«К нам уже обращались ребята из Warner Brothers». Кто в Беларуси делает настоящие VR-костюмы

Деньги • Елизавета Мороз

Однажды Лиза Мороз пришла на планёрку и как бы случайно обмолвилась, что минские ребята, оказывается, делают VR-костюмы. Те самые, в которых даже в виртуальной реальности вы будете чувствовать воздействия «внешнего мира». Мы тут же отправили Лизу примерять этот костюм на себя и спрашивать у его создателей, как 

Сегодня второй этаж офиса Teslasuit пустует. Мы поднимаемся на шестой этаж. Здесь отделы тестировки и разработки – на вайтбордах читаются алгоритмы, которые даже при большом желания я все равно бы не запомнила. За стеклянной стеной – секретная лаборатория разработки, которую мне, конечно, не показали. На все квадратные метры офиса только пару человек на рабочем месте – остальные разъехались по командировкам. На стеллажах стоят VR-шлемы, манекены в фиолетовых и черных костюмах. Я пришла узнать, как так вышло, что в Беларуси кто-то делает костюмы для виртуальной реальности, а в каждом втором доме их еще нет. На самом деле, я знаю ответ – эти костюмы позволяют ощущать холод или тепло, чувствовать мышечные импульсы и собирать биометрию своего хозяина. Это умная одежда для VR, и стоит она соответственно: ценник может доходить до 15 000 долларов – ведь костюм сейчас доступен только для разработчиков и професионалов по спецзаказам. На мои технологически профанные вопросы вызвался ответить автор идеи, глава разработки и исследований Teslasuit Сергей Хурс.

Учить астронавтов, заниматься спортом и реабилитироваться после аварий. Зачем нужен VR-костюм

KYKY: Как работает ваш костюм? Только объясните на пальцах, пожалуйста.

Сергей Хурс: Все довольно просто – работа костюма основана на принципе электростимуляции мышц и нервных окончаний. В костюм встроено несколько систем: передачи тактильных ощущений, захвата движений, температурного контроля и биометрические датчики. Он полностью беспроводной. Обратная связь на основе электростимуляции передает уведомления от костюма к человеку. Система захвата движений оцифровывает движения человека и создает виртуальную модель его положения, как в анимации персонажей в киноиндустрии. Система температурного контроля отслеживает температуру тела, а биометрическая система снимает показатели ЭКГ и считывает состояния мышц.

KYKY: Окей, а название почему такое?

Сергей: Название Teslasuit мы выбрали в честь изобретателя в области электротехники Николы Теслы и связано оно именно с использованием переменного тока. Изобретения Теслы легли в основу современного энергоснабжения, он работал над радиопередачей и беспроводной передачей энергии на большие дистанции, занимался разработкой идеи автомобиля на электрическом двигателе. В общем, работал «на будущее» и, как мог, приближал его. Наша компания в этом смысле похожа на него.

KYKY: Будущее – это хорошо, но как только рождается какая-то технология, сразу появляются те, кто хочет ее «сломать». В одном сериале я видела, как хакнули беспилотник, чтобы убить человека. Можно ли хакнуть этот костюм, чтобы заполучить контроль над телом человека?

Сергей: При желании хакнуть можно что угодно. Шутка, конечно. А если серьезно, в таком случае костюм просто перестанет работать, потому что безопасности мы уделяем очень важное значение.

KYKY: А что насчет безопасности данных? В одном из опубликованных материалов говорилось, что в ваших планах разработать майку, которая будет следить за показателями здоровья человека. С одной стороны, это очень удобно, но с другой — у вас будет личная информация. Велик соблазн ее продать кому-нибудь. Как вы относитесь к проблеме слива личных данных крупными компаниями? (Тут к нам присоединяется со-основатель и директор по развитию Дмитрий Михальчук).

Дмитрий Михальчук: Любые умные часы, которые считают пульс и шаги, определяют фазы сна, уже владеют этими данными. И учитывая, что они еще синхронизированы с нашими смартфонами, подключенными к интернету, то «слив» происходит уже. И мы все дали на это свое молчаливое согласие, просто начав пользоваться этими гаджетами, обменяв удобство на информацию о себе.

