Про нежность
Начну с самого очевидного: белоруса всегда и везде выдают оленьи взгляд и повадка. Прекрасные, нежно-голубые, трепетные очи. Белорус робеет от прямого взгляда, стесняется или не умеет улыбаться, а главное — панически опасается выражать свои чувства. Правда, в отличие от оленя, который в случае чего убежит, белорус не выдаст себя ни жестом, ни движением и скорее умрет, чем привлечет к своей персоне внимание. Если вы увидите человека, мучительно краснеющего, ломающегося и отдергивающего руки при попытке прокомпостировать трамвайный талончик — не сомневайтесь в его национальной принадлежности.
В денежной коме
Страсть к экономии у нас удивительна. Симферопольские таксисты еще когда научились вычислять в толпе приезжих белорусов, чтобы, паче чаяния, не посадить их к себе. Белорусский отдыхающий — человек с губами, сложенными куриной жопкой, и выражением лица, говорящим: «Вы все здесь — паразиты и грабители, не видать вам моих денег». Белорус способен, как бешеная собака из известной поговорки, пробежать по рынку десять верст ради скидки в полтора доллара. А так, как торговаться ему не позволяет кодекс поведения (читай — недостаток самоуверенности), то если не устраивает цена, он скорее уйдет, чем откроет рот в попытке сбить цену. Зато матрас у белоруса раздут от сбережений, как у мистера Крабса.
Полцарства за коня
«Жизнь — за автомобиль» — таков девиз белоруса. Человек, которого трудно заподозрить в излишнем достатке, выходит из роскошного авто последних лет выпуска. Его женщина сыплет техническими терминами: она отличает модификации, поколения, наличие или отсутствие турбонаддува, особенности базовой комплектации и модельного ряда. Дворы, совершенно не рассчитанные на подобное, ломятся от автопарков. Социальное расслоение белорусов не обязательно отражается на марках и цене автомобилей, которыми они владеют, — и в этом белорусы неожиданным образом напоминают американских черных пацанов. У тех принцип «С голой жопой, зато на «мерседесе» находит совершенно аналогичный отклик в душах.
Напускная суровость
Будучи по натуре деликатными и застенчивыми, белорусы, тем не менее, стремятся казаться брутальными везде, где это можно себе позволить: общаясь с домашними животными, раздавая указания другим участникам дорожного движения (разумеется, не покидая своего транспортного средства), беседуя с подчиненными, официантами или пожилыми гражданами. Особенно проявляется суровый характер некоторых из белорусов во время разговора со своими женами и детьми. Удивительное дело, но брутальность мигом испаряется при личном общении с равными по социальному положению, а особенно — в ходе общения с представителями власти любого размера — начиная с гардеробщиков и вахтеров.
Пластиковый пакет и барсетка на поводке
Пластиковые пакеты в качестве городской сумки, ридикюля, несессера, клатча или еще какой холеры для перемещения личных вещей или покупок хозяина на большие расстояния. Именно от этого предмета и концепции я крепко отвык за время разлуки с родиной. Оказывается, они вполне себе существуют — не скажу, что процветают, но регулярно радуют глаз. Залатанные липкой лентой, раздутые. Как если бы этого оказалось недостаточно, индустрия изобрела модифицированный вариант барсетки: на длинном ремешке. Безусловно, суть ее не поменялась, это все тот же непобедимый пельменеобразный аксессуар, с которым я познакомился в середине девяностых, только носится он теперь через грудь, как пулеметная лента, или подмышкой.
Уж не знаю, почему белорусу не приобрести себе сумки размером покрупнее — вероятно, потому что в автоориентированном белорусском мире именно этот объем идеально вмещает документы на авто, ключи, пук наличных и смартфон. А что еще нужно честному идальго?
Спортивная нищета
Белорусы упорно продолжают экономить на спортивной экипировке. Резиновые пляжные тапочки, подстреленные шортики из школьных времен, лайкровые майки в обтяжку, застиранные до обморочной бледности носки. Некоторые приходят заниматься в стоптанных уличных кроссовках на низком ходу, которые немедленно выдают владельца с головой. Ощущение, будто попал в раздевалку городской бани или районный военкомат во время осеннего призыва, где все одеты в какие-то обноски, чтобы, не дай бог, не жалко было, если украдут.
Улыбка
Человек, расцветающий от банального факта улыбки, — несомненно, белорус. Не припомню ни единого места, где так в цене была бы простая человеческая улыбка. Белорус, приученный беречь эмоции, искренне радуется людям, готовым их разбазаривать. Особенно положительные. В этом климате и с такой наследственностью улыбаться как-то не с руки, и это гнетет соотечественников. Для среднего белоруса, улыбающийся человек — скорее всего, либо слабоумный, либо потенциальный мошенник, либо иностранец. Несмотря на это, цветок, живущий в глубине любой белорусской души, инстинктивно расцветает от улыбки, ничего не поделаешь. Бытует поверье, что белорусские улыбки разительно отличаются от американских, например. Якобы первые — настоящие, а вторые — фальшивые, как те самые китайские елочные игрушки. Очевидно, по причине своей чрезвычайной эмоциональной наполненности, белорусская улыбка до того истощает ее хозяина, что тот до конца дня не способен ни к какому полезному труду или осмысленной деятельности, как после бани. Что ж, еще один повод эту улыбку ценить.
Джинсы «Восемь пятен»
Бедра и голени, спереди-сзади обработанные шлифмашинкой. Ума не приложу, кто изобретатель этого элемента гардероба, но джинсы, аккуратно высветленные в восьми местах, в этом сезоне получают почетный приз «Обжигающий белорусский шик».
Порядок
Импровизация — зло. Джаз враждебен национальной душе и не пользуется популярностью. Ведь белорус все делает по порядку. Покупает мясо здесь, а специи — вот тут. По десять лет стрижется у одного мастера. Выпивает, потом закусывает. Не употребляет наркотики. Переходит дорогу на правильный свет или через подземный переход. Заправляет рубашку в брюки. Бросает курить. Стоит в очереди на расширение жилплощади. Выходит из церкви, пятясь. Чистит зубы перед сном. Пользуется презервативами и бумажным носовым платком. Меняет постельное белье. Родится, женится, умирает.
Дети
Ну, и о наболевшем. Белорус — человек-дитя. Критика его или пугает, или обижает до глубины души. Бросаясь оправдываться, он каждый раз подтверждает правоту сказанного, и это приводит его в еще большее негодование. А все почему? Потому что страстное желание быть хорошим и нравиться находится в состоянии перманентной войны с тайной необходимостью чувствовать себя взрослым и независимым.
Неспособный разрешить этот конфликт, белорус мечется из стороны в сторону, делает массу глупостей, поминутно теряет лицо и попусту размахивает руками — все, разумеется, онлайн. А так-то белорус и талончика в трамвае не прокомпостирует без смущения.