KYKY: Костя, ты придумал экономическую настольную игру Flixa, потом сделал несколько ее модификаций. Я пока играла в две игры, и ты свидетель, как меня затянуло. Хочу еще! Как рождаются настолки? Играл-играл и доигрался?..
Константин Владимиров-Журавский: Обычно бывает именно так, как ты сказала: игры создают геймеры, заядлые настольщики. Они много играют, знают типологию игр. Мы сделали наоборот, зашли в бизнес не с той стороны. Мы с командой пришли в этот бизнес из тренингов по управлению личными финансами и финансовых симуляторов. Мы не изучали настольные игры и не собирались их делать – так получилось. Я организовал клуб, где мы играли в знаменитый «Денежный поток» Роберта Кийосаки. Я не был первым, просто не знал, что есть другие ребята, которые делают то же самое. В 2008 году создал сайт клуба, который начал активно развивать. Со временем понял, что людям уже неинтересно играть в «Поток», она стала слишком простой. Мы начали делать дополнительные карточки, со временем игра изменилась настолько, что это уже была новая «настолка». Так мы пришли к созданию своих игр. Появилась экономическая игра Flixa. Наш продукт в четыре-пять раз дороже, чем принято в мире настольных игр, поэтому люди, которые привыкли покупать игры за 5-6 долларов за коробочку, удивляются, когда узнают, что Flixa стоит 25 долларов.
KYKY: В игру с момента ее создания поиграло несколько десятков тысяч человек в Беларуси и за рубежом. Но есть те – и их много – кто не играл пока в твои «настолки». Расскажи кратко, в чем суть Flixa?
Константин: Игра построена на механизме, который позволяет в легкой игровой форме развивать и закреплять базовые знания экономики, учить торговать на бирже, на рынке недвижимости, открывать новый бизнес: совместно с кем-то либо самостоятельно – заниматься кредитами, депозитами. Цель участников – создать капитал. Кто больше заработает во время игры, тот и выиграл. Как зарабатывать? Можно покупать предприятия и недвижимость, брать кредиты и открывать депозиты, покупать акции… Есть и случайные заработки, подарки и внезапные потери – без этого игра была бы неинтересной. У нас нет игрового поля и бумажных денег, но есть карточки. Для учета своих финансов нужны будут лист бумаги и ручка.
«Лучше быть маленьким на большом рынке и получать большие деньги, чем быть тут единственным и гордым»
KYKY: Выше ты сказал, что твои игры стоят в несколько раз дороже других. Почему такая разбежка в цене?
Константин: Мы выпускаем игры малыми тиражами 100-500 коробок. Печать одной игры такими тиражами выходит в 2-3 доллара. Это без учета дизайна и продвижения продукта. При большем тираже себестоимость снижается. Я печатаю игры в Беларуси, но если делать это в Китае, себестоимость выйдет в 30 центов. Но для того, чтобы издаваться там, нужен тираж в две с половиной тысячи экземпляров минимум. Для Беларуси это многовато, но я надеюсь, что через пару лет ситуация изменится к лучшему. Максимальный тираж, который мы печатали – тысяча коробок. Это объясняется тем, что мы зашли через узкую целевую аудиторию, которая интересуется финансами. Вспомни свою реакцию: ты взяла правила в руки и они тебя испугали, ты сказала, что бизнес и акции – это не для тебя. Это и понятно: правила игры, на первый взгляд, не самые простые, а времени на их изучение нет, поэтому люди выбирают более простые игры, пускай они и набили оскомину. Только когда ты сыграла с нами во Flixa, втянулась и стала фанатом этой игры.
KYKY: Да, это правда.
Константин: Поэтому и тиражи такие небольшие. Мы рассчитываем в первую очередь на людей, которым интересна тема финансов. Они приходят, видят игру – и продажа происходит очень быстро. Люди не спрашивают, почему коробка стоит 25 долларов. Мы выпустили первый тираж, начало работать сарафанное радио – и поняли, что нужно выпускать игры для тех, кого не очень интересует покупка акций и недвижимости. Начали думать, какие варианты игр придумать для них. Понимали также, что этим людям нужна более доступная цена на коробку, сделали более простой и дешевый вариант упаковки. Чтобы дать свою игру разным аудиториям, мы придумали игру «Flixa фермер» для детей…
KYKY: Блин, я еще в нее не играла.
