Лучшие свои работы Стас уже подарил Михалку, Шнурову, российскому премьеру (тогда он был премьером), а последнюю фигурку планирует лично вручить Джонни Деппу: «Хочется показать, что белорусские сувениры могут быть не такими колхозными, как продают на Немиге и во всех музеях. Они могут быть интересными, они могут нравиться молодежи».
Чтобы попасть в мастерскую «Mad Green Hand» Станислава Никоновича, нужно несколько раз споткнуться о вымощенную дорогу улицы Раковской, на которой, кстати, в 17 веке ремесленников было хоть отбавляй. «С месторасположением мне подфартило!» - улыбается Станислав, провожая журналиста в мастерскую. Комнатка совсем небольшая, немного пыльная, украшена творческим беспорядком. И словно диаманты в грязи – на полочках дремлют фигурки рок-музыкантов, каких-то друзей Станислава, статуэтка отца с автомобилем.
Некоторые – оригиналы, остальные – дубликаты фигурок, которые уже проданы или подарены. Изначально все фигурки Стас делает из полимерной глины. Каждая фигурка детализирована, как роман «Война и Мир» – складки на одежде, морщинки, украшения – все это на 20-сантиметровом творении.
«Левша блоху подковал, а я сережку в ухо фигурке не вставлю?» – не без иронии говорит Станислав. Каждый экспонат имеет свой характер, образ и эмоции.
Фигурки, оставшиеся в мастерской либо ждут выставки, либо попросту еще не проданы. Подарочные экспонаты Стас делает только лично, без участия помощников. В основном, это любимые рок-музыканты Станислава. Работа над ними длится несколько месяцев, после чего Стас пытается выйти лично на любимых звезд, чтобы отдать глиняных близнецов.
«Я давно хотел сделать статуэтку Шнурова, но получилось так, что она сам приехал в Минск на День рождения одного очень влиятельного бизнесмена. Я к нему подошел, вручил статуэтку. Шнур офигел, сам попросил сфоткаться. А совсем недавно я просто упаковал статуэтку Михалка, сел в автобус и поехал на его концерт в Москву. Перед концертом поговорил с организатором, который провел через три поста охраны к музыканту.
Борису Борисычу Гребенщикову я тоже хотел статуэтку лично отдать, но организатор концерта оказал: «Не-не, никак лично нельзя».
Он что-то в руках покрутил, угукнул и все. Ноль эмоций. Естественно, я от него восторга и не ожидал, но мне просто хотелось подарить эту статуэтку музыканту».
Сейчас Станислав взял планку повыше: следующую фигурку хочет лично вручить Джонни Деппу. Работа над статуэткой уже идет, но закончит он ее нескоро: слишком много у Джонни деталей на одежде и украшений. «Я уверен, что встреча получится. Я по образованию специалист по международным отношениям, и я понимаю, что договориться можно с кем угодно. В жизни вообще нет ничего невозможного».
Кто заказывает у Станислава фигурки
Один из последних заказов – колоритный усатый телефонист-шляхтич, статуэтку которого ему заказали коллеги на юбилей. А до него Стас делал фигурку одного из самых видных глав государств в мире, фамилию которого Станислав не хотел бы афишировать. А один из постоянных клиентов Станислава – премьер одной из российских республик, который заказал уже 11 статуэток.
На такие крупные заказы могут уходить месяцы, при условии, что Стас делает всё сам, без помощи сотрудников. Но если вы не Джонни Депп, то ваш портрет могут сделать всего за неделю – в таких случаях Стас работает с помощниками. Стоимость одной глиняной фигурки варьируется от средней зарплаты учителя по стране до средней зарплаты айтишника – точнее не скажешь, все индивидуально.
За семь лет работы цены на продукцию Станислава сильно выросли, первую его работу оценили всего в 70 долларов, которым он обрадовался больше, чем хипстер новой палке для селфи: «Я был в шоке от того, что моя работа кому-то настолько понравилась, что он готов был заплатить за нее $70. Мне даже стыдно было брать эти деньги», – вспоминает мастер.
Первая статуэтка
Началось всё с подарка будущей жене. Тогда Стас был еще студентом, и на День рождения девушки сделал фигурку из самого обычного пластилина. Фигурка ей понравилась, а Стасу понравилось лепить. После ему посоветовали полимерную глину, как материал, более удобный в обращении. Приклеив этой же глиной заколку к сломанной кисточке, будущий творец попробовал сделать статуэтку Михаила Горшенева (покойного лидера группы «Король и шут»). Если сравнивать ту первую работу с современными, Горшенев выглядел, мягко говоря, не очень. Впрочем, как и при жизни. Однако уже тогда стало понятно, что у Станислава талант. Орудия труда из сломанных кисточек, скобок и заколок Стас до сих пор хранит в качестве артефактов.
Институт Стас все же окончил, но диплом ему так и не пригодился: парень понял, что свяжет жизнь с искусством. Сегодня же у мастера сотни заказов по всем миру, за семь лет работы коллекция Станислава насчитывает около 600 работ.
Сейчас Стас запускает новый бренд – «Скiвiца» (челюсть по-белорусски). Скiвiца – это выдуманный Стасом персонаж: скелет с большим черепом.
При жизни Скiвiца был самым настоящим обывателем, чья жизнь строилась по принципу работа-дом. Но после смерти ему был дан второй шанс, который персонаж ни за что не упустит.
Он уже успел побывать настоящим белорусом в вышиванке, ирландцем, панком, растаманом и много кем еще. Всех их персонажей можно заказать на сайте компании, который Стас планирует перевести чуть ли не на все мировые языки. Скоро о Скiвiцэ запишут песню и даже снимут клип. Специально для клипа Стас готовит скульптуру Скiвiцы в рост человека. А голова Скульптуры поедет кататься по миру, чтобы сняться в разных его уголках. Кроме песни и клипа есть еще проект – компания белорусских разработчиков хочет сделать Скiвiцу главным героем компьютерной игры.
Планов у молодого бизнесмена больше, чем главных ролей у Джона Уэйна. «Успеть бы все…», – вздыхает Станислав. Ну а мы-то как раз уверены, что всё реально.