Не факт

Музыка
Что такое журнал FACT и какая там музыка.

FACT, занимавшийся преимущественно обозрением пластинок лейбла. В 2005-м журнал обзавелся сайтом с подкастами от не очень известных, но подающих надежды диджеев, а через три года окончательно перебрался в интернет. За это время mp3 уменьшил тиражи CD-дисков в семь раз, а интернет почти угробил печатную прессу.

Все время своего существования FACT по большей части писал про электронную музыку. Их список лучших альбомов нулевых (ясно, что лет через десять все будет выглядеть несколько иначе) – это пока что самый трезвый взгляд на музыку прошедшего десятилетия: группа The Strokes – рядышком с Диззи Раскалем, а Джей-Зи раскуривает сигару между Майей и Рикардо Виллалобосом. 

NME как трендсеттер для подростков уже к середине нулевых растерял всякий вес – блогеры обо всех кумирах NME рассказывали и оперативнее, и лучше; Wire как трендсеттер для умных тоже сильно пострадал от интернета: зачем дожидаться, что напишут в следующем номере Саймон Рейнольдс или K-Punk, если можно прочитать это прямо сейчас в их же блогах? Американский интернет-портал Pitchfork изначально создавался как журнал про инди-рок, и как только тот перестал быть живой средой, Pitchfork тоже оказался в тяжелой ситуации.

FACT с его ориентацией на интернет, полностью бесплатный контент и передовую электронику – никогда еще искусство и средства коммуникации не были так тесно связаны – к концу десятилетия оказался единственным влиятельным журналом, ровно ни от чего не зависящим. За ним нет старых трендов, которые он прежде раскручивал, и ему не нужно быть коммерчески успешным.

Строго говоря, это вообще не совсем то, что мы обычно подразумеваем, говоря «музыкальный журнал»: FACT не обозревает всю выходящую музыку, отделяя хорошее от плохого – про музыку, которая журналу не нравится, в нем просто не пишут; здесь в принципе невозможны, например, такие рецензии.

На что FACT сейчас действительно похож, так это на утопический всезнайский блог, который ведут твои лучшие друзья: выкладывают новые крутые песни и миксы от выдающихся людей, пару раз за день комментируют ссылки на новости с больших сайтов, много и остроумно рассказывают про свою любимую музыку. И это тот случай, когда мечта оказывается еще и идеальным медийным форматом.

Как и всякое музыкальное издание, FACT в конце года составляет списки лучшей музыки. Судя по спискам лучших альбомов, лучших лейблов и лучших молодых артистов журнала, вот что сейчас главная музыка (порядковые номера в списке лучших альбомов указаны в скобках):

Гипнагоджик-поп

Ariel Pink

Изначально гипнагоджик-поп – это разновидность дроуна, сформировавшаяся в США в середине нулевых. Такие исполнители, как Джеймс Ферраро, Pocahaunted и Emeralds вдохновлялись поп-артистами из своего детства, делали тягучую гитарную музыку в сознательно плохом качестве и записывали альбомы на кассеты. В списке FACT`a оказались и Emeralds (8), и Ферраро (11), и полоумный сингер-сонграйтер Ариэль Пинк (40).

В 2010-м гипнагоджик-поп – уже не дичь и странность, а самое важное (наряду с движением «new weird america»), что случилось в неэлектронной музыке десятилетия. Косвенным свидетельством тому является и лучший альбом года по мнению FACT`a – «Dagger paths» английской группы Forest Swords, страшная и прекрасная пластинка о старых вестернах, просмотренных сквозь мутную стеклянную банку.

R'n'B 

The-Dream

Главные действующие лица в современном R'n'B – это гениальный певец и продюсер The-Dream (22), делающий пробирающую до дрожи, совершенную поп-музыку, и дико влиятельный рэпер Канье Вест (2), два года назад выпустивший альбом «808' and heartbreaks», где  довольно революционно то читал речитативом, то пел. Рэпер Дрэйк (7) продолжает дело обоих: на альбоме «Thank Me Later» он не только произносит эгоистичные монологи о любви к самому себе, но и красиво поет – и один раз даже на пару с The-Dream.

Помимо этого, на R'n'B замешаны альбомы артистов других жанров: Yeasayer (34) (инди-поп), jj (16) (балеарик), Guido (15) (пост-дабстеп), Autre Ne Veut (14) (трудно сказать), а группа Forest Swords даже записала апокалиптический кавер на великую певицу Алию. Причин неожиданной востребованности R'n'B у умных музыкантов масса, но главная понятна без дополнительных объяснений: как же еще петь простые песни о любви к девичьим трусам.

Chopped and screwed 

DJ Screw

Это специфический вид южного хип-хопа, изобретенный в начале 90-х хьюстонским Dj Screw. Для производства музыки такого жанра необходимо всего две вещи: совершенно любая аудио-кассета с хип-хопом и много сиропа от кашля с кодеином. Кассету нужно замедлить, сироп – выпить. Самый популярный новый стиль года – витч-хаус – собственно и есть «chopped and screwed»: артисты в диапазоне от Salem (6) и Zola Jesus (23) до Hype Williams (26) выстраивают свою музыку вокруг узнаваемо упоротого и заторможенного звука Dj Screw.

Сам великий диджей уже десять лет как скончался от передозировки – да, сиропа от кашля.

Пост-дабстеп

Группа Darkstar

Это совокупность мелких жанров, на которые раскололся дабстеп примерно год-два назад; и это условно все, что вышло после классического альбома Burial «Untrue» и пыталось его наследие как-то переосмыслить. Группа Darkstar (5), например, пытается уйти в аристократичный синти-поп, продюсер Guido (15) – в общедоступную поп-музыку, а Mount Kimbie (39) просто изящно топчутся на месте. 

Среди рядовых слушателей в этом году неожиданно оказался непопулярен главный лейбл дабстепа – Hyperdub. FACT поставил его на 3-е место в списке лучших лейблов года и высоко оценил альбом Darkstar. Кажется, исключительно с целью позлить рядовых слушателей.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Стереочувак

Музыка

Автор проекта «Мох» Антон Кривуля рассказал о неподвижном звуке, голом Пуксте и 20-ти копейках.