Конечно, проблема продажи личных данных очень живая и важная, но не нужно ее демонизировать – это цена прогресса и нашего удобства.

Разработка алгоритмов и методов по интерпретации (например, данных с биометрических датчиков) требует как можно более широкой выборки данных для анализа, а еще очень серьезных финансовых и научных ресурсов. При этом конечный потребитель хочет покупать высокотехнологичные решения по доступной цене. Отсюда и возникает необходимость со стороны пользователя чем-то жертвовать. Но мы всегда думаем об этической стороне и будем соблюдать рамки, где данные будут, как минимум, обезличены и «отвязаны» от гео-положения.

По поводу утечки персональных данных – мы тоже серьезно озабочены и строим системы с учетом лучших современных практик. Мы уже в процессе получения сертификации ISO27000 по безопасности и процессам обработки данных.

KYKY: Так где же все-таки применяется ваш костюм и где будет применяться в перспективе?

Дмитрий: Если изначально костюм создавался для развлечений и игровой индустрии, то сейчас речь идет о перспективах использования в промышленном обучении на производствах, в спортивных тренировках, в медицине при реабилитации. Это общемировой тренд в индустрии – поиск путей утилитарного внедрения VR технологий. Сейчас мы сфокусированы на работе с рынком B2B, работаем с партнерами-интеграторами над конкретными кейсами по безопасности в нефтегазовой индустрии и электроэнергетике и обучению астронавтов.

Внедрение костюма с обратной тактильной связью в VR-тренинги позволяет выполнять неограниченное количество манипуляций для отработки, но, что еще более важно, задействовать мышечную память.

Любой навык приобретается гораздо быстрее и запоминается на более длительное время, ведь он пришел вместе с пережитым опытом и максимально реалистичными симулированными ощущениями.

Сергей: Сейчас мы активно работаем над применением костюма в медицине: общаемся с клиниками и университетами и начали несколько проектов по внедрению нашего продукта в реабилитацию и телемедицину. Например, мы работаем с российским Дальневосточным Федеральным университетом, где есть Центр по развитию нейротехнологий, виртуальной и дополненной реальности. В планах разрабатывать программы для реабилитации пациентов после инсультов, травм спины, а также для больных, которые долго пролежали в коме. Благодаря электростимуляции костюм позволяет быстрее восстановить мышечную активность.

KYKY: А можно ли будет заниматься настоящим спортом в костюме?

Сергей: В перспективе в костюме можно будет тренироваться. Система захвата движений может считывать траекторию, так что если заранее создать программу, в которую будет записан набор эталонных поз для йоги или замаха в теннисе или гольфе, то с помощью обратной тактильной связи и электрических импульсов, подающихся на мышцы, можно корректировать ошибки, предотвращать травмы, подсказывать нужные движения. При этом по биометрическим датчикам можно отслеживать физическое состояние во время занятий в костюме. А можно использовать костюм во время разогревающих тренировок – как предварительную проработку мышц, например. Но это пока возможности и планы на уровне концептуальных идей. Внедренных кейсов пока нет.

KYKY: Но персонального тренера он все же не сможет заменить. Правда?

Сергей: Разумеется, ничто не сможет заменить живого тренера, потому что спорт – это не только эталонные движения. Это еще и правильно подобранное питание, режим занятий, психологическая подготовка. Любой гаджет или приложение – это лишь дополнительная помощь профессиональным тренерам.

Примеряем костюм будущего на себя

Пришло время примерки. Мне выдают костюм размера XS. Я напрягаюсь: что если не влезу? Порвать такие штаны страшнее, чем сделать дырку по шву на брюках из H&M. Влезла — самооценка устремилась вверх. Внутри костюма есть элементы, которые касаются голой кожи – и уже через несколько секунд я ощущаю парниковый эффект. Мне помогают застегнуть все зипы и кнопки. Чтобы понять ощущения, представьте, что ваши ноги и руки обмотали бандажными бинтами и сказали в этом костюме мумии пройтись. Зато со стороны я напоминаю себе Лару Крофт, хотелось бы стать Женщиной Кошкой, но ребята пока не применяют латекс. А жаль.

