Дуэт Канаплев+Лейдик работает с местными журналами «Таймер», «ICON», «.Сапиенс», «Я», сотрудничал с итальянским Vogue. Ребята являются участниками WORLD PRESS PHOTO, EXPEDITION ART FESTIVAL. В 2007 году Женя Канаплев стал победителем в номинации лучший фотограф «Мельницы моды», в 2010 его признавали лучшим свадебным фотографом Минска. Юля Лейдик в 2006-м вошла в топ-5 лучших фотографов для «Мельницы Моды» в Минске, а в 2008 году у нее состоялась персональная выставка «Портрет на фоне». Фото Канаплев + Лейдик можно посмотреть здесь.
Как это было
Ирина Михно ДО встречи с Женей и Юлей
В пасмурный день я шла к Юле и Жене в студию с пучком на голове в ожидании, что из меня сделают Монику Белуччи. В студии увидела диван, несколько столов, на одном из которых остались вазы с цветами (видимо, от прошлой фотосессии), стеллаж, на стенах — фото. Поздоровавшись, мы с ребятами отправились в гримерку. Юля усадила меня на стул, а стилист Катя принялась делать мое лицо лучше. В зеркало посмотреться не удавалось, и, пока из гадкого утенка стилист превращала меня в лебедя, мы с Юлей, Женей и их менеджером Аллой разговаривали о Хельмуте Ньютоне и Терри Ричардсоне:
Фото Хельмута Ньютона
KYKY: Один из ваших вдохновителей Хельмут Ньютон говорил, что девушки, которых он фотографирует обнаженными, продаются за деньги, но все зависит от предложенной им суммы, а ваши обнаженные модели такие же?
Канаплев + Лейдик: Так ведь ты же сама согласилась на то, чтобы мы тебя раздели. Вот мы и проверим на тебе.
KYKY: У вас когда-нибудь было желание пофотографировать бордели?
Канаплев + Лейдик: Мы недавно снимали Dozari. Ну, а на самом деле такого желания нет. Это все-таки репортажная фотография, а мы больше любим постановочную, чтобы не просто — забежал, отснял и выбежал, а почувствовал. Для этого нужно посидеть с этими девушками, выпить с ними. Чтобы репортажное фото получилось хорошим, его нужно прожить.
KYKY: Как отличить красивую эротику от пошлого фото?
Канаплев + Лейдик: У нас нет пошлых фотографий. Есть обнаженное тело, и если кто-то считает, что это пошлость, значит у него проблемы с головой. Смотря как сфоткать обнаженное тело: когда ты снимаешь красиво и показываешь природу человека, раскрытую под одеждой, — это не пошлость. Вот негры с большими письками — это порно. У нас на фото правда, а в жизни много лжи, фальши и лицемерия. Мы хотим показывать правду, искать то, что не видно на первый взгляд, и передавать красоту.
Что происходило дальше
Юля и Женя встали напротив меня и начали творческий спор о моих кудрях, или не кудрях, распущенных с мокрым эффектом (предлагал Женя), или заколотых на бок (предлагала Юля). В итоге Катя просто поколдовала: что-то подкрутила, подначесала и забрызгала все дело лаком. Присутствующие одобрили, а Юля сказала: «Значит, Женя выиграл, но мне нравится». Изначально ребята хотели сделать из меня не отрока, но женщину: «Мы смотрели твои фото в соцсетях: ты выглядишь как подросток, и нам захотелось показать твою женственность», — рассказала Юля. Все действие происходило спонтанно: из одежды на мне была черная открытая сорочка и снятый с менеджера Аллы кардиган.
«Ну, пошли» — сказал Женя, и из гримерки мы двинули в студию. Когда ты двадцатилетний стоишь перед мастодонтами белорусской фотографии, работы которых публикуют в Vogue Italia, мягко говоря, коленки трясутся. «Ты главное успокойся, расслабься и не улыбайся», — говорили Канаплев + Лейдик.
Они поставили меня к стене. Потом Юля подходила и складывала мои руки, наклоняла голову, поправляла одежду. После этого было страшно двигаться, появился страх некрасивой позой испортить кадр, который поначалу не получался: Юля с Женей пробовали разный свет, угол фото, в один момент Юля подошла и просто взяла в руки мое лицо (один из удачных кадров). «А может быть еще в таком положении попробуем? А может вазу с цветами поставим? Так, не двигайся, супер!» — примерно такие диалоги происходили во время фотосессии. Когда ребятам надоело унылое лицо, они попросили меня покричать, после чего разрешили улыбаться, посадили на стул, и Юля сказала: «Смотри на меня, будто я парень, которого ты хочешь больше всего на свете». Фотографировали оба, но большую часть снимков сделал Женя, а Юля творила образ, хотела найти новые детали для фото, надевала на мою голову венок с красными цветами: «Нее, это слишком fashion, мы ведь естественности хотим», — сказал Женя. Когда улыбки появились на лицах обоих, я поняла, что удачные кадры есть, и мы заканчиваем. Ко мне подошел Женя с фотоаппаратом и показал фото: «Нравится?» — спросил он. «Да!» — ответила я — «Точно? Смотри мне». Я продолжила задавать вопросы.
