«Беларуский футбол осиротел больше, чем вы думаете», – новость о смерти Анатолия Капского соцсети воспринимают примерно так. Капский был одним из инициаторов создания футбольного клуба БАТЭ, который основали в 1996 году. В 1999-м борисовчане впервые завоевали золото чемпионата Беларуси. С тех пор команда постоянно побеждает у себя на родине, играет с мировыми клубами. От Минска до Борисова – примерно 80 километров. Жители этого города понимают, что клуб и его стадион – пока самое громкое событие для их «провинции». На трибунах они кричат «Вся жизнь – БАТЭ». И кажется, этот лозунг на сто процентов был о Капском.
Артур Cергеев: «Оставить после себя такое наследие, чтобы не только твой родной Борисов плакал, но и вся страна»
«Вы понимаете, какое наследие он оставил? За более чем десять лет беларуский клуб, созданный с нуля, играет против Реала и Ювентуса в Лиге Чемпионов. За 15 лет клуба был построен стадион, который до модернизации «Динамо» был лучшим в стране. Да и остается лучшим. В провинциальном городке лучший стадион страны – это потрясающе. Люди с детьми и семьями, друзьями, влюбленные пары в день матча идут на стадион. Царит атмосфера, наполненная драйвом и дружбы.
Мы видели на стадионе Барселону, Рому, Арсенал, увидим Челси, здесь были чемпионы мира испанцы и французы, голландцы. Футбол сближает людей, а если брать уровень нашего футбола, то влияние БАТЭ – огромное. Когда мы обыграли Баварию, об этом говорили все, каждый в душе радовался, а фанаты и Борисов – особенно. Анатолий Анатольевич построил за выигранные в еврокубках деньги стадион, который останется на века в скромном городе, где про большой футбол никто и не мог мечтать. Для Беларуси клуб важен энергетикой и верой в чудеса, в БАТЭ мало легионеров и играют лучшие беларусы.
Вместе с Капским умрет и беларуский футбол. Но каждому нужно стремиться к тому, чтобы к концу жизни ты оставил после себя такое наследие, чтобы не только твой родной Борисов плакал, но и вся страна. Спасибо ему за всё».
Елена Сманцер: «Кто мог когда-то подумать, что мы увидим новый стадион, а на нем игры легендарных клубов?»
«Как и многие девушки, я не любила смотреть футбол по телевизору. Но в силу обстоятельств у нас было много гостей, которые под ужин предпочитали просмотр футбола, нежели разговоры. Они и рассказывали все тонкости – за кого сегодня болеем, кто крутой футболист. Так и у меня появился интерес. Наш школьный стадион был выкуплен ФК БАТЭ, поэтому у нас проходили игры дублеров. Вот это эмоции, кураж: все кричат, делают «волну», аплодируют – дух захватывало. Даже помню первую строчку «Наше небо желто-голубое...» под мотив песни из Бременских музыкантов.
Я не заядлый болельщик, но мне приятно прийти с друзьями на игру, поболеть за любимую команду – поддержать, получить эмоции. У нас даже есть на трибуне личный «коуч», который кричит чаще главного тренера. Столько тренеров поменялось, а тот самый коуч остался. Я благодарна клубу за то, что изменил мнение на счет футбола, что добивается хоть и маленьких, но высот. Кто мог когда-то подумать, что мы увидим новый стадион, а на нем игры легендарных клубов?
Когда была игра с Баварией, я поспорила с одногруппником на шампанское. Он болел за Баварию, я – за БАТЭ. Я не попала на матч, уже не помню, почему. Но мы его смотрели в общежитии БНТУ. Всё общежитие стояло на ушах, крики «БАТЭ - чемпион», «вперед, Борисов». А после матча мы наблюдали на проспекте болельщиков: шли пешком, кричали, махали флагами, ехали на авто и постоянные сигналы клаксона. Было очень круто! Сближает ли людей футбол в Борисове? – Нет, он сближает в мире. И это было сделано благодаря Анатолию Капскому».
Кристина Лебедева: «Он разрешал фанатам палить пиротехнику, а потом оплачивал огромные штрафы»
«Мне жалко его как человека, который боролся с болезнью долгое время. Как человека, который был успешным и целеустремленным. Как человека, для которого клуб – дело жизни. Говорю конкретно о футболе, потому что не знаю как дела с заводами и холдингом обстояли, но он стремился вытянуть всех. Все победы и поражения он пропускал через себя, ведь «вся жизнь – БАТЭ».
Думаю, большинство людей скажут, что они дышат на матчах полной грудью. Это настоящая радость и восторг, а также настоящая боль – в случае поражения. Раньше, году в 2011, у фанатов было много стычек с Капским по личным причинам. Но он понимал, что без поддержки никак, и зачастую шел за ребят – разрешал палить пиротехнику, а потом оплачивал огромные штрафы. У каждого клуба свои фанаты, но за рубежом проводят параллель: Беларусь – БАТЭ! И все, черт возьми, болеют за наш клуб в Лиге Чемпионов или Лиге Европы. Все победы и завоевания БАТЭ – напрямую заслуга Капского. Это потеря для страны. Я уверена, что болельщики, борисовчане, да и все беларусы благодарят Анатолия. Лично меня не отпускает его смерть. И жаль, что все слова благодарности он не услышал и не увидел».