KYKY: А с вами правда связывались Warner Brothers? Для чего?

Дмитрий: Это действительно так, ребята из Warner Brothers к нам обращались, когда только начинали работать над фильмом «Первому игроку приготовиться». Им было интересно узнать о реально существующем костюме, который буквально сошел со страниц одноименной книги Эрнеста Клайна, которую они задумали экранизировать. На тот момент предоставить костюм для съемок мы еще не могли, он был на этапе прототипа, поэтому тогда просто пообщались – будем надеяться, что с заделом на будущее. Так что есть основания полагать, что это еще вовсе не конец истории.

KYKY: Кто-нибудь пытался перекупить вашу компанию? Так же обычно происходит со стартапами.

Дмитрий: Скажем так, этим вопросом интересовались. Мы работаем и общаемся с крупными корпорациями по всему миру, у них есть свои технологические лаборатории. Разумеется, вопросом «не продается ли наш проект», интересовались. Вообще, у стартапов фактически два пути: придумать клевую идею, запустить ее и продать на хайпе, или строить самим на свой страх и риск. Второй вариант, конечно, сложнее, но и интереснее. Мы выбираем именно его.

KYKY: Сегодня в офисе не так много людей, но в своих интервью вы говорите про то, что штат растет и множится. Расскажите про свою команду. Кто в ней есть? И трудно ли к вам попасть?

Сергей: У нас в команде уже больше ста человек. Мы и правда активно растём: за прошлый год число сотрудников увеличилось почти в три раза. Когда только начинали, нас было не больше десяти. В офисе в Минске находятся разработчики, доктора, дизайнеры, текстиль, департамент по развитию, маркетинг. Само производство находится в Бресте, а в Лондоне сосредоточена работа менеджмента.

KYKY: Почему производство в Беларуси? Это экономически выгодно?

Сергей: Производство сделано здесь, чтобы отточить все технологические процессы. Логично, что это удобнее и быстрее делать, когда все (и разработка, и производство – Прим. KYKY) находится в пределах одной страны.

KYKY: Ну тогда почему про вас не знает вся страна? И почему мы все ещё не ходим в этих костюмах?

Дмитрий: На вопрос, почему мы все ещё не ходим в этих костюмах, ответ достаточно очевиден. Это новый технологически сложный продукт, который сейчас все еще находится в стадии доработки и улучшения. Любая инновация приходит в каждый дом не сразу, в этом и есть суть новых разработок и изобретений. Телевизор, компьютер, мобильный телефон прошли долгий путь до того, как появились у каждого. Почему о нас еще не знает вся Беларусь – это вопрос, скорее, к нашим медиа и журналистам. Мы открыты и готовы рассказывать о себе.

KYKY: Говорят, что VR в нынешнем исполнении — это тупик, что нужно идти в направлении большего погружения человека в виртуальную реальность без шлемов и джойстиков. Ваш костюм это шаг в этом направлении?

Сергей: Вы говорите о виртуальной или дополненной реальности или о смешанной? Например, для AR не нужны шлемы и джойстики. Если мы говорим о VR, то есть разные гаджеты, увеличивающие степень погружения и делающие опыт более ярким. Это и беговые платформы, как Virtuix Omni, и VR кресла, например.

Традиционной проблемой всегда считалось именно отсутствие возможности почувствовать физические, тактильные ощущения в виртуальной реальности – и этот вопрос решает костюм.

Но пока это не отменяет шлемов – чтобы видеть окружающую среду – и джойстиков. Разумеется, все эти гаджеты активно совершенствуются и трансформируются, становятся легче и удобнее: мы уже сейчас видим все более компактные очки, а на смену джойстиков приходят перчатки. И эти тренды будут развиваться и прогрессировать.

