Репрезент: 34mag

Медиа
В нашей рубрике «Репрезент» редакторы белорусских журналов, газет и сайтов рассказывают, как и зачем создавали свои медиа-проекты. В четвертом выпуске – Данила Беренцев и сайт про «эксклюзив, провокацию и андеграунд» 34mag.net.

mag, чем он является сейчас и каким он будет дальше?

Начну с последнего. Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы сделать настоящий журнал с использованием тех технологий, которые нам дает интернет. Чтобы ты открывал материал и понимал, что над ним работали, а не просто вывесили шесть тысяч знаков текста и две фотки. Журнал должен быть практически осязаемым культурным объектом, от которого ты не просто получаешь информацию, но и вдохновляешься, черпаешь энергию.

Это и было задумкой в самом начале – вырвать мозг прежде всего самому себе. Мы просыпаемся каждое утро и, образно говоря, бреемся налысо. Мир можно видеть по-разному. Кто-то открывает фейсбук, смотрит «Хроноблогию» и решает, что из этой страны нужно валить. А у кого-то свет исходит изнутри: он садится и за день рисует десять картин, затем пишет к ним саундтрек, а вечером – пару глав романа. Вокруг на самом деле происходит много яркого и интересного, просто из-за национальной склонности к бытовухе мы разучились это видеть.

Например, внутри редакции мы твердо договорились не ныть друг другу, что нет мест на парковке, что Лебедько в черном списке, что выставка – говно. Когда у нас пропадает интернет в офисе, мы делаем коллажи из старых советских журналов.

Насколько справедливо будет назвать 34mag культуртрегерским ресурсом?

Мы делаем материалы о том, что нам интересно. Мы крайне субъективный журнал. В этом плане мы не выдумываем мучительно долго, что нам поставить на сайт. Если нас интересуют велосипеды, мы неделю можем писать о велосипедах, хотя это и смущает некоторых читателей.

Зачем просвещать молодежь? Ребята-то умные выросли, несмотря ни на что. Нам гораздо более важно заставить чувака поднять жопу и что-то сделать. Поэтому контркультурные вещи, про которые мы часто пишем, интересуют нас в том числе как пример активной жизненной позиции. Когда ты заряжен и тебя прет, ты сам найдешь знания, которых тебе не хватает, в том числе и культурные. Поэтому культуртрегерский ресурс – это все равно, что журнал о погоде.

34

А зачем ты взялся за это? Что тебя мотивировало стать редактором?

Когда-то я работал на «Автосиле» уборщиком территории. В моих обязанностях было убивать крыс лопатой, вырубать топором гектары борщевика в саду предприятия, разламывать на щепки списанные шкафы, в которых в 70-е переодевались работяги, ну и, конечно, обрабатывать наждачкой урны для голосования на близлежащих участках во время выборов – школьники обычно зарисовывали их свастиками. Так вот, сейчас я предельно мотивирован.

Это благодарная работа?

Это нужная работа. Мы пытаемся зарисовать то удивительное сочетание реальности и киберпанка, которое существует вокруг и внутри нас, при этом не скатываясь до формата ленты новостей. В контексте работы я благодарен богу, что живу в этой стране. Здесь словно полигон экспериментов, в котором проверяются понятия добра и зла, дружбы и верности, морали и глупости. И все это обернуто в дизайнерскую обложку по мотивам «Красной звезды» Кристиана Госсетта. Для журналиста, режиссера, художника это весьма интересно. Я жду времени, когда Беларусь станет модной. А благодарен ли нам читатель, я не знаю.

34_1

Можешь описать того, кто читает ваш сайт? Что это за люди и сколько их вообще?

Я, конечно, со свечой над ноутбуками не стою, но, мне кажется, нас читают люди неравнодушные. Мы хотим собрать вокруг нас вдумчивую, энергичную и по-хорошему безумную команду читателей. Не безликую аудиторию, а именно команду. То есть людей, которые относятся к нашему журналу как к чему-то своему: подсказывают героев, предлагают темы, рисуют иллюстрации или пишут, что «34 уже не тот». Сколько таких людей в стране, нам самим интересно выяснить.

