В декабре были обнародованы результаты трехлетних наблюдений за Марсом со спутника NASA. Аппарат Mars Reconnaissance Orbiter запечатлел на поверхности планеты темные линии, напоминающие потоки воды. Ученые считают, что на Марсе найдены особые зоны-оазисы, где в теплое время года бегут ручьи.
О том, что на Марсе есть вода, стало известно еще в 2008 году, когда автоматическая станция «Феникс» взяла пробу почв с поверхности планеты. Марсоходу удалось извлечь воду из грунта, но эти данные не сулили успеха в поиске внеземных форм жизни. Ученые сошлись во мнении, что жидкой воды на Марсе нет, а значит, и организмов, подобных земным, здесь быть не может.
Но в декабре этого года были обнародованы вдохновляющие данные, которые вернули ученым, гикам и писателям-фантастам робкую надежду на то, что остывшая планета все-таки обитаема: межпланетный спутник Mars Reconnaissance Orbiter, который с 2006 года ходит по орбите Марса, запечатлел на поверхности планеты темные линии, напоминающие ручьи. Линии появлялись и удлинялись в теплое время года, и полностью исчезали в холодное. Впервые этот процесс был зафиксирован в 2011 году.
По предположению ученых, с наступением лета ледник, заключенный под поверхностью Марса, начинает таять и порождает потоки воды.
В южных и средних широтах Марса найдено семь оазисов с бегущими ручьями. Эти зоны представляют собой заманчивые цели для исследований, но в ближайшее время NASA собирается держаться от них подальше: если космическое судно не будет тщательно стерилизовано, жизнь может по ошибке попасть на Марс с поверхности Земли, и тогда человечество никогда не узнает правду.
Но NASA кокетничает, говоря об осторожности: брать пробы грунта с поверхности Марса для землян уже давно не в диковинку. Трижды Марс посещали роботы с биологическими лабораториями на борту и трижды не обнаруживали там ничего живого. Поверхность Марса стерильна. Она не прикрыта плотным слоем атмосферы и постоянно обжигается ультрафиолетом. Но ученые ищут способ забраться в недра остывшей планеты, считая, что под толщей грунта условия могут быть куда более комфортными.
Шансов было бы один на миллион, если б не одно существенное обстоятельство: в атмосфере Марса скопился метан — продукт жизнедеятельности бактерий и крупного рогатого скота.
Вряд ли Марс населяют породы молочных коров, а вот какая-нибудь неприхотливая микроскопическая ерунда может с комфортом обустроиться под грунтом одного из семи оазисов, оттаивать в теплое время года и даже не подозревать, с каким упорством ее ищут инопланетные захватчики в нашем лице.