Кто-то сомневался в том, что президент страны — высокооплачиваемая должность? Центризбирком обнародовал декларации о доходах кандидатов в президенты Беларуси. У Александра Лукашенко указан только один источник дохода — зарплата. За год он заработал 551,7 миллиона рублей. По данным Центризбиркома, ни недвижимости, ни автомобиля у президента в собственности нет.
Средняя зарплата Александра Лукашенко в 2014 году — 45,9 миллиона рублей в месяц. Это $4,5 тысячи по среднему курсу доллара за 2014 год. Согласитесь, неплохо. Но в Беларуси можно заработать и больше. Оставим в покое собственников бизнесов с их акциями и дивидендами — у них всё индивидуально. Да и президент, в конце концов, скорее не собственник, а наёмный сотрудник. На кого нужно было учиться, чтобы работать с девяти до шести и получать президентскую зарплату?
Для начала определимся с суммой. Сегодня $4,5 тысячи — это 80 миллионов рублей.
Столько же, сколько президент
Таких вакансий сравнительно много. И почти все они содержат в названии магические английские слова, понятные сегодня каждому белорусу: Java web developer, Product manager, Chief Software Architect — .NET... Есть также вакансия IT-директора, от которого требуется «управление IT-отделом крупного многоофисного холдинга (более 10 юр. лиц)» и «достижение целей бизнеса компании с помощью информационных технологий».
Кроме IT, работу за $4,5 тысячи внезапно предлагают специалисту по продажам смазочных материалов. Компанию «ОйлэндАвиа» «интересуют только специалисты с успешным(!) опытом продаж в данной области, своими наработками и свежими идеями».
Специалисты по продажам — очень ценные сотрудники, у многих из них зарплаты с семью нулями и немаленькой цифрой в начале. Но тут, как говорится, есть один нюанс: гигантская зарплата «продажника» состоит из небольшого гарантированного оклада процента по сделкам, заключённым при его деятельном участии. Ничего не продал — ничего не заработал.
100 миллионов. Больше, чем президент
Больше, чем $4,5 тысячи, можно заработать в логистике. Начальнику отдела мультимодальных перевозок, которого ищут через кадровое агентство «КВАДРАТ», обещают зарплату от $3 тысячи до $6 тысяч. В его обязанности будет входить регулирование, управление и развитие всех видов мультимодальных перевозок: морские, авиа, железнодорожные, контейнерные, автомобильные. Приветствуется знание рынка и наличие наработанного клиентского портфеля.
Специалиста по работе с клиентами в логистической компании «ФорвардГрупп» ищут на зарплату «500-5 000 USD». На зарплату от $1 тысячи до $6,4 тысячи ищут генерального директора в компанию ООО OseLtd. Задачи стандартные: организация, координация и контроль, стратегическое планирование и т.д. Разбежки подозрительные, но максимальные суммы вызывают уважение. Правда, тут может быть та же ситуация, что и с «продажниками».
Ну и IT тут как тут. Chief technology officer (по-нашему технический директор) будет получать от $5 тысяч. За эти деньги нужно будет эффективно управлять деятельностью IT-департамента, состоящего из 50 человек.
Словом, 100 миллионов — зарплата, которую в Беларуси более-менее можно себе представить. Говорят, что столько могут заплатить технологу на нефтеперерабатывающем заводе, чтобы не уехал работать в Россию. Но подтверждения этому у KYKY получить не удалось.
160 миллионов. В два раза больше, чем президент
Такие зарплаты в Беларуси получают единицы — директора крупных частных предприятий. «Когда мы говорим о самых высоких окладах, то это нарушение белорусской статистики. Таких людей не больше сотни, у них огромный опыт, они прошли через огонь, воду и медные трубы», — рассказывает управляющий партнёр консалтинговой группы «Здесь и сейчас» Александр Паньков.
«Если забыть об IT, о таких зарплатах можно говорить применительно к торговле высокомаржинальными продуктами. Возможно, они есть в крупном ритейле — например, такие деньги могут получать руководители компании «Евроторг» (сеть магазинов «Евроопт». — Прим. KYKY), — рассуждает глава консалтинговой компании Fox Hunt Денис Гурленя. — Я думаю, в компании «Атлант-М» есть несколько человек, которые имеют мотивацию такого формата. В целом, такие зарплаты у сотрудников, деятельность которых связана с формированием высокой прибыли для компании — коммерческий блок, руководители высшего уровня в компаниях, которые зарабатывают на европейском и, до недавнего времени, на российском рынке. А вот банковская сфера — скорее нет, чем да. Такие зарплаты могут быть разве что на топ-уровне крупных банков — у председателя правления и его заместителей».
Уровень: Бог
К сожалению, налоговые службы не ведут учёт самых дорогих специалистов в Беларуси. А сам-то кто признается! В Министерстве по налогам и сборам KYKY ответили, что отдельной статистики по налогам, уплаченным с зарплат, нет.
В декларациях учитываются только данные по налогам, уплаченным с доходов, а сюда входит не только оклад с надбавками и премиями, но и, например, деньги за проданный автомобиль. Отчислением налогов с зарплат занимаются налоговые агенты — то есть сами предприятия, которые, начисляя своим сотрудникам зарплату, автоматически удерживают подоходный налог.
Интересно, что в декларации Александра Лукашенко никаких источников дохода, кроме зарплаты, не указано. Например, дорогущий «Майбах», который заметили в президентском кортеже в конце 2012 года, глава государства этому самому государству и отдал. «Мне все равно надо было бы купить автомобиль, если бы не было этого Maybach. Хочешь не хочешь — бюджет бы тратил. Я ее отдал в гараж особого назначения, чтобы президент на нем перемещался. Завтра президента Лукашенко застрелят, повесят, снимут с работы — вы на нем будете ездить. Это президентский автомобиль, который государству достался бесплатно», — объяснил президент.
Сравнивать президента, не указавшего никаких источников дохода, кроме зарплаты, с гражданами, которые продают машины, квартиры и всё такое, не совсем честно. Поэтому просто для банальной эрудиции: максимальный доход, полученный белорусом в 2014 году, составил около 230 миллиардов рублей. Эти деньги житель Минской области (имя держится в секрете) заработал на продаже доли предприятия, заплатив при этом 27,8 миллиарда рублей подоходного налога. Если разбить по месяцам (что совершенно бессмысленно), в среднем получится почти по 20 миллиардов в месяц.