Пожалуй, начнем с худших картин года
10-е место. «Охотники за сокровищами»
Джордж Клуни в качестве режиссера всегда только радовал своими стилевыми играми и необычными находками. С «Охотниками…» явно что-то не срослось: скомканная история с нелепыми диалогами и практически нулевой вовлеченностью зрителя полностью перекрыла отличный набор актеров и благородный месседж. Фильм явно был выпущен наспех и нуждался в доработках. Слава Богу, что на Клуни невозможно злиться дольше пяти минут.
9-е место. «Новый Человек-паук: Высокое напряжение»
Несколько лет назад, когда вышла первая часть Обновленного Паука, у комикс-поклонников особых претензий не было: все смотрелось легко и непринужденно, все было мило. К сожалению, второй фильм стал ярким примером злоупотребления зрительским доверием. Стопицот злодеев без характеров и мотиваций, неприличное количество соплей и кошмарный дубляж для русскоязычных стран оставили в замешательстве даже самых преданных гиков.
8-е место. «Годзилла»
5 минут Годзиллы, полтора часа непонятной мути и одна шикарная экшн-сцена.
7-е место. «Прежде чем я усну»
Ну вот что могло здесь пойти не так?! Николь Кидман, Колин Ферт, Марк Стронг. Все уже должно быть хорошо. Триллер про потерю кратковременной памяти. Да это же чистое золото! Возможно, именно поэтому решили обойтись без сценария и режиссуры.
6-е место. «РобоКоп»
Тебя не спасет ни Гэри Олдман, ни заглавная музыкальная тема! Хватит насиловать наше детство!
5-е место. «Принцесса Монако»
Ох, нелегкий год вышел у Николь Кидман… И ведь не обвинишь ее в плохом вкусе. Казалось бы, все отлично выглядит. Нужно было лишь сыграть голливудскую икону Грэйс Келли у режиссера фильма «Жизнь в розовом цвете» на пару с всегда надежным Тимом Ротом. Ну и раз уж такая пьянка, угадайте, кто продюсер всей этой прелести? Знатный сборщик Оскаров Харви Вайнштейн! Все, Николь, расслабься и кайфуй! Ага…
4-е место. «Превосходство»
Пик халтуры Джонни Деппа пришелся еще на «Мрачные тени», но именно в этом году стало ясно, что некогда лучшего актера своего поколения уже не вернуть. Снохождения Джонни, конечно, можно было замаскировать, каким-нибудь умопомрачительном экшном (как в «Одиноком рейнджере»), или интересной историей, но, к сожалению, ни того, ни другого вы в «Превосходстве» не найдете.
3-е место. «Виноваты звезды»
Для меня остается загадкой, почему этот фильм не закидали камнями. Понятно, что заработать денег на слезливой истории любви двух неизлечимо больных подростков не так уж и сложно, но высокие оценки почти на всех киношных сайтах + в большинстве своем (!) положительные отзывы критиков ставят меня в тупик. Это бездушное, банальное и попросту оскорбительное кино!
2-е место. «Трансформеры: Эпоха Истребления»
Можно я не буду здесь ничего писать? Разве что «иди в жопу, Майкл Бэй».
1-е место. «Люси»
Ну а теперь лучшие фильмы года
10-е место. «Двойник»
Вообще, надо иметь стальные яйца, чтобы экранизировать Достоевского. И мало кто ожидал, что найдутся оные у того смешного задрота из сериала «Компьютерщики». Это, конечно, не первый режиссерский опыт Ричарда Айоади, но от него ждали чего-то похожего на милую дебютную «Субмарину», или что-нибудь из его музыкальных работ (помимо прочего, бомбил в свое время клипы для Arctic Monkeys), но никак не Федора Михайловича. «Двойник» — это эмоциональная история о живущем в своем жалком мирке сером человеке Саймоне, которого никто не любит и даже толком не замечает. И вот однажды в его трудовом коллективе появляется абсолютно идентичный ему внешне Джеймс, успешный харизматик и дамский угодник. Горе главного героя умножается, когда он понимает, что никто из окружающих даже не обращает внимания на их зеркальное сходство. Поместив действие фильма в мрачную альтернативную реальность и неповторимым образом использовав операторскую и звуковую работу, режиссер превращает повесть Достоевского в кино Терри Гиллиама по сценарию Кафки. И оторваться от такого невозможно.
9-е место. «Лего. Фильм»
Хороший оригинальный мультик в наше время — явление нечастое и оттого вдвойне радостное. Компания Lego заслужила каждый доллар, заработанный по итогам общемировой перезагрузки своего брэнда. Когда дело дошло до больших экранов, боссы игрушечного монстра сделали идеальный выбор в лице ответственных за крутые мультики «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек», чуть ли не самый смешной сериал последних лет «Бруклин 9–9» и новый комедийный супердуэт Татум-Хилл в двух фильмах «Jump Street». Результат радует: отличная история, небанальный юмор, everything is awesome, все как надо.
P. S. Учитывая внушительный кастинг, смотреть «Лего. Фильм» рекомендуется строго в оригинале. Так и живее, и смешнее.
8-е место. «Грань Будущего»
Фильм явно претендует на звание лучшего развлекалова года.