34mag – белорусскоязычный ресурс. Нет ли здесь какого-то барьера, не сужает ли это автоматически вашу потенциальную аудиторию?

Конечно, сужает. В стране хватает людей, которым лень читать по-белорусски. Для меня это не нормально. Именно поэтому мы и делаем сайт на белорусском, это наша принципиальная позиция. Если бы мы его не делали на белорусском, мы бы его делали на английском или испанском, чтобы не вгонять этих читателей в состояние пассивного комфорта. Мозги должны постоянно работать.

Что считаешь своей главной удачей, достижением в качестве редактора?

Главное достижение в том, что мне искренне нравится этим заниматься. Я не забываю о работе, как только закрываю крышку ноутбука. Меня сильно вдохновляют люди, с которыми я делаю журнал и, надеюсь, это взаимно. Нам неинтересно все время делать одно и то же или повторять то, что делают все. Этой среде не хватает неформальной интерпретации событий. Поэтому мы ищем свой угол зрения и каждый день работаем над своим стилем.

34_3

Какой материал 34mag собрал наибольшее количество комментариев, и за какой материал тебе было стыдно?

Стыдно становится тогда, когда ты понимаешь, что могли сделать лучше, но почему-то не сделали. В последнее время мне не было стыдно за наши материалы. Дело в том, что мы редко ориентируемся на популярность. Например, персонаж Митя Тарпищев стал даже более популярным, чем мы ожидали. Но это не значит, что это шоу нужно было бомбить каждую неделю. Нам было интересно посмотреть, можно ли в сжатые сроки раскрутить с нуля неизвестного героя. Это удалось. Возможно, мы еще сделаем финальный ролик в том же стиле, а потом подумаем, что с Митей делать дальше. Но это уже будет что-то новое. С другой стороны, у нас есть рубрики, которые не вызывают ажиотажа, но пока они нам интересны, мы будет их делать.

Какие темы табу для вашего сайта? Про что вы никогда не напишите?

У нас есть понятная миссия – пропагандировать здоровые человеческие ценности, такие как как свобода личности, свобода творчества и свобода вообще. Нам важно разбираться не только в белорусском контексте, но и понимать, что сейчас происходит в умах молодых европейцев. Поэтому мы делали совместные проекты с польским журналом Respubliсa, литовским Pravda, немецким N-Ost. Дружим с датским Chili, немецким Dummy, подсасываем темы у немецкого Neon. Мы стремимся быть нормальным европейским журналом. И поэтому для нас табу – писать о том, что не соответствует нашим взглядам.

34_4

Недзіцячы кіналекторый      

Какие планы у сайта? Чем собираетесь удивлять и удерживать аудиторию?

В этом месяце мы запустили наш мультилейбл «Пяршак», на котором мы издаем интересный нам белорусский арт – музыку, книги, фильмы, живопись. Сейчас готовим к выпуску электронный сборник Василя Быкова. В книгу войдут его повести и рассказы, которые не издавались при жизни писателя, в том числе из недавно найденного «гродненского архива».

Что еще читать молодому белорусу? Что в нашей стране можно назвать интересным источником информации, и что читаешь лично ты?

Важно читать срок годности на упаковке. Ты должен уметь находить ту информацию, которая не позволит им тебя нае..ать. И эту метафору стоит перенести на всю остальную реальность.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Чернильная зависимость

Медиа

Самиздат вновь актуален: известный куратор Ирина Меглинская устраивает выставку арт-зинов, сайт Look At Me посвящает зин-культуре серию материалов, журнал «Афиша» проводит круглый стол о новом самиздате, самиздатчики объединяются в независимые издательства. А ребята из Print-o-holic (print-o-holic.ru), которые печатают зины, рассказали, почему это круто.