KYKY: Не так давно Терри Ричардсон, еще один из ваших любимых фотографов, снял клип «Wrecking Ball» для Miley Cyrus, он вам понравился?
Канаплев + Лейдик: Очень понравился, но больше понравились ремейки клипа, особенно тот, где бородатый мужик катается на шаре. Юля не могла остановиться и в течении дня смотрела видео с этим бародачем.
KYKY: А вы бы хотели снять клип для какой-нибудь звезды?
Канаплев + Лейдик: Есть люди, которые могут это сделать круче, поэтому у нас нет в планах перехода на видеоформат. Не думали даже об этом. Чтобы заниматься видео, нужно оставлять фото и с головой уходить в это. Терри Ричардсон изначально снимал порно, потом перешел на фото, но снова вернулся к видео. Мы же можем быть разве что консультантами в клипмейкерстве. Юля может придумать образы для людей, которые круто снимают. Такое предложение уже было, мы думали над ним, но так в итоге и не согласились.
KYKY: Вам это не интересно?
Канаплев + Лейдик: Мы еще не реализовались в фото, не насытились им. Не устали делать фотографию, у нас все еще есть голод.
KYKY: У Терри есть традиция: он фотографируется после съемок со своими моделями, как вы думаете, зачем он это делает?
Канаплев + Лейдик: Это фан. Тем более у него снимаются известные люди, он выбрал тему эпатажа.
KYKY: Почему этого не делаете вы?
Канаплев + Лейдик: Потому что мы еще не фотографировали ни Мадонну, ни Джареда Лето. В конце фотосессий мы делаем селфи, но это не является обязательным пунктиком.
KYKY: Продолжим гид по жизни Терри, его отец Боб тоже был известным человеком и делал фото для модных журналов, поэтому Ричардсон жил в богеме и видел фото с самого детства. Как вы думаете, можно ли стать фотографом за счет денег?
Канаплев + Лейдик: Конечно. Если у тебя родители фотографы, тебе проще заняться фото, ты быстрее раскрутишься. Будучи самоучкой, только на первую камеру ты собирать лет десять будешь. Чувак (Терри — прим.ред.) вырос в богеме, это в любом случае помогло. Связи, окружение — все это, конечно же, решает. Но если этого нет, а внутри есть стремление, сила пройти через вот эти все пути — у тебя что-то получится. Особенно в Америке, это страна, которая дает возможность всем, кто пытается пробиться. Про белорусскую фотографию сложно говорить, мы живем в зародышном состоянии, делаем все, для того, чтобы нравилось непосредственно нам самим. И так делают все: и визажисты, и стилисты. Если заглянуть в советскую фотографию, то можно увидеть, что она вся похожа: темы соц. реализма, потом революционный период 90-х, а сейчас каждый вносит что-то свое в фото, но при этом мы питаемся западной культурой.
KYKY: Кто ваши родители?
Канаплев + Лейдик: У Жени родители — инженеры, а у меня папа — водитель грузовика, а мама повар, влияние на меня оказали мои тетя с дядей, они тоже фотографы.
KYKY: Вы много и качественно работаете, вам это нравится, а как бы вы построили пирамиду вашей жизни, что бы было на первом месте?
Канаплев + Лейдик: На первом месте у нас однозначно будет семья, затем фотография и друзья.
KYKY: Вы все время вместе, это надоедает?
Канаплев + Лейдик: Мы не устаем друг от друга. Это как раз один из немногих случаев, когда пара друг от друга подпитывается, а не напрягает.
KYKY: В фейсбуке у вас один аккаунт на двоих, кто отвечает на сообщения?
Канаплев + Лейдик: Отвечает Юля, она всегда мне все зачитывает, мы обсуждаем, а она печатает текст ответа.
Разговоры закончились, и мне удалось посмотреться в зеркало: ничего кроме «Воу!» в голову не пришло. Женя и Юля на самом деле очень крутые фотографы и приятные люди, работать с ними очень комфортно, и они действительно умеют превратить девушку в Монику Белуччи.