Как найти работу в Киеве. Советы бывалой

Деньги • Алина Малахова
«Пока писала этот материал, нашла несколько украинских сайтов, подобрала вакансии и выслала свое резюме. И получила два ответа: в одном письме меня высмеяли за высокую зарплату, во втором пригласили на встречу». Алина Малахова рассказывает, чем разница отношения работодателя к сотруднику в Киеве, Минске и Москве, и как найти работу в каждой из столиц.

Рано или поздно в жизни любого человека наступает момент, когда приходится искать работу — после ВУЗа или неудачного опыта с предыдущим работодателем, ну или мало ли, какие ситуации в жизни бывают. Поделюсь своей историей, она у меня, ни много ни мало: девять трудовых лет. Начинала я еще в школе, подрабатывая сценаристом на местном телевидении, затем корреспондентом на областном радио и понемногу кропала статейки в областную газету. Все хорошо начиналось — в семье рос журналист, которого эта же семья всячески «отторгала» уговорами в пользу врача-интеллигента: все ж лучше, чем быть представителем самой нищей прослойки интеллигенции (тогда журналисты были, в самом деле, далеко не богатыми людьми). Так свое видение меня как специалиста мотивировали родители, инженер и строитель. Вторым аргументом было утверждение: «Где ж ты, доченька, работать будешь? Газет-то три-четыре, телеканалов парочка да одно радио. Вакансий наперечет, и то все заняты на много лет вперед». Упрямая я до сих пор. Мне всегда важно добиваться своего. Пусть даже потом придется жалеть.

Итак, образование получено, опыт есть, даже на работу пригласили — на самую лучшую в столицу радиостанцию еще до получения диплома. «Везет!» — радовалась я. Годы шли… Города и страны менялись, трудовых книжек стало две, а трудовых договоров вообще не счесть. Я успела поработать маркетологом, пиарщиком, спецкором, контрибьютором (по-простому — автором) и главредом в Москве и Минске, даже успела засветиться в Киеве. Везде все по-разному, но что уяснила для себя, так это то, что поиски работы — это работа, хлеще любой работы! И сейчас как раз тот цимес, чего ради писание: как найти работу в Москве, Минске и Киеве. Так сказать, рекомендации бывалых. В чем разница восприятия работников работодателями трех стран, какие особенности имеют национальные вакансии каждого из государств и имеют ли, как искать и где все-таки найти вожделенную работу.

Начну, пожалуй, с Киева. Мне так хочется.


Сразу скажу, что в 2009–2010 году Украина превосхолила все другие страны по уровню миграционого и трудового дебилизма: кучу бумажек надо было собрать, включая о справку о несудимости, психическом здоровье и финансовом благополучии. А на месте ты еще две недели ожидаешь оформления разрешения на работу. Тогда я узнавала это очень подробно, но сейчас «за давностию лет» могу путаться в формулировках. Немногие рвались ехать работать в Киев, ибо в Россию было проще — купил билет, поехал, оформился по-белому и работай на здоровье. Об этом я расскажу позже. В Украине надо быть зарегистрированным по какому-то адресу, как и везде (родные или друзья, сама процедура регистрации не стоит ни копейки). В общем, если вы соберетесь работать в Украине, в интернете полно информации, как и что делать по уму. Я же расскажу, как там искать работу.

Сейчас общей практикой поиска работы (в Киеве или Минске — неважно), считается обращение на работные сайты — суперджоб, джоб, работа, карьера и т. п. Тогда же таких возможностей не было, ну или были они в куда меньших количествах. Все решали связи, знакомства, кумовство, почетные любовные взаимодействия. Сейчас тоже так, но можно устроиться и по-честному. Я нашла свою первую работенку, которая, правда, не состоялась, к моему огорчению и радости одновременно, через знаменитый и популярный сайт «АртМедиаШоу». С его помощью в те времена могла стать менеджером Машкова, ассистенткой Михалкова или очень популярной и высокооплачиваемой тамадой (вот, кем надо было быть — сейчас бы жила в вилле на Мадейре!) Словом, вакансий было на любой вкус и цвет, а также на любые честь и достоинство. Что я имею в виду?


Я нашла, как мне казалось, на тот момент вакансию своей мечты — работу телеведущей в утреннем шоу. Составила кое-какое резюме, выслала две фотографии — в полный рост и лицо крупно — и написала большое мотивационное письмо, о том, как же мне хочется стать звездой экрана, какой во мне недюжинный потенциал сокрыт, какая я вся из себя опытная и талантливая — танцую, пою, даже билеты на сольные концерты могу продавать, крестиком вяжу, крючком вышиваю, борщ варю и сало люблю. Годков было немного, умишка тоже, верила в светлое будущее за просто так, а точнее за все свои выдающиеся данные из сопроводительного письма. Отправила. И села у окна поджидать ответа, а на носу была очередная сессия.

Никогда не забуду, как на мой красный LG позвонила некто Бронислава.

