«Белорус лучше купит „кристиандиор“ за $50 на Ждановичах, чем красивую качественную вещь без известного ярлычка. Чтобы нас полюбили белорусы, как минимум надо эмигрировать: итальянцы признают, а белорусы кривятся…» Редакция KYKY начинает новую рубрику: бизнес с человеческим лицом. Первый герой — это Марина Шалимо и ее бизнес: дизайнерская обувь белорусского пошива, которую теперь носят на мировых подиумах, в кабинетах чиновников и на киноплощадках.
Ателье по пошиву дизайнерской обуви «Сутория» работает в Минске уже двадцать лет. За это время бизнес вырос в десятки раз. Сегодня дизайнерскую обувь белорусского пошива можно увидеть на модных показах, высокопоставленных чиновниках и актерах фильмов «Стиляги», «Легенда 17» и «Брестская крепость».
Хотя Марина Шалимо и воспитывалась в достаточно обеспеченной семье, открыть собственный проект ей не помогал никто. Дизайнер признается, что никакой красивой сказки создания проекта нет, ей просто захотелось нормальной жизни: «В 90-х нам банально нечего было есть. Сразу после замужества я поняла, что мой муж (хоть он и замечательный человек) не сможет меня нормально обеспечить. Я решила взять все в свои руки», — вспоминает бизнесвумен. Тогда Марина была обычной студенткой, получающей образование инженера, однако коммерческая жилка была в ней всегда. Уже в 20 лет она зарабатывала в десятки раз больше среднего инженера: «Я очень хорошо знала детали машин и теорию машин и механизмов и делала курсовые под заказ. Со своими одногруппниками делала 22 курсовых в месяц. Один заказ стоил 150 рублей, а это месячная зарплата инженера!»
«Это было очень смешно: 40-килограммовое недоразумение в пачке и тельняшке командовало сильно пьющими сапожниками»
Как и у большинства студентов, копить у будущего предпринимателя не получалось, и на момент открытия собственного проекта в кармане девушки было $3. Кредит в банке ей не дали, и она была вынуждена занимать деньги у «ростовщиков», которые дали деньги, но под 15%… ежемесячных: «Меня это ничуть не испугало. Бизнес — это не риск, а четко выверенная система. Риск — это наркотики из-за границы возить», — признается Марина. Кредита размером в $300 не хватило даже на проведение электропроводки в помещении, и одолжать пришлось еще и еще…
Конечно, четкого бизнес-плана у 23-летней девушки не было, зато было желание и даже опыт. Опыт как дизайнера, так и управленца. Уже тогда выпускницу института назначили заведующей группы ателье по ремонту обуви. «Я была самой молодой заведующей в городе и единственной, кто стал ей без „блата“. Это было очень смешно: 40-килограммовое недоразумение в пачке и тельняшке командовало сильно пьющими сапожниками. А я еще бороться с ними пыталась: из кабаков вытаскивала, с женами беседы вела. В итоге, эти рабочие меня еще и благодарили и со всеми праздниками поздравляли», — смеется предприниматель.
Медленно, но верно ателье набирало обороты, и уже тогда компания сотрудничала с крупными киностудиями. Одной из них была студия Никиты Михалкова. Марина хорошо помнит, как с 17 тысячами евро отправилась в Италию за закупкой материалов, чтобы обувать актеров Михалкова. Для нее стало большим удивлением и одновременно разочарованием услышать, что минимальный заказ равняется 40-ка тысячам евро. Но отступать девушка не хотела: чтобы выполнить назначенное, она решила заложить свою квартиру. О риске Марина снова повторяет: «Риск — наркотики продавать. Бизнес — не риск».
«Иногда нашу обувь покупают известные дизайнеры, переклеивают ярлычки и продают на 50–100% дороже».
Последние 15 лет ателье шьет только авторскую эксклюзивную обувь, однако сразу после открытия они шили обувь по заказу магазинов. По словам Марины, тогда это было нужно, ведь в то время достать обувь было непросто, а тем более нормального качества.