Константин: Вот видишь, это так и работает: сыграла в одну игру, и хочется попробовать все остальные (смеется)! Потом мы придумали игры «Flixa зомби», «Flixa партизаны и оккупанты». Серия будет развиваться, мы будем создавать бесконечное множество игр. Хочу захватить разные целевые аудитории. Как показывает практика, они постепенно смешиваются: финансисты начинают играть в зомби и наоборот. Для меня как для автора игр очень приятно, что даже термин появился «фликситься». В планах – игры про пиратов, космос и спорт.
Рынок Беларуси для меня уже маленький. Здесь можно нормально зарабатывать, чтобы поддерживать штаны, держать офис и делать вид, что мы здесь единственные, но меня такая перспектива не устраивает.
Я чуть-чуть более амбициозен и менее падок на славу. Лучше быть маленьким на большом рынке и получать большие деньги, чем быть тут единственным и гордым. Моя цель – найти крупного издателя и издаваться в Германии, Японии, Америке. Это реальная цель. Я даже посчитал: если буду просто ездить на выставки настольных игр по миру и продавать их только там, заработаю больше, чем работая в Беларуси.
KYKY: Если ты замахиваешься на зарубежные рынки, значит для этого есть основания. Чем интересна Flixa, в чем ее фишка?
Константин: Заразная штука, ты по себе знаешь! Сыграешь раз-два и подсаживаешься (смеется). У игры высокая виральность: люди почему-то любят фотографировать раскладку карточек и выкладывать снимки в социальных сетях. Получается, она сама себя рекламирует. Никогда не бывает одного и того же сценария: каждый раз вы играете в новую игру. К тому же, тут высокое присутствие психологии: не столько экономика, сколько человеческие отношения. Это захватывает, сплачивает людей и заставляет играть снова. Мы часто проводим корпоративные игры в разных коллективах – заходит «на ура».
«По сути, я делаю деньги на бумаге и краске. Печатаю игры за «три копейки», а продаю задорого»
KYKY: Когда мы договаривались на интервью, определили генеральную линию разговора – бизнес на картоне. Ты придумываешь и выпускаешь настольные игры. По сути, бумага и краска. Это успешное дело?
Константин: Более чем. В прошлом году я на играх и тренингах, основанных на них, зарабатывал в три раза больше обещанной нашим президентом средней зарплаты. Этих денег я не заметил. Удивляюсь, как беларусы умудряются выживать на свои зарплаты… Я более 40 дней провел за границей: в Америке, Германии, Швеции, Латвии, Литве, России, а жизнь там намного дороже, чем у нас. Но там ты понимаешь, на что идут эти деньги. Ты покупаешь напиток за пять евро, но понимаешь, куда идут твои налоги. Видишь дороги, по которым едешь, общественный транспорт, электрички с интернетом… Хочется, чтобы у нас было так же, но для этого нужно много работать.
KYKY: Делать бизнес в Беларуси – благодарное занятие?
Константин: Посмотрев на налоги, получается, что зона очень даже неплохая. Если работать индивидуальным предпринимателем по упрощенному налогообложению, то вполне благодарное – у тебя всего пять процентов налога, пока твои объемы не превысят 40 тысяч евро в месяц. У меня пока таких цифр не было, поэтому я не платил больших налогов. Упрощенка плюс ФСЗН – вполне подъемные условия. В Европе налоговая забирает намного больше, чем у нас. Но в Беларуси то, что не забирает налоговая, отнимают другим образом: платежи в садах, школах. Все эти поборы нелегитимные. В Америке, скажем, все иначе. Если людям нужна, скажем, новая дорога, то их налоги идут именно на нее. Люди понимают, за что платят.