Сразу помню, что представила себя Станиславу из песни про Яся, которая сидела на всю лаву. Девушка с редким для Беларуси именем и голосом, ниже моего, сообщила, что звонит по поручению продюсера Х, который читал мое письмо, и теперь приглашает на собеседование в Киеве. Я уже прокручивала варианты, как отпроситься из института, и что денег, подаренных мне на день рождения, как раз хватит на билеты в обе стороны, а переночевать пустит подруга-киевлянка. Пока вела бухучет, собеседница сообщила, что дорогу мне оплатят, с собой нужно взять кое-какие документы, платье и туфли на каблуках, чтобы пройти пробы. Я радовалась, как дитя. Заказала билеты, взяла все, что требовалось, и поехала. С утра на вокзале причесалась и направилась по указанному адресу. Меня ждали, я не опоздала. Сделали фотографии, записали короткое ID, потом с соведущим попробовали работать в паре. Все, как мне сказали, вышло отлично. Затем проводили в кабинет продюсера, который должен был обсудить со мной мою дальнейшую блестящую карьеру, баснословную зарплату и прочие плюшки.

Каким было мое разочарование (напомню, что была молода и неопытна), когда он предложил мне все, о чем я так мечтала, за банальный секс. Вылетела я оттуда как пробка. «Как можно! Самая праведная в мире профессия, как вы могли такое обо мне подумать!» — непонятно, как я не влепила ему тогда пощечину.

Знала бы я заранее, что примерно по такой схеме все работало тогда (да и сейчас), ехала бы или с другой моральной подготовкой, или не ехала бы вовсе.

Вечером мы пошли в клуб, на концерт Сереги. Там я и поняла, что звездные карьеры студенток-провинциалок вроде меня в Киеве начинаются на подобных мероприятиях, где полно влиятельных, но не очень медийных дяденек в дорогих костюмах. С парочкой таких я тогда и познакомилась. Визитки эти есть у меня по сей день, хотя, может, и посты они свои уже не занимают, но храню — как память. С одним познакомилась, как и положено, у туалета, с другим — у бара. Один из них, как выяснилось, был главой какого-то банка. В нечищеных ботинках, но с обаятельной улыбкой, был женат, имел дочь, но любил мальчиков. После прослушивания моей трагической истории о нетрудоустройстве предложил вакансии пресс-секретаря в своем банке. Второй пообещал обязательно устроить редактором в гламурный журнал, наутро мне даже позвонила его помощница, чтоб получить резюме и согласовать время встречи с работодателем, который, между прочим, не противился принять меня на работу. Эта круговерть чуть не сорвала мне крышу. Но один звонок мамы, и я тут же вернулась на землю. Вспомнила, что у меня еще и образования-то нет, возможности перевестись на заочное тоже, а одного примера с трудоустройством мне, похоже, мало, и надо обязательно вляпаться в куда большие неприятности. Но игра стоила свеч — я решила идти до конца: надо было доказать себе и всему белому свету, что я могу своим талантом чего-то добиться. В общем, в институте я соврала, что приболела, а сама тем временем уже ехала в редакцию на собеседование. Красивое офисное здание недалеко от набережной Днепра понравилось — я уже представляла, как я буду тут работать, и все меня будут знать.


Думаю, что представляла я себя звездой примерно той же величины, что и Миранда Пристли из «The Devil Wears Prada». В общем, пришла, пообщалась, как выяснилось, с самим издателем — это важно, потому что собеседовать должна величина, равная той величине, которая тебя протежирует. И все вроде бы ничего, только вот зарплата в первые полгода может быть не более 1000–1200 у.е. Я подсчитала, что 400–500 у.е. уйдет на аренду жилья, примерно столько же на ежедневные нужды вроде еды и проезда. Таким образом, получалось, что случись что, так и заначки нет. Но мной двигал интерес и природный авантюризм — я согласилась сделать тестовое задание. К слову, в будущем, когда я все же стала главным редактором, новых сотрудников тестировала одним из подобных вариантов. Итак, тест состоял из трех позиций и заключался в следующем: нужно было перевести интервью знаменитости (мне досталась Мелани Гриффит), подобрать тему ближайшего номера и спланировать материалы, и последнее — написать письмо редактора. Я потратила на это больше суток, и мне казалось, что большего бреда придумать нельзя (уже тогда я заподозрила, что окончательно завалила тест на профпригодность), причем, мне уже катастрофически необходимо было уезжать — злились родители, и в институте что-то заподозрили. Наутро я отправилась презентовать своё ТЗ в редакцию.

Надела все лучшее, что привезла с собой — в Киеве, как и в Москве, да сейчас и в Минске, все-таки встречают по одежке (о Минске у меня есть отдельная история, но об этом позже), поэтому выбирайте либо строгий стиль одежды — пиджак, рубашка, брюки либо ненавязчивый casual.