Пара обуви в ателье стоит примерно $250. Но глава компании считает, что это не много, так как материалы для пошива привозят из Италии, что стоит недешево: «Одна молния в сапоги стоит 25 евро. Но заказывать можно только оптом, не меньше, чем на 2 000 долларов. Вот потратил две тысячи, а продашь ты когда-нибудь эти молнии или нет — большой вопрос».
Изначально цены на обувь выставлялись «на глаз» в зависимости от того, кто за ней пришел. Состоятельным клиентам Марина выставляла более высокую цену, чем небогатым. Но такая робингудовская политика ведения бизнеса прекратилась после того, как компанию банально… «спалили»: два бизнесмена. Они сидели в баре и заговорили о своих покупках…
После такого инцидента Марина боится «определять цену на глазок» и сегодня на всю обувь установлен прейскурант. По словам Марины, продажи компании не особо большие. В первую очередь потому, что всего в производстве задействовано 35 человек, ведь вся обувь шьется вручную. Месячный оборот варьируется от 30 до 50 тысяч долларов. Оборот хоть и небольшой, но каждый год «Сутория» шьет обувь для 7–8 фильмов. И если сама история открытия ателье не похожа на сказку (скорее, наполнена трудом и тяготами реальной жизни), то на телевидение студия попала магической волею случая: у белорусского костюмера порвался сапог… Костюмер починила его в ателье Марины, увидела работы, которые ее заинтересовали, сарафанное радио сработало — сегодня за плечами дизайнеров Марины Шалимо работа с рядом достаточно популярных фильмов на студиях «Ленфильм», «Беларусьфильм», «Мосфильм» и «ТРИТЭ» (студии Никиты Михалкова).
Прежде, чем нанять уборщицу, на собеседовании просмотрели почти 300 кандидатов!
По словам Марины, устроиться в «Суторию» на работу крайне сложно. Все дизайнеры проходят строжайший отбор, хотя сама Марина шить и не умеет: «Я технолог. Хороший. Наверное, лучший в стране. Но руками я не работаю. Думаю, Королев вряд ли сам собрал ракету, да и „Ауди“ собирает не его создатель». Марина говорит, что отбор в компанию проходят не только дизайнеры, но даже уборщицы, и прежде, чем нанять уборщицу, на собеседовании просмотрели почти 300 кандидатов! Отчего такая строгость? Марина считает, что большинство из них «просто были забулдыгами, которым сложно доверять». Но и зарплаты руководитель обещает соответствующие — например, сапожник получает около $1000 в месяц.
Превращать свое производство в масс-маркет предприниматель не хочет. Марина считает, что дело не только в деньгах, и деньги — лишь бензин для бизнеса. А если кто-то решит открыть дело только ради денег — у него ничего не получится: «Бог создал Землю, а мы создаем бизнес. Какой создатель, такой и бизнес… И если кого-то устраивает и ларек на Ждановичах — его в любом случае ждет фиаско».
Дизайнер одежды, автор костюмов группы «Ляпис Трубецкой» и создатель части вещей в гардеробе «Мумий-Тролля» Иван Айплатов дал свою оценку проекту «Сутория»:
«Марина отшивала обувь еще для первой моей „Недели моды“ в Москве. И она ни разу не подводила меня за эти годы. Материалы, которые она привозит из Италии, также используют бренды уровня „Prada“ и „Gucci“.В Беларуси у Марины практически нет конкурентов. Конечно, есть пара фирм, которые пытаются конкурировать, но это компании не такого масштаба, и продукция у них не такого качества. Я, например, больше ни с кем не сотрудничал. Сегодня существует большая нехватка отечественных профессионалов. Ниша для открытия бизнеса свободна. И это не плохо — людям есть, чем заниматься. Наверное, ее не заполняют только потому, что это крайне непросто. В таком бизнесе существует масса нюансов, справиться с которыми может не каждый».