Для тех, кто так и не посмотрел этот круто сваренный научно-фантастический балаган, есть доступное определение того, что происходит на экране — «День сурка + День независимости». Одно удовольствие смотреть на раз за разом умирающего Тома Круза, крошащего инопланетян в паре с обаяшкой Эмили Блант. Сверхзанимательное зрелище!
7-е место. «Голгофа»
Не было в этом году фильма, передающего суть трагикомедии лучше, чем «Голгофа». Открывающая сцена очень умело задает тон всему повествованию этого ирландского шедевра. В ней, принимая очередную исповедь, главный герой Отец Джеймс получает обещание от некоего мужчины через неделю быть застреленным в знак мести всем священникам, которые издевались над исповедующимся в детстве. Так стартует история о маленьком дождливом городке и его таких же хмурых жителях. Запредельный Брэндан Глисон в своей лучшей роли не фальшивит ни на йоту, заставляя то рыдать, то смеяться, плавно подводя зрителя к незабываемому финалу.
6-е место. «Интерстеллар»
Об этом фильме было сказано и написано неприлично много слов.
В этом материале можно прочитать некоторые размышления об этой космической симфонии Кристофера Нолана. Сейчас, подводя итоги года, можно сказать определенно, что «Интерстеллар» — это не шедевр на все времена, как о нем говорили миллионы. Но, безусловно, это один из лучших фильмов прошедшего года, развлекательное кино с головой и сердцем. А саундтрек Ханса Циммера еще долго не пропадет из плейлиста адептов самых разных музыкальных направлений.
5-е место. «Отель «Гранд Будапешт»
Помню, как пару лет назад я негодовал по поводу массового поклонения фильму «Королевство полной луны». Тогда знаковый режиссер современности Уэс Андерсон не выдал, как мне показалось, ничего принципиально нового, не вышел из зоны своего комфорта, где над шутками смеешься искренне, но не в голос, а трагедию переживаешь глубоко, но без слез на глазах. А идеальное чувство цветовых решений и постановки кадра у него было с самой первой работы. Так вот, в этом году уже и я не жалел возвышенных слов: «Отель «Гранд Будапешт» — это кино Андерсона, которое я так ждал. Здесь режиссер раскрывает новые грани своего писательского таланта, построив все повествование вокруг одного персонажа и переходя на совершенно иной уровень юмора. Серьезно, я даже на повторном просмотре ржал, как ненормальный. Ну и, конечно, отдельное «Браво!» бесконечно притягательному Рэйфу Файнсу.
4-е место. «Стрингер»
В мгновение ока приличный сценарист Дэн Гилрой превратился в бескомпромиссного и мощного режиссера, сняв свой дебютный фильм. Он подарил нам не только крепкий триллер с оригинальным сюжетом, но и без преувеличения лучшую мужскую роль этого года. История становления целеустремленного монстра в мире криминальной журналистики смотрится на одном дыхании и со смешанным чувством страха и удовольствия. Джейк Джилленхол творит невообразимые чудеса, второй раз подряд выдавая гениальную игру (в конце 2013 вышел психотриллер «Враг», где актеру пришлось изображать две совершенно противоположные личности). Если это не Оскар, то я не знаю, что такое Оскар, и никто никогда не узнает…
3-е место. «Одержимость»
Так сказать, «нежданчик года». Фильм о том, чем может обернуться невинное, но настойчивое желание стать великим. Можно смело назвать Майлза Теллера открытием года, хоть и с оговорками: мелькает он то там, то сям уже давно, но вот после «Одержимости» у парня точно попрет. За этот новый этап своей карьеры ему стоит быть благодарным великому и ужасному Дж. К. Симмонсу, с которым у них получился лучший экранный дуэт 2014. Сумасшедшая энергетика и убийственная химия между персонажами ученика и учителя заставляет не думать ни о чем другом, кроме этих треклятых барабанов!
2-е место. «Чем мы занимаемся в тени»
Лучшая комедия года неожиданно ворвалась в нашу жизнь из Новой Зеландии и даже не дошла до широкого проката. Псевдодокументальное кино про друзей-вампиров и их повседневной жизни в современном мире сносит башню безвозвратно. Вся адская крутость фильма ясна уже в первой сцене знакомства с главными героями на бытовом собрании с обсуждением, кто же в течении пяти лет не мыл окровавленную посуду. Это один из тех фильмов, шутки из которых невозможно пересказать или показать. Нужно просто смотреть. Снова и снова…
Авторам удалось собрать лучшие штрихи из классических черных комедий, смешать это с гипнотизирующим настроением «Наполеона Динамита» и выдать лучшее мокьюментари в истории.
P. S. После общемирового признания, фильм покажут-таки в русскоязычных странах на большом экране под кошмарным названием «Реальные упыри».
1-е место. «Исчезнувшая»
О фильме, который считаешь лучшим за последние 12 месяцев, сложно написать что-то членораздельное и понятным образом обосновать свой выбор.
Новая работа Дэвида Финчера — это настоящая магия кино, которую сложно раскладывать по полкам. Можно выделить очередной удачный выбор первоисточника, запутанного романа Гиллиан Флинн, которая специально для режиссера добавила целый акт в сценарий фильма. Можно выделить непреодолимую силу воздействия музыки теперь уже точно постоянных композиторов Финчера, Трента Резнора и Аттикуса Росса. Можно лишний раз восхититься видением бессменного оператора Джеффа Кроненвета. Но невозможно описать словами то, что Финчер творит со зрителем каждый новый фильм.