Собралась целая планерка по моей персоне, я чувствовала себя с одной стороны как экспонат на выставке, который все рассматривают и вот-вот перейдут к тактильному изучению, с другой — как депутат на съезде: можно вещать с трибуны, что более привычно после нескольких лет прилюдных выступлений на журфаке. Меня поставили перед большим круглым столом — как у школьной доски — я начала «вещать». Слушали, перешептывались, иногда перебивали вопросами. Когда я закончила (говорила я полтора часа), меня поблагодарили и пообещали перезвонить. Хотите позлорадствовать, что так всем говорят? Напрасно! Фортуна была со мной — перезвонили, на работу пригласили, пообещали тыщу баксов и проездной на метро, испытательный срок — полгода. Хотелось прыгать, но пришлось признаться, что это была программа «розыгрыш», и вы достойно прошли испытание, но я не могу остаться, поскольку надо доучиться, да и вам неуч совсем не нужен. Так было жаль все это терять, что я еще в течение какого-то времени писала тексты для этого издания, приезжала за гонорарами. Это был мой первый валютный хлеб журналиста! До сих пор вспоминаю с гордостью. Между тем, я собрала свои пожитки и вернулась несостоявшейся звездой в Минск.


Мораль сей басни какова? Обсуждая чуть позже подобные перспективы трудоустройства в Киеве с людьми, живущими там, работающими также, как и я, в сфере журналистики и пиара, узнала, что именно такой вид трудоустройства — знакомства, кумовство, о которых я уже упоминала, является гарантированно успешным, а дяденьки, которые готовы предложить помощь, не всегда попросят за нее что-то взамен, по крайней мере, так было со мной. Да и вообще, я верю, что есть много хороших и отзывчивых людей на свете! Но и не все ведь бросились бы наутек, как я, из кабинета очень известного сейчас телепродюсера, который тогда был знаменит только в своей стране. Надо только решить, на что ты готов ради работы, денег, славы, какую цену готов платить, сможешь ли пойти на сделку с дьяволом и договориться с совестью, и сможешь ли, при необходимости, наплевать на свою честь и достоинство.

А теперь несколько практических советов (на примере журналистики и пиара), если вашим пунктом назначения как гастарбайтера является столица Украины:

Перво-наперво вычислите, какие СМИ или рекламные агентства являются значимыми и ведущими в столице, кто их руководители, учредители, какие они — ведут ли светский образ жизни. Подобную информацию легко найти в интернете. В наш век социальных сетей намного проще контактировать с людьми — найдите этих людей в фейсбуке или твиттере и напишите им, расскажите о себе, попросите аудиенции. Найдите контакты редакции или рекламного агентства и звоните в офис в рабочее время, просите записать на встречу или общение по телефону. Лучше — встреча. Если отправляете кому-то резюме, обязательно узнайте, кому именно, и попросите, чтобы вам ответили, получено ли CV. Либо же перезвоните и уточните сами. Не стесняйтесь, это нормально.

Нет ничего постыдного в том, что вы ищете работу, стыдно, если вы ее не ищете. Не стыдно просить помощи: попросите знакомых, если они у вас есть в Киеве, помочь с контактами или рекомендациями вас как профессионала. Как правило, люди из одной сферы знают друг друга через одного-два человека, потому такая просьба никого не обременит.

Наконец, «русская рулетка» — работные сайты. Пока писала этот материал, нашла несколько украинских сайтов, подобрала вакансии и выслала свое резюме. Я отправила порядка десяти писем. И получила два ответа: в одном письме меня высмеяли за высокую зарплату, во втором пригласили на встречу. Конверсия невысока, но и я не была настроена на реальное трудоустройство в финале этой «операции Ы». Надо отметить, что должность, которую я рассматривала, на украинском рынке стоит примерно запрошенных мною денег, даже больше. Потому обязательно изучите зарплатный рынок, а еще — рынок съемного жилья, цены на продукты также легко найти в сети. Подсчитайте, сколько надо на жилье и на жизнь, сколько хочется отправить в заначку. Соотнесите цифры реальные с желаемыми. Не пугает разница? Радует величина? Тогда вперед!

Из эффективных работных поисковиков рекомендую всеобъемлющий trud.com, затем по популярности идет job.ukr.net, rabota.ua, hh.ua.

Наконец, не чурайтесь ночных и светских мероприятий: если вы уже при работе, то там найдете нужных людей на будущее; если еще в поиске, то там водится много тех, кто иногда крайне охотно и инициативно готов помочь в нелегком труде — трудоустройстве. Обзаведитесь визитками — меняйте свои на нужные вам. Обязательно используйте нетворкинг, узнавайте информацию о людях и старайтесь производить хорошее впечатление, улыбайтесь. Даже если руки будут опускаться, говорите себе, что всё идет как надо. И самое главное, верьте, что все получится! Может, не сразу, но обязательно все будет хорошо.

Продолжение следует…

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Белорус придумал карту wi-fi паролей по миру

Деньги • Дмитрий Мелеховец

Чтобы принести пароль от Wi-Fi, у официанта уходит около 17 минут. Кирилл Кудин решил проблему и создал одно из лучших приложений для путешествий по версии National Geographic.