KYKY: Наблюдая за твоей активностью в социальных сетях, за комментариями, которые оставляют люди под постами, да и слыша мнения о тебе в кулуарах, у меня сложилось впечатление, что немало людей в тебя «тыкает палочкой»…
Константин: Конечно, тыкают! По сути, я делаю деньги на бумаге и краске. Печатаю игры за «три копейки», а продаю задорого. Маржа в этом бизнесе в 200-300%. Это нормально. Бывает и большая накрутка – 500-800%. Несмотря ни на какие кризисы, в последние пять лет это постоянно растущий сегмент рынка в мире. В Беларуси этот процесс идет не так скоро, но тем не менее. Компания Hasbro, ведущая компания настольных игр в мире, в 2013 году провела исследование рынка «настолок» в России. Оказалось, что с 2010 по 2013 годы этот рынок рос каждый год на 15%. Это очень хорошие цифры в условиях кризиса. Другие рынки стремительно падают, а я как не замечал кризиса, так и не вижу его. Сейчас я озадачен тем, как собрать команду, чтобы поехать на выставку-ярмарку настольных игр Internationale Spieltage в Эссене. Это крупнейшее мероприятие, посвященное только настольным играм, которое собирает больше двух тысяч экспонентов со всего мира. Ты только представь масштаб! Я ездил туда на разведку в прошлом году, хочу поехать участником, представить там свои игры.
KYKY: Сколько на беларуском рынке игроков в сегменте настольных игр?
Константин: Немного. Если говорить начистоту, в нашей стране вообще нет конкуренции. Локальные рекламные войны имеются, но не более того. Когда к нам придет жесткая конкуренция, появится такое понятие, как борьба за клиента. Посмотри, что творят наши банки, рестораны и так далее…
KYKY: Большинству пофиг на клиента.
Константин: Да, конечно! Если говорить про рынок настольных игр, он маленький, только начинает развиваться. У нас есть несколько компаний, которые печатают очень простые и дешевые игры миллионными тиражами и отправляют их в Россию и Беларусь. Себестоимость игры получается практически нулевой, но и интерес к ним тоже стремится к нулю. Я бы назвал эти игры одноразовыми «таймкиллерами». Образовательного эффекта в таких настолках нет, но они представлены во всех сетях. Выигрывают такие компании за счет широкого ассортимента: чем он шире, тем охотнее торговые сети берут на реализацию игры. Если говорить о настольных играх для внутреннего рынка, я бы назвал известную игру «Повстанцы» или игры проекта «Мова нанова».
KYKY: Ты перевел Flixa на беларуский язык, начал краудфандиговую кампанию на сбор средств для ее издания. Зачем?
Константин: Имея планы выходить на зарубежные рынки, я подумал, что будет негоже, если я не выпущу игру на беларуском языке в своей стране. Во время успешной первой краудфандинговой компании было много комментариев: «Почему игры нет на беларуском языке?». И я решил: хотите – переведу, не вопрос. Я человек дела, если пообещал, делаю. На данный момент эту инициативу поддержало аж пять человек!.. Но есть и плюсы от этой компании: мне написали люди, которые захотели перевести игру на другие языки. Сейчас она переведена на литовский, латышский, немецкий. Переводится на польский, французский, турецкий, китайский…
Латвийская игра уже ушла в печать, а беларуская – нет. Что ж мы за нация такая? Как писать комментарии – да, а как что-то конкретное сделать –не дождешься…
Еще была история, которая меня удивила: художник вызвался нарисовать дизайн коробки для беларускоязычной версии игры. Я его разместил в интернете. Посыпались комментарии: «Почему у вас беларуский орнамент? Он уже всех задрал!» Ребята, вы серьезно? Это ваш национальный орнамент, как он может вас задрать?! Иногда отношение беларусов к своему и своим настолько мне выносит мозг, что я с радостью уезжаю за границу и отдыхаю там. Сижу и думаю: зачем я ввязался в это?.. Но не все так плохо: недавно пришла отличная новость — проект symbal.by решил нас поддержать и помочь с изданием беларуской версии Flixa. Так что раздеваемся и работаем (смеется).