Впервые мне довелось видеть Сингапур еще на заре своей карьеры, в 17 лет, но внятных впечатлений от тогдашнего визита осталось немного: шумные улицы да 40-градусная жара, современная архитектура да красивые люди, качественная еда да отличный сервис. По прошествии четырех лет я снова вернулась сюда, чтобы увидеть суть этого города-государства: вот он! Чертов космополис во плоти, идеальное порождение диктатуры. Диктатуры, которая превратила кусок песка под изнуряющим солнцем, протяженностью чуть более 40 км с севера на юг, расположенный в 100 км севернее экватора, без энергоресурсов и собственных запасов воды — в одну из самых экономически развитых стран мира.
Здесь есть народ, но нет нации. Ни общего языка, ни единой истории, ни целостной культуры. Здесь нет государства, здесь только люди. В Сингапуре проживает по меньшей мере шесть этнических групп: сингапурцы, малазийцы, индонезийцы, китайцы, индусы, филиппинцы. При этом между ними не бывает противоречий и конфликтов.
О разнообразии этнических групп свидетельствует деление городского пространства. Так, пестрый район Little India соседствует с душным China Town, мусульманская Arab Street берет начало от местного рынка Bugis, а по-английски опрятный Raffl's-Place вдыхает ароматы сингапурских уличных забегаловок. На одном этаже со мной проживает японская и австралийская семьи, дети которых в одном классе с индусами и китайцами изучают идеологию коммунизма. Левые — правые; оппозиция — партия власти; националисты — мультикультуралисты — все эти антонимические ряды «makes no sense» в прогрессивном обществе Сингапура.
В Сингапуре не пеняют на власть имущих. Здесь собственноручно меняют пространство вокруг себя. Благотворительные встречи, публичные выступления проходят в университетских стенах, музеях, парках — везде, куда ни плюнь, люди создают поводы, чтобы собраться, знакомиться, обсуждать. Вот вам пример. «Social Creatives» — благотворительная организация, которая на протяжении четырех лет делает жизнь ярче. В прямом смысле. Волонтеры «Social Creatives» расписывают красками улицы и дома города.
Как спасти мир красотой
Основными направлениями «Social Creatives» являются стенная роспись зданий, создание галерей искусств и реконструкция квартир нуждающихся. В команде организации профессиональные художники, профессора университетов, студенты и волонтеры. Одна из председателей организации, художница и ведущий куратор галерей искусств Сингапура, мисс Джэнифер Соен, охотно рисует с волонтерами на городских стенах. Основные кураторы — группа из пяти человек: «Мы делаем Сингапур и общество эмоционально и визуально ярким», таковы мотивы ребят из SС. На данный момент организация уже воплотила 165 рисунков и 350 росписей жилых квартир людей с ограниченными возможностями. За пять лет существования «Social Creatives» более 19 тысяч людей приняли участие в проекте.
Казалось бы, ну, картинки и картинки — мелко и малозначительно. Как человек, закончивший колледж искусств, я довольно долго задавалась вопросом: как можно воплотить искусство в продукт, который будет нести не только визуальное наслаждение, но и общественную пользу? Одним из проектов является разрисовка подземных тоннелей в одном из популярных районов города «Clarke Quay». Сюжеты рисунков напрямую связаны с историей Сингапура — шефство Англии как колонизатора, нахождение под Малайзией и, наконец, обретение Сингапуром независимости. Намного интереснее изучать историю таким креативным образом как для школьников, так и для посетителей страны.
С Фарисом Башарахилом, коренным сингапурцем, создавшим организацию «Social Creatives», знакомлюсь на одном из социальных форумов Сингапура. Не лишенный доли скептицизма, как и все люди, вовлеченные в благотворительность, он верит в будущее подобных социальных кампаний. Я задала Фарису вопрос:
Алина Исаченко: Что воодушевляет тебя на создание проектов 24/7 галереи, роспись квартир пенсионеров, рисунки на жилых домах?
