегидной смолы. Деревянную стружку скрепляют не смолой из раствора, в котором хранятся лягушки в кабинете биологии, а натуральным картофельным крахмалом. Аббот получил премию имени Брайна Мерсера Королевского общества, которую вручают за прототипы технологий, обещающих влюбить в себя потребителей. Экологичная мебель от Аббота внешне не отличается от мебели из МДФ. Получив 172, 347 фунтов премии Мерсера, профессор Аббот будет переносить новую технологию из лаборатории на завод.
Конечно, с исследованием британцев не все понятно. Плиту из МДФ - скрепленных формальдегидной смолой опилок - не будут есть ни грибок, ни плесень. Кто защитит стол, сбитый из плит, пропитанных смолой из картофеля? Сколько лет выстроит картофельный стул?
Пока мы будем ломать голову над этими вопросами, а завод в Сморгони с австрийскими инвестициями запустит первый в Беларуси МДФ-конвейер, университет Лейстера придумает, как использовать яичную скорлупу и апельсиновую шкурку в производстве пластика.