У KYKY новый формат интервью: теперь по субботам мы устраиваем в инстаграме эфиры с интересными беларусами и говорим с ними о насущном (анонсы будущих эфиров ищите в нашем аккаунте). Первым гостем стал издатель любимых беларусами проектов 34travel.me, 34mag.net и 34home.com Антон Кашликов, который временно обустроился в Украине. Для тех, кто не успел на стрим, мы собрали в текст главные мысли Антона: о Беларуси, деньгах и о том, как делать медиа во время [чумы] пандемии и политического кризиса. Текст выходит в рамках нашей мини-рубрики «Что со мной сделал 2020-й».
Антон, ты как?
«Я закончил курс массажа, который мне прописал невролог, лучше не стало (правда, и плохо не было). Но теперь чувствую легкость в шейном отделе позвоночника».
А что с твоими проектами?
«Сайт о путешествиях (34travel.me) в мире, где никто не путешествует – это тоже челлендж, и мы делаем его [в таких условиях] уже год. Переформатировались в лайфстайл для людей, которые ждут, когда все это закончится, чтобы начать путешествовать снова. <...> Мне кажется, путешествия возобновятся где-то через год, но маски останутся предметом гардероба.
Политика стала всем – это вопрос выживания страны. <...> Лайфстайл в Беларуси поменялся. 34mag.net всегда был более социально активный, с гражданской позицией. Освещал беларуский активизм, делал проекты, связанные с правами человека, гендерной повесткой, экологией.
У нас на сайте есть целый раздел про активистов, который мы делаем с 2015-го. Там больше сотни профайлов. Когда я недавно пролистал имена этих людей, понял, что мы точно писали про правильных и хороших ребят. Добрая половина из них – это люди, которые в 2020-2021-м прошли через разные репрессии, что означает признание государством их заслуг.
Но иногда задумываешься: как сделать, чтобы не навредить? Я общаюсь с близкими друзьями, чьи родственники сейчас под уголовными делами. Из опыта их общения с адвокатами они делают вывод, что следователи и прочие часто стряпают дела на основе того, что увидели на первой странице гугла. Лишний раз «подставлять» людей не хочется – такие вопросы у нас возникают.
Как и многие издания, мы пишем про политзаключенных. Не совсем о тех, кто постоянно в медийной повестке – скорее о тех, кому уделяют меньше внимания. И тоже обращаемся к их ближайшим друзьям, родственникам, и часто слышим от них, мол, давайте вообще не будем, или напишем вот таким образом. В таких случаях мы готовы прислушиваться.
Может, начал писать книгу о событиях в Беларуси?
«Мы с [писателем] Виктором Мартиновичем недавно говорили о том, что время писать художественные тексты не пришло. Сейчас надо делать документальные работы и исследования. Садиться за роман по горячим следам рановато».
Что за новый проект ты запустил в Украине?
«Наш новый проект – 34home.com. Мы недолго думаем над названиями – просто добавляем «34» к подходящим словам.
Придумали его, когда были в Беларуси на карантине. Закрылись границы, случился мировой локдаун. Сайт о путешествиях, который мы делаем, стал не актуален. Мы начали шутить, мол, давайте писать про то, как мы все сидим дома и ходим к холодильнику – и решили это сделать.
Есть журналы про интерьер, кто-то пишет о рецептах, рассказывает о керамике. Можно собрать все это вместе, добавить немного смысла, и рассказывать, как можно сделать жизнь более интересной, дивной и осмысленной. Ведь люди и до ковида проводили много времени дома, а сейчас и подавно.
Как только материал о том, как обустроить жилье в скандинавском стиле будет беларусам интереснее, чем советы адвоката о том, как вести себя на допросе, мы перенесем новый проект в Беларусь».
Ждать ли проект 23.34mag.net?
«Журналист Радио «Свобода» Антон Трофимович писал мне, мол, сделайте такой раздел на сайте и собирайте туда истории людей, прошедших через эту административную статью. Но, во-первых, такой проект уже есть, во-вторых, ради каламбура ввязываться в такую большую историю не хотелось бы. Хотя шутка забавная».
Ваша команда в целости и сохранности?
«А вдруг среди нас оказались «ябатьки»? Нет. Мы всех пропустили через детектор лжи – шучу!
«Это одна из наших задач – сохранить команду, хотя финансово и организационно порой бывает очень сложно. Все работают, все большие молодцы. В такие моменты жизни проявляются лучшие и худшие качества людей, я счастлив, что в нашей команде проявились только лучшие. Надеюсь, что и про меня могли бы сказать такое мои коллеги».