Ольга Глушанина: «Давайте честно – всё началось с него»
«Всегда печально, когда человек уходит из жизни. Он действительно многое сделал для нашего клуба, был хорошим управленцем и довел команду до хороших результатов. Я стала ходить на матчи тогда, когда начала встречаться со своим будущим мужем. А это уже десять лет. Футбол – это то, что нас объединяет. Нам нравится посещать не только домашние матчи, но и вместе ездить на выездные. На секторе я нашла очень много друзей... Я считаю смерть Анатолия огромной потерей для клуба. Он стоял у истоков всех побед, вершил историю. Давайте честно, с него все началось. Очень страшно, что все может пойти под откос. Мы все будем надеяться, что тренерский штаб сможет сохранить то, что создал он».
Илья Солодко: «Немцы кричали: «БАТЭ-Борисов!» – Ну разве это не заслуга Капского?»
«Мои родители развелись, и я в подростковом возрасте тяжело переживал это. Меня тогда спасла любовь к футболу. На трибунах я нашел друзей, поддержку и советы старших товарищей, которые в некотором роде мне заменили старших братьев. Мы до сих пор сохранили теплые отношения. Я помню игры на старом, маленьком и уютном стадионе. Болельщики своими силами старались его украсить плакатами во время матчей. Помню, как рисовали вручную, просили девчонок из художественной школы помочь. Они тоже ходили на матчи.
Я не знаю, каким был Анатолий директором завода или холдинга. Я вижу лишь по футбольному клубу – и тут есть, за что его благодарить. Он действительно положил жизнь ради него. Это клуб, который ассоциируют с Беларусью. Помню, как поехал в Германию, познакомился с местными. Они спросили, откуда я, и сказали в ответ: «Оу! БАТЭ-Борисов!» Ну разве это не заслуга Капского?
Когда открылся новый стадион – это вообще было нечто. Я считаю, он вообще сделал для беларуского футбола больше всех. Знаете, многие его не любили из-за правления завода. Но мне кажется, вряд ли наши заводы в существующей системе можно вывести на нормальный уровень. Я живу наделеко от Борисов-Арены и восхищаюсь стадионом. Спасибо, Анатолий. Вся ваша жизнь – это БАТЭ».
Павел Волынин: «Представьте сцену: пятеро ребят в классе спят на уроке физики, укутавшись в шарфы БАТЭ»
«Мои лучшие воспоминания связаны всегда с футболом. Мой отец погиб достаточно молодым – в 48 лет. Для меня это была болезненная потеря, потому что я потерял не просто отца, а лучшего друга. И наша дружба с папой была благодаря футболу. Мы постоянно ходили на матчи, горячо обсуждали их. Команда развивалась и становилась лучше и лучше на наших глазах.
Я помню, когда БАТЭ играл с Баварией. Тогда еле уговорил родителей, будучи старшеклассником, съездить на футбол. Команда играла в Минске на стадионе Динамо. Отец уговорил мать, чтобы я съездил на футбол. Я приехал домой в два часа ночи, после матча я не спал – это были очень яркие впечатления. К восьми утра нужно было идти в лицей, физика была первым уроком. По тем, кто был на матче, сразу было видно – все засыпали сидя. Физик еще тогда пошутил над нами – сказал, что не будет нас трогать, можем поспать. Представьте сцену: пятеро ребят в классе спят на уроке физики, укутавшись в шарфы БАТЭ (смеется).
Мне кажется, у каждого четвертого борисовчанина точно найдется что-то из вещей с атрибутикой БАТЭ: кружка, шарф, майка, байка, бейсболка. Футбол объединяет всех и всегда. И даже в профинциальном городке мы любим свою команду, гордимся ею, мы обожаем новый стадион. После победы борисовчане в кураже искренне обнимаются на трибунах друг с другом, обнимаются на улицах. Я благодарен чудесным вечерам с отцом и друзьми на трибунах. Стараюсь не пропускать ни одного домашнего матча. Всегда мысленно представляю, что со мной мой папа. И благодарен за эту волшебную связь Анатолию Капскому. Это болезненная утрата».
Дмитрий Долин: «Да этот человек принёс в футбол больше, чем все существующие министерства спорта»
«Вся моя семья любит футбол. И любовь к футболу появилась тогда, когда БАТЭ начали добиваться результатов. Вспомните, ведь эта команда у всех на слуху. Какой же кураж – стоять на стадионе со своей семьей и кричать во все горло: «БАТЭ-Борисов!» Представьте, человек создал с нуля БАТЭ. Посудите даже по первым игрокам – тот же Александр Глеб. Он сейчас играет в Арсенале. Прямо на наших глазах клуб рос. Это приятно.
Командра, клуб которой развалился, попала в руки Анатолию, и уже через три года стали чемпионом Беларуси. Команда из маленького промышленного городка пять раз выходила в Лигу Чемпионов, четыре раза играла в Лиге Европы и два раза выходила в ⅛ финала Лиги Европы. Команда 14 раз становилась чемпионом Беларуси. Да этот человек принес в футбол больше, чем все существующие министерства спорта! Стадион, которым восхищается вся Беларусь, построен только благодаря Капскому. Мне лично кажется, что на таких людей, как он, всегда есть давление со стороны государства. И когда делаешь великие вещи, всегда жертвуешь чем-то еще. В случае с Капским – своим здоровьем и собой. Я благодарен Анатолию Анатольевичу за клуб и за все эмоции. И скорблю».