«Власть делает вид, что меня нет». Первая «нобелевская» пресс-конференция Алексиевич и реакция соцсетей

Герои • редакция KYKY
Встречали Светлану Алексиевич в редакции независимого СМИ «Наша Нива» на Золотой Горке. Маленькое тесное помещение, что представляет собой 20 квадратных метров переделанной под редакцию жилой квартиры – не самое удачное место. Оно так и не вместило всех желающих поздравить Светлану Александровну. Народ стоял на лестничной площадке, на лестнице, во дворе – с букетами, фотокамерами или просто добрыми пожеланиями.

Юрий Зиcсер, который на пресс-конференцию опоздал, приглашал было всех перебраться в редакцию Tut.by, повторяя: «Светлана Александровна, поедемте, у нас там 140 человек сядет, а 300 встанут – место много, все с вами пообщаются!»

Но Светлана Александровна не поехала – устала:
– Честно говоря, я сейчас болею немного, – признавалась она, принимая очередной букет. – Только такая новость заставила подняться.
Да ее и не выпустили бы: плотным кольцом окружили писательницу операторы и фотографы, среди которых, хоть и не было представителей БелТА, зато были коллеги из «Рейтерс» и много поляков, которые договаривались на интервью и просили автограф.

Светлана Александровна, тем временем, рассказывала, что до вручения ей «Нобеля» в Европе Беларусь узнавали по двум маркерам: «Лукашенко» и «Домрачева».
– Теперь еще добавится Алексиевич! – радостно подсказывает толпа. И Алексиевич улыбалась, потому что всем в этом помещении, и вообще – всем, было понятно: «Нобель» – это, черт возьми, победа.

– Я бы хотела, чтобы у белорусов была гордость за эту награду. Ведь это не только я одна сделала. Это и мои родители, мои герои – это такое общее гуманитарное накопление. Я отказываюсь принимать, что эта победа – лично моя.

Фото из Facebook Франака Вячорки

Так или иначе, все те, кто совсем недавно обвинял Светлану Александровну в ее русскоязычии, вероятно вынуждены были молча признать – Нобелевской премией Алексиевич сделала для имиджа Беларуси в разы больше, чем кто бы то ни было из обвинителей. В толпе отмечали, что победа Светланы также хорошо скажется на бизнесе, на котировках, и, как следствие на экономике. Что «Нобель» заслуженно затмевает собой всю предвыборную компанию. К слову, выборы Светлана Александровна не застанет – в субботу уезжает в Берлин.

– Что вы думаете про белорусов? – в очередной раз спрашивали у Алексиевич.
– Я люблю Беларусь и белорусов, – в очередной раз отвечала она. – Мои бабушка и дедушка – белорусы. Я долго жила в деревне и все это очень люблю. Только я не знаю, наше поведение – это мудрость наша, или все-таки страх?

Светлана Александровна не настроена слишком оптимистично – перемены требуют времени:
– В таком промежуточном времени мы будем жить еще долго, – говорила писательница. – Мы были слишком наивными в 90-е годы, когда думали, что раз – и все изменится. Когда казалось, люди прочитают Солженицына, и тут же станут чистыми. Это невозможно. Люди все равно убивали друг друга в подъездах.

Фото из Facebook Франака Вячорки

– Мы очень маленькие. Мы зажаты со всех сторон. Мы – небогатая страна. И мы очень разрозненны. Каждый сидит в своем домике и не хочет выходить. Украинцы вот вышли. Но я не знаю, как поступать правильно. Я не знаю, как сделать так, чтобы и на улицу выйти, и чтобы стрелять никто не стал.

На вопрос KYKY, могли бы мы, белорусы, живущие во время Лукашенко, стать героями какой-то следующей книги Алексиевич, как люди 1990-х стали героями книги «Время секонд-хэнд», Светлана отвечает:
– Белорусы, конечно, могли бы стать моими героями, но дальше это будут совсем другие книги, с совершенно иными, более личными, акцентами. Сейчас – это будет книга о любви.