Мы постоянно дорабатываем костюм. Сейчас существует версия костюма для разработчиков, так называемый, development kit. Мы собираем фидбэки, анализируем и дорабатываем каждую из систем, которая интегрирована в костюм. Обратная связь сейчас очень важна для совершенствования технологии. 

VR – это новый чёрный

Из программерских офисов меня проводят в швейный отдел – девушки, которые занимаются раскройкой, отрываются от работы, чтобы пообщаться со мной. Швейные машинки в ряд, манекены, на стене фотографии моделей в готовых костюмах и рулоны, рулоны ткани. Меня знакомят с Игорем Бутурлей – главой департамента дизайна Teslasuit. Это он получил премию Red Dot Award «Best of the Best» за продуктовый дизайн – считайте, Оскар среди высокотехнологичного арта.

KYKY: Каково это – делать продукт, который теперь будет стоять в музее дизайна?

Игорь Бутурля: Разумеется, такое признание важно и ценно для дизайнера. По эстетическим вопросам многие имеют собственное мнение, и, естественно, часто люди бывают резки в выражении своих суждений – кстати, не всегда компетентных. В такие моменты важно не останавливаться, не опускать руки, а просто продолжать делать то, во что веришь. Конечно, нужно фильтровать негатив, улавливать конструктивные комментарии, которые помогают совершенствоваться и быть лучше. И когда получаешь такое признание, понимаешь, что всё делаешь правильно. Это вдохновляет работать дальше и сделать что-то еще более крутое.

Когда я узнал о награде, был в Сан-Франциско, и у меня был жесткий джетлаг. Но все равно поначалу эта новость потрясла. Это очень серьезная награда, особенно для дизайнера. На эту премию подавались 5500 продуктов, причем это и Apple, и Ducati, и McLaren, и Ferrari. И если продукт получил Red Dot, то, без сомнений, это хорошая вещь – и функционально, и эстетически.

KYKY: Почему костюм именно черного цвета?

Игорь: Вообще, черный и белый – это основные цвета нашего бренда. Я всегда придерживаюсь принципа, что не нужно прибегать к лишнему украшательству. В нашем случае это могло сделать продукт более вычурным. Мы же наоборот искали такие решения, которые подчеркивали бы функциональность и эргономичность, придерживались минимализма. У нас были эксперименты с яркими цветами. В прошлом году мы сделали для Sony комбинацию фиолетового и черного и чисто фиолетовый костюм, но мне не очень понравился результат. У нас в разработках есть еще варианты, но там все гораздо тоньше, ведь оттенок, который мы выберем, должен понравится большинству – как у Apple с их цветовой линейкой.

KYKY: По-моему, дизайн немного похож на костюм Бэтмена. Какая у вас была первоначальная задумка?

Игорь: Ассоциации и сравнения сугубо индивидуальны. Глядя на наш костюм, у кого-то всплывают в памяти образы из фильма «Первому игроку приготовиться», у кого-то – из «Газонокосильщика», у кого-то – из «Черного Зеркала» или из компьютерных игр. Впечатления от комиксов и кино внесли свой вклад в создание визуального концепта. Конечно, эти герои и их костюмы вымышлены! А мы при конструировании уже использовали не только креативный, но и технологичный подход – ведь наш костюм абсолютно реален. 

Кстати, команда TeslaSuit сейчас участвует в отборе на крутую премию Auggie Awards 2019, которая вручается на крупнейшей в мире выставке и конференции AWE, посвященной дополненной реальности. Вы можете проголосовать за беларусов.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Дама, удобная в быту», постепенно показывает, что может быть успешнее, чем её партнер». Кто они – женщины в беларуском бизнесе

Деньги • Ирина Михно

Центр экономических исследований BEROC еще в 2018 году делал исследование о женщинах в беларуском бизнесе. Чтобы подробнее разобраться, появился ли в нашей стране бум женщин-предпринимателей, есть ли в местном бизнесе дискриминация и почему женщины-собственницы бизнесов берут на себя работу по дому, KYKY поговорил с соавтором исследования – экспертом BEROC Марией Акуловой.