Фарис Башарахил: Вдохновляет идея сделать общество менее жестоким, более радушным. Идея росписи состоит не только в визуальном, но и эмоциональном обогащении общества и страны в целом. Знаете ли вы, что является первой формой искусства? Это наскальные рисунки. Живопись и графика на стенах известны как фрески. Они являются основным инструментом общения и взаимодействия между людьми. По мере развития общества мы, как правило, менее связаны с нашим окружением и даже друг с другом. Если мы научим ребенка рисовать «на своей стране», он почувствует себя связанным с людьми, с которыми рисует, со зданием, на котором рисует, и, в итоге, со своей страной. Стенная роспись соединяет людей вместе и создает чувство единения между ними. Наконец, через воздействие цвета мы делаем нашу социальную жизнь ярче и, надеюсь, счастливее.
Уличная галерея поп-арта или Энди Уорхол для всех
Одно из ноу-хау организации — создание «Community art gallery» — 24-часового музея искусств под открытым небом. В Сингапуре существует два музея — один посвящен творчеству Ван Гога, другой — представителям поп-арта, преимущественно мэтрам двадцатого века — Энди Уорхолу и Киту Харингу. Когда Фарис пригласил меня посетить галереи, я была необычайно обрадована — вот оно, искусство, доступное каждому! Сам музей — фактически расписанные художниками стены так называемых «public lobby», жилых многоэтажек Сингапура. Таким простым способом дворы домов в спальных районах города превратились в музеи.
На создание каждого требуется около десяти рабочих рук и три недели времени. Каждый человек, будь то ремонтник дорог, пенсионер с соседнего подъезда или школьник могут свободно посетить галерею и расширить свои знания в области искусства.
Не без юмора сингапурцы слегка «национализировали» стиль Уорхола: вместо известного изображения «Noodle soup» на стенах Сингапурского стрит-арта красуется жестяная банка супа под названием «Chicken brand», дабы поощрить любовь местного населения к блюдам из курицы. Вместо портретных изображений Мэрилин Монро — написанное в четырех колоритах Уорхола изображение Мерлиона — национального символа Сингапура, представляющего собой мифического персонажа с телом рыбы и головой льва. Музей Ван Гога схож по конституции со своим поп-арт-собратом. Стены расписаны в технике великого постимпрессиониста. Нарисованные волонтерами картины чередуются с полезной информацией о творческих периодах жизни художника.
Роспись квартир пенсионеров
Но больше всего меня удивил, пожалуй, самый «домашний» в прямом и переносном смысле проект: роспись стен в квартирах малообеспеченных, социально ограниченных пенсионеров. Прогуливаясь по улицам вечернего сияющего Сингапура, трудно представить себе, что в глубине дворов проживают совершенно одинокие пожилые люди. Это у них в квартирах волонтеры рисуют на стенах море, солнце, цветы. Пенсионеру Зао Лину SС расписывали стены квартиры около полугода назад. Зао почти не говорит по-английски, что свойственно для старшего поколения, фактических создателей Сингапура. Но стоит только посмотреть в глаза этому человеку, как ты ощущаешь благодарность за проявленную к нему заботу.
Одержимый идеей сделать людей счастливее, Фарис, похоже, добился успеха. И как он говорит: «Картина — это тысяча слов, очень у нас тут распространенная поговорка. Значит движение — это тысячи картин. Как фильмы, снятые на старинные киноленты. Social Creatives и я считаем, что эмоции — это тысяча движений. Мы здесь не просто рисуем на стене, но соединяем искусство в сердце и искусство на планете. Art in the heART and art in eARTth».
Можно ли себе представить подъезды засаленных многоэтажек в Чижовке, расписанных сюжетами под Марка Шагала или Сутина? Как отнесется к этому белорусский народ? Обратит ли внимание на произведение искусства средне статистический дядя Ваня, попивающий на лавочке согревающий напой? Не вызовет ли бабушка милицию при виде худосочных подростков, вооруженных до зубов кисточками и железными банками с краской? Примут ли у нас подобную идею объединения поколений и просвещения искусством? Об этом стоит задуматься…
Фото: Алина Исаченко и «Social Creatives»