Ещё цитаты Светланы Алексиевич в день получения Нобелевской премии:

«Бунин, Пастернак – это великие тени, которые вдруг ожили для меня. И если я иногда я подумывала о том, что устала, разочаровалась в каких-то вещах, то сейчас поняла, что планку снизить невозможно...»

«Недавно я прочитала в каком-то блоге разговор двух людей. Один из них сказал, что не читает моих книг. Только фильм смотрел. А второй – сказал, что испытывает за мои книги гордость. Так вот, я бы хотела, чтобы была гордость...»

'Главная проблема - если мы будем ровно сидеть на попе, ожидая прибытия человека с правильными национальными и историчес...

Posted by Andrei Aliaksandrau on 8 Кастрычнiк 2015

Сегодня у facebook женское лицо

Posted by Андрей Кабанов on 8 октября 2015 г.

«Я люблю добрый русский мир, гуманитарный русский мир. Тот, которому до сих пор поклоняется весь мир. Я говорю про русский балет, культуру. Я не люблю мир Берии, Сталина, Путина, Шойгу – это не мой мир...»


«Я чувствую себя человеком белорусского мира, воспитанным на русской культуре…»

«Никто не любит правду, а я говорю то, что я думаю… Человеком остаться всегда страшно и сложно, но на это нужно иметь мужество...»

Поправьте меня, но сегодня в стране появился новый национальный лидер... Новый главный Беларус и в стране, и на планете....

Posted by Андрей Курейчик on 8 октября 2015 г.

Я очень рада тому, что Светлана Алексиевич получила эту премию. Нет, не потому, что я поклонник ее прозы, наоборот - у м...

Posted by Ekaterina Zabello on 8 октября 2015 г.

Тот неловкий момент, когда писатель из твоей страны получил Нобелевскую премию,ты президент и у тебя выборы через 3 дня,...

Posted by Алексей Радиванович on 8 октября 2015 г.

«Белорусская власть делает вид, что меня нет. В Беларуси меня не печатают, я не могу выступать, скажем, не могу вспомнить, чтобы меня приглашали на белорусское телевидение... И вот уже два часа прошло с тех пор, как я получила нобелевскую премию, я получила уже 200 писем, меня поздравил только Министр информации России...»

На вопрос, примет ли писательница звезду героя Беларуси, Светлана Александровна ответила: «Это [награда] не от Лукашенко, а от родины».

«Мои родственники со стороны отца были белорусами. Мой прадед учился вместе с Якубом Коласом. В тоже время, моя бабушка – украинка. Я чувствую себя космополитом...»

Эти два коммента на форуме tut.by висят рядом: 'Еще раз говорит об ангажированности Нобелевской премии. Какая она бело...

Posted by Alexander Kruglyakov on 8 октября 2015 г.

Ну што!? Сёння па ўсіх каналах краіны будзем глядзець, як Лукашэнка прынаецца, што рос на вершах Алексіевіч і 'усячэскі ...

Posted by Илья Малиновский on 8 октября 2015 г.

Nobel наааааш!!!! Вот что значит, затевать вот эту всю русофобию, значит затевать.

Posted by Radjesh Chou on 8 октября 2015 г.

Сьвятлана Алексіевіч сабрала тлумы журналістаў у Менску

Posted by Francišak Viačorka on 8 Кастрычнiк 2015

«В мире есть не только книги, но есть и Библия, и Франциск Ассизский, и Антоний Сурожский. А человек все-таки не меняется. Но хочется думать, что что-то меняется. Хотя события в Донецке меня лично напугали: как быстро слетает культура и вылазит зверь в человеке. Если мы бросим свое дело, будет еще хуже. «Горе мне, если я перестану проповедовать».

«Самое тяжкое наследие социализма – это человек».
Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«А мне Лукашенко в честь победы над зомби золотую простынь подарил!» Сны белорусов о президенте

Герои • Татьяна Замировская

Белорус часто (почти всегда) спит и видит сны. Иногда белорусу снится Лукашенко. Возможно, перед выборами – чаще и настойчивее. В этих снах он приходит на кухню, журит и контролирует, обижается и переодевается в треники и костюм горошка. Онейрологический портрет еще как минимум пару дней президента республики – в исследовании писательницы и журналиста Татьяны Замировской.