Это всё – истории о работе беларуских журналистов в 2020-2021-м – станет кейсами, которые будут изучать в университетах европейских и мировых столиц. То, что переживает сейчас беларуское медиа-пространство, – опыт, который потребует описания. Netflix снимет сериал, я почти уверен».
Деньги есть?
«Рекламодателей точно стало меньше. Одна из причин, почему мы пытаемся что-то делать на украинском рынке, – понимание того, что если в Беларуси в ближайшее время не станет лучше, искать финансирование, в том числе, на поддержание других проектов придется где-то еще.
Украина сама по себе большая страна, понятно, что тут больше денег и брендов, чем в Беларуси. Даже кажется, что есть некое изобилие. Но я понимаю, с тем рекламным форматом, с которым работаем мы , тут работает 2-4 сайта, где все бренды и размещаются.
В Беларуси, до того, как все понеслось, складывалась очень классная ситуация. Было много ярких нишевых проектов, которые неплохо жили за счет рекламы. В Украине все иначе. Есть большие олигархические деньги и медиа-проекты, которые появляются под определенные избирательные кампании, существуют два года, а потом исчезают в тумане. Так что все рекламодатели здесь ходят на тот же The Village украинский, bit.ua, который выглядит, как сайт из 2002-го под «Интернет Эксплорер» (я опять случайно кого-то обосрал, извините, bit.ua делают прекрасные ребята!) Так что условный KYKY образца 2019-го вполне бы преуспел, если бы писал про украинские реалии».
Как тебе борщ и украинские девушки?
«Сейчас в приоритете драники и беларуские девушки».
Кто такой Митя Тарпищев и куда он исчез?
«Это проект, который мы делали на 34mag.net в 2011-2012-м. Ютуб-шоу в эпоху, когда в ютубе было примерно 600 пользователей, а в беларуском ютубе – три с половиной. Я играл главного героя, был в образе просветленного, искреннего журналиста, который интересуется светской жизнью страны. Это был поверхностный слой, но мы же все – постмодернисты, так что на деле слоев было много.
Мы начали делать этот проект в первые месяцы после разгрома Площади в 2010-м. Были репрессии, панические атаки и в целом плохое настроение у людей. Мы хотели сделать что-то, что бы подняло настроение. Весело провели время, некоторые ролики собрали по 30-40 тысяч просмотров – что для 2011-го практически Дудь. Ну, как минимум Никита Мелкозеров. Но через пять выпусков герой стал слишком узнаваемым. Люди, к которым мы подходили, понимали, что с ними будет, и старались шутить в ответ – это перестало быть смешным. Поэтому шоу закрыли».
Одним из героев шоу был Павел Латушко. Когда он был на какой-то выставке, Митя спросил у него, кто такой Бэнкси. Латушко честно сказал, что не знает. А через какое-то время он пришел в галерею «Ў», сказав, что его пристыдил журналист, поэтому он намерен узнать, что такое стрит-арт».
«После третьего выпуска мне поступили предложения о сотрудничестве от всех беларуских телеканалов. Я заметил странную штуку: запросы преподносились так, как будто тебе делают невероятное одолжение, просто предложение мечты – вести утреннюю рубрику в какой-то «Добрай раніцы, нешта», на каком-то там канале. Все очень удивлялись, что я сразу вежливо отказывался. И хотя мне было очень интересно узнать, сколько они предложат, я даже до этого момента не хотел доводить беседу, чтобы потом не сказали: «Он отказался, потому что мало!»
А если бы пошел в телевизор, уже бы на крутой машине ездил...
«Если бы я пошел на беларуское телевидение, я бы фиг, что заработал, кроме психических проблем».
Что в работе важнее: деньги или интерес?
«Для меня всегда важно, чтобы интересно, чтобы было осмысленно. Чтобы был новый вызов для тебя и для команды. У меня была возможность развернуть свою карьеру в сторону Дениса Дудинского (привет, Денис) – он, кстати, тоже был героем Тарпищева и довольно остроумно отвечал. <...> У меня вообще такой вопрос не стоит, деньги или интерес. <...>
Параллельно в трех наших братских странах появились три похожих героя: у нас был Митя Тарпищев, в России – проект «Реутов ТВ», а в Украине – Алексей Дурнев. Интересно понаблюдать, как сложилась судьба этих героев. Тот же Алексей стал большой украинской инстаграм-звездой, делает шоу на ютубе. Наверное, я подозреваю, ездит на хорошей тачке. У меня тоже нормальная тачка, я не завидую. Но я пошел своим путем, путем самурая».
И напоследок: народная мудрость от Кашликова
«Мы живем в моменте, когда постоянно нужно делать выбор. Но, по сути, за все это время выбор был всего один: ты человек или дерьмо».
P.S. А эфир-то мы сохранили!